21 июня судья специализированного межрайонного уголовного суда ЗКО Бахыт Ермаханов приговорил восьмерых жителей п. Жангала Жангалинского района к тюремным срокам от 5 до 15 лет. Согласно материалам дела, подсудимые с малолетними детьми фотографировались на фоне черного полотнища ИГИЛ (запрещенная в РК террористическая организация), и готовили нападение на местное РОВД. Родственники и адвокаты осужденных не согласны с приговором и намерены его обжаловать.
Роковая фотосессия
В ходе суда установлено, что в конце мая 2016 года представитель международной террористической организации ИГИЛ, известный под псевдонимом Абу Мухаммад аль-Аднани через интернет призвал «братьев-мусульман» к «вооруженному джихаду». Суд полагает, что 5 июня в Актобе группа молодых людей, придерживающиеся «салафи джихадского» направления совершили теракты, именно после данного призыва.
Как следует из пресс-релиза распространенного судом, «совершенные в Актобе 5 июня 2016 года теракты оказали сильное воздействие на жителя Жангалы Габдешева», который запланировал теракт. Во время священного для мусульман месяца Рамазан (с 5 июня по 5 июля 2016 года) Габдешев, якобы, поделился своими планами (подготовка к теракту) с членами местной мусульманской общины Жантасовым, Кисметовым, Каиргалиевым, Бижановым и Арстановым. Те «полностью поддержали» Габдешева и начали искать других единомышленников и оружие.
По материалам следствия, члены группы ездили по окрестностях села на машинах, размахивали черным знаменем и фотографировались на его фоне, выкрикивая «Аллах Акбар!». «Тем самым выразили, что поддерживают идеи террористической организации ИГИЛ и проводимый ими вооруженный джихад», — сообщается в приговоре суда.
6 июля члены общины с детьми и жёнами собрались в доме Бижанова по ул. Дружбы народов в п. Жангала. При этом Жантасов принес из своего автомобиля чёрный флаг и собравшиеся стали фотографироваться на его фоне. Следствие полагает, что это было сделано «для усиления идей «ИГИЛ» и воздействия на вероубеждения братьев по религии». Знамя, по версии следствия, изготовил Жантасов. После «фотосессии» вся группа с семьями поехали на машинах на пикник к водоему «Сорколь» в 13 км от Жангалы. При этом во время поездки Омаров и Арстанов вытащили из люка машины Габдешева чёрное знамя и по очереди размахивали им.
Приехав к реке, парни установили знамя на берегу, прикрепив его на древко «для создания впечатления, что, якобы, они находятся на территории государства, которое ведёт борьбу для создания Халифата».
Далее Бижанов и Жантасов, подняв указательные пальцы вверх, обращаясь к соратникам «в целях воздействия на их убеждения и взгляды», три раза крикнули «Аллах Акбар», выражая тем самым поддержку идеям ИГИЛ и проводимой этой организацией вооруженный джихад по борьбе с кяфирами».
Вечером 8 июля и утром 9 июня эти же ребята, как утверждает суд, проводили подготовку к теракту (нападение на Жангалинское РОВД) на канале «Кубик» возле села Сугирали, а также на берегу Сорколя.
Группа попала в поле зрения сотрудников ДКНБ и ее члены были вскоре задержаны.
Фотографии, фигурирующие в деле, журналистам показал судья Ермаханов, предварительно запретив фото и видеосъемку.
Молодых людей в возрасте от 25 до 33 лет осудили по статьям «Создание и участие в деятельности террористической группы», «Пропаганда терроризма» и «Подготовка к теракту».
Суд приговорил Габдешева и Жантасова к 15, Кисметова к 12, Каиргалиева, Арыстанова и Бижанова к 11, Абекенова к 6 с половиной и Рахматуллина к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Подсудимые свою вину не признали.
Вопросы к следствию
— Кроме двух засекреченных свидетелей у них нет ни одного доказательства подготовки к теракту. Не нашли ни оружия, ни боеприпасов. Нас сразу с самого начала предупредили, кто, сколько получит. Месяц не давали видеться, чтобы скрыть у них синяки.
Даже аудиозаписей разговоров о теракте нет. Все обвинения основаны на слове «возможно», — перебивая друг друга и возмущаясь, встретили приговор родственники осужденных.
— На флаге написано «Нет Бога, кроме Аллаха». Другого там смысла нет. И из-за этого нужно было на такие сроки сажать? Государству можно было решить их судьбу, не сажая в тюрьму. Их осудили за то, чего они не совершали. Теперь они разочарованы в государстве, — возмущается Гульдана Фазылова, сестра одного из осужденных.
Один из адвокатов по делу Багдагуль Ажигалиева говорит, что ответственность за случившееся лежит и на госорганах.
— Специалисты управления по делам религий должны были вести профилактическую работу в районе. Сам прокурор на суде сообщил, что в Жангале ситуация обостренная, очень много приверженцев. Специалист по религии приходил, мы его допрашивали, он два слова связать не смог. Не сумел объяснить, что он делал для профилактики, когда ездил в Жангалу, — утверждает адвокат.
— Допрашивался директор школы, который сказал, что в Жангале есть более опасные личности, чем подсудимые. Имам также подтвердил, что подсудимые нормально читали намаз и не отделялись. Ряд свидетелей сообщили в суде, что на них во время допросов в ДКНБ оказывалось давление, женщин пугали, что отберут у них детей, мужчин пугали, что «закроют». Якобы два свидетеля-псевдонима слышали разговор о готовящемся теракте. Показания у них были, как под копирку. Разве так можно?! – прокомментировала приговор Ажигалиева.
Ее коллега, адвокат Жанарбек Шамгонов говорит о нарушениях во время следствия.
— Если они узнали, что говорится нападение на РОВД, то они должны были провести оперативно-розыскные мероприятия по установлению данных фактов, записать их, полностью подтвердить. Если один сосед сейчас напишет на другого о готовящемся нападении на РОВД, то тогда можно любого осудить по терроризму. Считаем, что никаких доказательств по делу не имеется, — заявил «Н» Шамгонов.
Адвокаты и родственники намерены обжаловать приговор.
В июне прошлого года в Актобе группа молодых людей ограбила несколько оружейных магазинов и напала на местную воинскую часть. Погибли гражданские, военные и полицейские.
В 2015 году тогдашний председатель КНБ Нуртай Абыкаев заявил, что в вооруженном конфликте в Сирии и Ираке участвует более 150 казахстанцев, там же находится около 200 жен, вдов и детей боевиков.
Ранее Совбез Казахстана приводил данные о 400 гражданах. По информации Контртеррористического центра США, группировка ИГИЛ (запрещенная в РК террористическая организации) завербовала в свои ряды около тысячи выходцев из Казахстана.
Санат УРНАЛИЕВ