С 1 июля пенсии и детские пособия вырастут. На сколько? По многочисленным просьбам читателей «Н» подробно разобралась в этом вопросе.
Сначала 9%, потом еще 11%
Пенсионеры страны, в том числе и нашей области в приятном ожидании, они дождались второй волны (в начале года пенсии были проиндексированы) повышения своих пенсионных выплат. Глава государства уже подписан закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социального обеспечения», направленный на совершенствование системы социального обеспечения. Об этом на днях сообщили в Акорде.
Поясним, что с 1 июля этого года повышаются пенсии для 2,1 млн пенсионеров до 20% к уровню 2016 года. Как известно, с начала года пенсии выросли на 9%, а вот с 1 июля их поднимут еще на 11%. В итоге и получится 20 процентов. Эти данные очень важны, так как многие посчитали, что с 1 июля пенсии увеличатся еще на 20%. Об этом пенсионеры узнали из интернет-источников, по всей видимости, до конца не разобравшись в цифрах. Но это не так. С 1 июля размер пенсионных выплат вырастет на 11%.
Как ранее информировала министр труда и социальной защиты населения РК Тамара ДУЙСЕНОВА, в 2017-2018 годы будут поэтапно повышены размеры пенсий, выплачиваемые из республиканского бюджета. Размеры солидарных пенсий будут повышены на 11%, с учетом 9% повышения в начале года. Размер базовой пенсии будет повышен на 13%, с учетом также 7% повышения в начале года. В итоге обеспечивается повышение размеров пенсий до 20% с 1 июля 2017 года по сравнению с размером пенсий 2016-го. Это повышение касается всех пенсионеров нашей страны.
Таким образом, с учетом вышеуказанных изменений минимальный размер пенсии (с учетом базовой пенсии) повысится с 37 789 тенге 2016 года до 45 711 тенге с 1 июля 2017 года. Средний размер пенсии (с учетом базовой пенсии) повысится с 55 117 тенге до 66 676 тенге.
Также с 1 июля 2017 года предусмотрено повышение максимального размера дохода, принимаемого для назначения пенсий по возрасту, с 41 до 46 МРП. Это предлагается для обеспечения сопоставимости в размерах пенсий, назначенных в первом полугодии 2017 года, с учетом повышения до 11 процентов и пенсий, назначенных во втором полугодии текущего года.
Сообщается, что следующее повышение будет проводиться с 1 июля 2018 года и будет связано с изменением методики назначения базовой пенсии. В соответствии с новыми подходами она будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, в который входит трудовой стаж до 1998 года и период поступлений пенсионных отчислений в накопительную пенсионную систему после 1998 года. Базовая пенсия, по словам Т. Дуйсеновой, будет пересчитываться для всех состоявшихся пенсионеров исходя из трудового стажа до 1998 года, то есть предоставление пенсионерами дополнительных документов о стаже не требуется. Также в стаж участия входит период отчислений в накопительную пенсионную систему, при этом предоставление каких-либо дополнительных справок также не будет требоваться, так как эта информация имеется в едином учетном информационном центре развития трудовых ресурсов.
С учетом изменения методики определения прожиточного минимума и повышения размеров пенсий в текущем году до 20%, законом также предусматривается увеличение минимального размера базовой пенсии с 50% до 54% от величины прожиточного минимума. Таким образом, с 1 июля 2018 года размер базовой пенсии граждан, у которых трудовой стаж и период отчислений в НПС не более 10 лет, составит 54% от прожиточного минимума; у граждан с 20-летним стажем – 74% от прожиточного минимума; у казахстанцев, имеющих стаж более 33 лет – 100% от прожиточного минимума. В итоге граждане, имеющие большой трудовой стаж и период отчислений в НПС, будут получать большую пенсию. Ожидается, что из 2 миллионов пенсионеров с 1 июля 2018 года 44,7% будут получать свыше 74% от прожиточного минимума, 45,2% будут получать 100% от прожиточного минимума или вдвое больше нынешней базовой пенсии.
Кроме того, с 2018 года предусматривалось внедрение условно-накопительного компонента пенсионной системы за счет уплаты обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. Принимая во внимание сложившуюся экономическую ситуацию, законопроектом предусматривается перенос сроков внедрения обязательных пенсионных взносов работодателей с 2018 на 2020 год. Иначе говоря, работодатели получили отсрочку еще на два года.
Рожайте и получите выплату!
Что касается размера единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка, то с 1 января 2017 года он был повышен на 7%, а с 1 июля – увеличится еще на 20%. В результате в 2017 году в сравнении с 2016-м рост составит 27%. Если в 2016 году размер государственного пособия на рождение первого, второго и третьего ребенка составлял 66 621 тенге, то с 1 января 2017 года его размер составил 71 270 тенге, а с 1 июля повысится до 86 222 тенге. Размер государственного пособия на рождение четвертого и более ребенка составлял 111 035 тенге, а с 1 января 2017 года он повысился до 118 783 тенге, с 1 июля 2017 года размер будет равен 142 947 тенге.
Кстати, на повышение пенсий и единовременного пособия на рождение ребенка в республиканском бюджете на 2017 год дополнительно было заложено 81,6 млрд тенге. В целом проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения» предусмотрено внесение поправок в восемь законов РК.
Грядет реформа
На днях Национальный Банк Казахстана предложил модернизировать пенсионную систему для повышения ее эффективности и снижения рисков. Как рассказала заместитель председателя Национального Банка Дина ГАЛИЕВА, в результате реформ, начатых ещё в 1998 году, в Казахстане сложилась многоуровневая система пенсионного обеспечения, предусматривающая пенсионные выплаты из различных источников.
Так, солидарная и базовая пенсии выплачиваются из государственного бюджета. Единый накопительный пенсионный фонд производит выплаты из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных, обязательных профессиональных и добровольных пенсионных взносов. В перспективе с 2030 года взамен базовой пенсии предполагается ввести минимальную гарантированную пенсию из бюджета, а с 2026 года начнутся первые выплаты из нового условно-накопительного компонента, который будет формироваться за счет 5%-ных обязательных пенсионных взносов работодателей, вносимых ими в ЕНПФ за каждого своего работника.
Таким образом, по словам Д. Галиевой, сейчас наша пенсионная система включает солидарный, накопительный и условно-накопительный компоненты. Такая диверсификация источников пенсионных выплат способствует обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и позволяет сгладить минусы одного компонента за счет плюсов другого. Основной целью модернизации, по данным Нацбанка РК, является развитие этой многоуровневой системы, которая является устойчивой и позволяет получать адекватные размеры пенсий. Государство берет на себя ответственность за базовый уровень пенсии, гарантию сохранности пенсионных накоплений и деятельность ЕНПФ. Но не меньшая ответственность лежит на работодателе за своевременное и полное перечисление обязательных пенсионных взносов и пополнение условно-накопительных счетов работника, а также на каждом вкладчике.
Подготовила
Маргарита ОРЛОВА