Бывшая выпускница детдома Карлыгаш КАСАНОВА утверждает, что замакима Уральска Алтынбек КАЙСАГАЛИЕВ и редактор одной из местных газет пытались выселить ее из временного жилья, которое Касановой ранее предоставили власти. Вчера аким города Нариман ТУРЕГАЛИЕВ заверил Карлыгаш, что «ее больше никто не тронет».
В апреле 2014 года мать двоих детей Карлыгаш Касанова вместе с младшей дочерью провела акцию протеста на центральной площади Уральска. До этой акции Касанова восемь лет жила с дочерьми на 9-м этаже общежития в комнате площадью 9 квадратных метров, которую семье временно предоставили власти. По словам Касановой, на акцию протеста ее сподвигло «отсутствие условий для проживания». В комнате протекала крыша и не было воды. В октябре 2015 года власти по договору найма предоставили Касановой другое временное жилье — пустующую половину частного дома в центре города. Карлыгаш начала обживаться, сделала ремонт, соорудила пристройку и провела воду. 3 февраля женщину вызвали в городской акимат и стали уговаривать освободить жилплощадь в обмен на другую частную квартиру.
Сам дал, сам взял
На той встрече присутствовали заместитель акима Уральска Алтынбек Кайсагалиев, заведующий сектором жилья и приватизации ЖКХ Уральска Арман БИСИМБАЛИЕВ, соседка Касановой по дому Татьяна БОБРЫШЕВА и редактор «Уральской газеты» Инесса ТОБОЛЕВА, которая представляет интересы Бобрышевой. На встрече выяснилось, что инициатором обмена части дома, где проживает Касанова, на двухкомнатную квартиру выступает ее соседка. На аудиозаписи (Касанова записала весь разговор на телефон) все четверо уговаривают Карлыгаш согласиться на обмен. Больше всех старается замакима Кайсагалиев, который сам лично заключил договор найма с Касановой. Кайсагалиев на аудиозаписи несколько раз повторяет, что тогдашний аким Уральска, а ныне аким ЗКО Алтай КУЛЬГИНОВ дал временное жилье Касановой «незаконно».
Вот лишь небольшой фрагмент из той беседы:
Кайсагалиев:
— Что такого случилось, что отделили вас от всех? Знаете, сколько людей, бабушек, пенсионеров стоят, ждут своей очереди? Мы не предоставляем вам, как в кавычках аким области вы говорите, вам позволил это сделать (что именно подразумевал Кайсагалиев этой фразой, которая приведена здесь дословно, остается непонятным – прим. авт.). Это незаконно, вы знаете?
Касанова:
— Я знаю…
Кайсагалиев:
— Это незаконно! И не надо приходить сюда и упрекать меня в том, что я чего-то не знаю! Я сейчас председатель комиссии, чтобы себя защитить, когда надо будет принять решение, я так поступать не буду противозаконно. Имейте ввиду, придет время, кто бы мне что ни говорил…
Касанова:
— (Плача) Что я сделала такого плохого, что вы меня сейчас заставляете с этого дома выселяться? Что я сделала вам?
(Полную аудиозапись и ее расшифровку слушайте и читайте на сайте «Н»).
Договор найма между акиматом и Касановой ежегодно продлевается, и нынешний договор действует до октября 2017 года. Касанова, ссылаясь на затраты во время ремонта (вода, ограждение, отопление), отказывается менять жилплощадь. Кроме этого, Карлыгаш после осмотра предложенной квартиры говорит, что там условия хуже, чем в доме, где она сейчас проживает.
Редактор газеты «Уральская газета» Инесса Тоболева в свою очередь заявляет, что Касанова живет в государственном жилье незаконно. Якобы она сфальсифицировала справку о том, что является выпускницей детдома и акцией протеста пошла на шантаж. При этом Тоболева ссылается на письменный ответ руководителя общественного объединения «Западно-Казахстанский Союз выпускников детских домов и школ-интернатов «Нур»» Геннадия ФРАНКА. Франк в письме от 23 сентября 2016 года сообщает, что Карлыгаш Касанова «не значится как выпускница детского дома». Касанова говорит, что воспитывалась в детдоме под своей девичьей фамилией – Майданова, поэтому, мол, ее и нет в списке выпускников. Соседка Касановой Татьяна Бобрышева комментировать ситуацию отказалась.
Была Кларой — стала Карлыгаш
Побывав в доме Карлыгаш Касановой, журналисты «Н» убедились, что условия, где проживают сейчас женщина с дочерьми и двумя внуками, далеки от шикарных. Всего 47 квадратных метров. Все предельно скромно. Но выпускница детдома несказанно рада и этому. Карлыгаш говорит, что после детдома ей не страшны никакие жизненные испытания.
— Нам в детдоме постоянно бойкоты делали. Например, если бойкот тебе сделали, все против тебя настраиваются. И вот, когда ты спишь ночью, просыпаешься, а возле тебя дерьмо на подушку положили. Или спички между пальцами ног вставляют и поджигают, — вспоминает Карлыгаш.
Только в шестом классе девочка узнала свое настоящее имя, получив на руки свидетельство о рождении.
— Я вот как родилась, меня всегда называли Кларой. Я никогда не слышала имя Карлыгаш (в переводе с казахского – Ласточка – прим. авт.). Когда нам на руки дали свидетельство, я спросила, а кто такая Карлыгаш? Мне сказали — это твоё имя, — рассказывает женщина.
Но детдомовские бойкоты показались «детским утренником», когда Карлыгаш начала добиваться от чиновников жилья. Много лет ходила по инстанциям, и ей временно выделили комнату в общежитии. Потом власти дали ей по договору другую комнату в общежитии по ул. Айтиева площадью в 9 квадратных метров на 9-м этаже.
— Я обрадовалась, несмотря на жуткие условия. Напора воды не хватало до верхних этажей, из окон задувало, крыша текла. Сырость везде. Где кушали, там и спали. Воду мы с колонки таскали. Зима мне нравилась, потому что мы горячую воду с батарей брали. Мылись этой водой, стирались. А летом с подругой Надькой ходили мыться и стираться на Урал. Невозможно было жить в этой комнате. Я там с детьми 8 лет прожила, — говорит Карлыгаш.
(Полное интервью с Касановой читайте на сайте «Н»).
Вчера в ситуацию вмешался аким города Нариман Турегалиев.
— Живите там, где живете. Никто вас больше тревожить не будет, — пообещал глава города Карлыгаш на личном приеме.
Санат Урналиев, фото автора