12-ый день большая часть жилого сектора Уральска отключена от горячей воды. Монополист АО «КазТрансГаз Аймак» прекратил подачу газа на уральскую ТЭЦ из-за долгов коммунального предприятия АО «Жайыктеплоэнерго» (ЖТЭ). Тепловики, в свою очередь, говорят о многомиллионных долгах населения. Когда будет возобновлена подача горячей воды, никто сказать не может.
Горячую воду отключили еще 14 июля. На пресс-конференции в ЖТЭ гендиректор Мурат БАЙМЕНОВ сообщил, что их предприятие задолжало газовикам свыше 220 млн тенге. При этом долг населения, по словам Байменова, перед «Жайыктеплоэнерго» составляет 540 млн тенге. Речь идет о шести тысячах должниках. На вопрос, как же быть тем, кто исправно платит за тепло, Байменов говорит, что поквартирное отключение технически невозможно, а взыскивание долгов через суды – процедура затяжная. Тепловики идут на крайние меры. Через суды ограничивают выезд из страны и арестовывают автомобили должников.
Работа с должниками
Елена ШЛЯПИНА работает контролером ЖТЭ третий год. Она обслуживает четыре тысячи абонентов, из которых одна четверть – должники. Елена говорит, что работа у нее нервная. Женщина курит. У нее уставший вид. Вечерами в составе мобильных групп по взыскиванию долгов контролеру ежедневно приходится обходить десятки квартир должников. Мы разговариваем у входа в многокомнатное общежитие по ул. Хамита Чурина, 119, в районе 19-ой школы. У жильцов этой «общаги» горячей воды нет, но они задолжали за тепло 2 млн 700 тысяч тенге. Задача контролеров — как можно быстрее собрать эту сумму в кассу предприятия.
— Главная сложность в том, что много квартирантов. Хозяев трудно найти. Их телефоны квартиранты не дают. Также летом многие уезжают жить на дачи. Больше половины должников не платят из-за того, что просто не хотят платить. Самое удивительное, что люди не боятся суда. Это уже наглость, я считаю, — говорит Елена Шляпина.
К Елене присоединяются менеджер, юрист и глава отдела сбыта. Вчетвером они начинают покомнатный обход должников. В коридорах общежития темно. Повсюду бегают малолетние дети. Пахнет сыростью и, прошу простить, испражнениями. В первых трех комнатах никто не открывает двери. Еще в двух комнатах проживают квартиранты. Они прячут лица от фотокамеры, отказываются представляться и говорят, что хозяев нет, а о долге они не знают. Юрист ЖТЭ Жаслан ДАУЛЕТЬЯРОВ просит передать хозяевам, что «если они не оплатят долг, то списки комнат с квартирантами подадут в акимат и собственников привлекут за незаконно получаемый доход и неуплату налогов».
Стучимся в очередную дверь.
— Этот хозяин, за которым числятся две комнаты, должен почти сто пятьдесят тысяч. Не оплачивает почти два года. Как ни придешь, всегда пьяный, агрессивно себя ведет. Хотя решение суда о взыскании уже есть. Но судебные исполнители тоже не могут исполнить, — рассказывает начальник отдела сбыта ЖТЭ Динара СИСАЛИЕВА.
Дверь открывает супруга должника. Она несколько напугана. Женщина говорит, что муж снова запил и ушел из дома. Женщина обещает, что только со следующего месяца будет платить по две тысячи тенге. Остальное, мол, пусть муж оплачивает. Контролеры уходят ни с чем.
Частичные погашения
Только в одной из комнат молодая девушка-квартирант гасит долг в пять тысяч тенге сразу. Менеджер Шолпан ШАМАКОВА на месте выписывает ей квитанцию об оплате.
По словам Динары, если в день мобильная группа (всего их по городу 15) соберет в кассу больше 60 тысяч тенге, день считается не потраченным зря. Бывало, что и по 400 тысяч собирали за смену. Но такое возможно только в относительно благополучных микрорайонах городах.
— Изымать бытовую технику не имеет смысла, потому что она зачастую старая и ее через торги не реализуешь. Жилье тоже не изымешь – у многих оно стоит в залоге у банков, — говорит начальник отдела.
Самый большой долг на памяти мобильной группы — 945 тысяч тенге. Должница из микрорайона Строитель последние пять лет никому не открывает дверь квартиры.
Долг за счет долга
По мнению коммерческого директора ЖТЭ Вячеслава СОЛОДИЛОВА, пока население на рассчитается с долгами, тепловики не смогут заплатить за газ для ТЭЦ.
