На окраине Уральска есть целый поселок, который в народе называют район птицефабрики. Официальный статус населенного пункта – Садоводческое товарищество «Зачаганск». Живут здесь в основном представители титульной нации, мигрировавшие в город из аулов в поисках лучшей доли. Корреспондент «Н» выяснял, как живут бывшие сельчане.
Чтобы попасть в этот аул из центра Уральска, нужно доехать до остановки «Медколледж». Застройки начинаются почти с Медицинского колледжа, едва не достигая района Меловых горок. Здесь нет ни кусочка асфальта, ни центрального водоснабжения. Зато предостаточно грязи и столпотворения в душных маршрутках.
- Так выглядит табличка садоводческого товарищества «Зачаганск», при подходе к первым домам. По объявлениям о продаже и услугах можно понять, чем интересуется местный контингент.
- Чтобы попасть в товарищество нужно пройти несколько вот таких глубоких лощин. Во время весенних и осенних дождей в них часто застревают машины, рассказывают местные.
- Темирболат Габбасов живет здесь пять лет. Говорит, главная проблема – это дороги. В ненастье по грязи сложно проехать, а зимой приходится расчищать их от снега вручную.
- Ни один дом в товариществе не похож на другой. Каждый строил по мере возможностей. Большинство построек резко контрастируют друг с другом.
- Школьник на автобусной остановке на фоне очередного строящегося дома.
- Одного детского автобуса СОШ №10, забирающего утром детей из 1500 тысяч домов, явно не достаточно.
- Единственный маршрут №36, обслуживающий поселок, представлен в основном ГАЗелями и ПАЗами которые с раннего утра переполнены. Это фото сделано в 7.30. Кондуктор заталкивает в автобус не помещающихся пассажиров.
- Воду местные берут вот из таких скважин-колодцев, вырыть который стоит не один десяток тысяч тенге.
- Здесь нет улиц. Дома имеют номер участка.
- Напротив села через трассу на Атырау стоит птицефабрика. Когда ветер дует с ее стороны, в селе стоит отвратительный запах. Собственно, это одна из главных причин, почему здесь дома стоят дешевле, чем в других дачных сообществах.
- Улицы товарищества напоминают типичный казахский аул.
- Айткали Балкенов, пенсионер:
— Я не понимаю, почему нам не дадут нам статус микрорайона. Здесь нужна своя школа. Говорят у вас садовые участки, но у нас здесь уже большой аул. Возможно, нас ущемляют, потому что мы из сел приехали.
- Сельчане возвращающиеся домой вечером после работы.
- В этом здании располагается руководство садоводческого товарищества «Зачаганск». Никаких вывесок. Только график работы и напоминание о своевременном первоначальном взносе 100 тысяч тенге для проведения водоснабжения. Председатель садоводческого товарищества Асылбек Кабесов после двухдневных переговоров по телефону так и не нашел время встретиться и рассказать о проблемах местного населения.
- Алексей Саблин, председатель городского общества садоводов-огородников:
— Государство на строительство инфраструктуры в садовых товариществах ни копейки не дает. Все делается собственными средствами. Государству этого не надо. В Гражданском кодексе четко сказано, что садоводческое товарищества – не юридические лица. Все вопросы в товариществе должны решаться общим собранием владельцев садовых участков. Я сам несколько раз ставил вопрос дать им статус поселка, но меня не слышат. Это бесполезно, потому что там нужно будет менять планировку. Это сельчане, вынужденно приехавшие в город. Квартиру, дом или землю купить многие не в состоянии. Вот они и строятся в садовых товариществах. Под индивидуальное жилищное строительство земельные участки государство не выдает. Выдачей садового участка занимается тоже акимат.
Врезка:
В Уральске 169 садоводческих товариществ. В них обитают свыше 20 тысяч человек, половина из которых постоянно проживают в дачных сообществах.
Санат Урналиев