— Мы вместе с областными властями прикладываем все усилия, чтобы нам подключили газ. Насколько нас газовики услышат, не знаю. Мое мнение, что такой стратегический объект, как ТЭЦ, отключать от газа нельзя было. Это очень неправильный и неграмотный подход. Тем более в стране ЭКСПО идет, а население обозленное жалуется. Большинство людей ведь не виновато, — комментирует ситуацию Солодилов.
Большинство — это такие, как пенсионерка Любовь ПОГОДАЕВА, проживающая по адресу ул. Циолковского, 6.
— Я не должна ни по одной коммунальной услуге. Сейчас жарко, а приходится греть воду на плите, чтобы помыться. Почему мы должны страдать за чужие долги? Надеемся, что наверху договорятся, — говорит пенсионерка.
ЖТЭ опубликовало часть списка должников на своем официальном сайте. Рубрика «Обратная связь» на этом же сайте полна возмущениями горожан по поводу отключения горячей воды.
В АО «КазТрансГаз Аймак» не комментируют ситуацию. В пресс-службе головного офиса в Астане просят официальный письменный запрос. В приемной руководства местного филиала записали телефон корреспондента, обещав связаться, но так и не вышли на связь.
— Вам в магазине не дают же хлеб в долг, так и здесь. Мне некоторые жалуются, что, мол, права человека нарушены. Но если ты не платишь, о каком ущемлении прав идет речь? Населению надо оплатить долги, вот и все, — прокомментировал ситуацию председатель общества по защите прав потребителей Владимир ЕФРЕМОВ.
По данным ЖТЭ, всего в Уральске зарегистрировано 67 тысяч абонентов.
Коррупционное прошлое
АО «Жайыктеплоэнерго» — предприятие со 100% пакетом акций, принадлежащих местным властям, акимату ЗКО. Монополист не только обеспечивает город теплом и горячей водой, но и производит и продает электроэнергию. Последние несколько лет руководство предприятия оказывалось в центре коррупционных скандалов.
В феврале нынешнего года бывшего гендиректора ЖТЭ Нурлыбека КИРЕЕВА приговорили к семи годам лишения свободы за хищение почти 350 млн тенге. По данным следствия, в начале марта 2014 года Киреев по сговору с начальником отдела госзакупок Бакиром КАРИМОВЫМ (в сентябре 2016 года также приговорен к семи годам тюрьмы с конфискацией имущества – прим. авт.), организовали незаконный конкурс по закупу запасных частей газотурбинной установки «Hitachi» на общую сумму 698 млн тенге (4 млн долларов США по курсу 2014 года). Половина из этой суммы была перечислена победителю конкурса – фирме ООО «Турбопромсервис» из Калужской области РФ. Когда запчасти прибыли, выяснилось, что они оказались «бывшими в употреблении и без сертификатов качества». Суд посчитал, что Киреев и Каримов в сговоре с главой калужской фирмы Романом ПЛЕШАКОВЫМ похитили эти деньги.
В мае 2014 года суд приговорил к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима бывшего директора ЖТЭ Рината НУРУШЕВА. Его судили по трем статьям «Создание и руководство организованной преступной группой», «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества».
По версии следствия, Нурушев украл у государства более 140 млн тенге и нанес имущественный вред АО «ЖТЭ» на сумму более 235 млн тенге. По версии следствия, Нурушев с 2011 по 2013 годы перечислял бюджетные средства на счет лже-предприятия ИП «Арматрейд». Часть денег обналичивалась и передавалась Нурушеву. К слову, Ринат Нурушев, будучи гендиректором предприятия, одновременно являлся действующим депутатом гормаслихата по 7-му округу и возглавлял постоянную комиссию по экономике, бюджету и финансам.
«На сегодняшний день ведутся переговоры с АО «КазТрансГаз Аймак» о подключении газа к ТЭЦ и составляется график погашения задолженности», сообщает пресс-служба акимата Уральска.
От редакции:
В ЖТЭ предупреждают, чтобы жители перекрывали на время кран горячей воды, потому как, если по ней будет идти холодная вода, счетчик будет крутить как за горячую. И перерасчета не будет.
Подписи к фото:
Контролер Елена Шляпина (на снимке справа) и начальник отдела сбыта АО «Жайыктеплоэнерго» Динара Сисалиева во время рейда по взысканию долгов за теплоэнергию.
Санат УРНАЛИЕВ