7 сентября Уральск вновь посетил Классический русский балет Москвы – на этот раз с постановкой «Ромео и Джульетта». Главную роль в ней исполнил сам худрук труппы – Хасан УСМАНОВ, который, к слову, родился в Казахстане. После выступления он рассказал «Н», что его связывает с нашей страной сегодня и как проходила подготовка к гастролям по РК.
– Хасан, известно, что вы родились в Казахстане, так что ваш первый визит сюда был понятен – дань уважения стране. Но вот вы выступаете у нас уже второй раз за год, хотя график ваших выступлений в России, Китае, Италии, Франции и Греции расписан наперед. Чем вызван такой интерес к Уральску?
– Считайте это благодарностью за ваш интерес к классическому балету (смеется). В Европе сейчас тенденция популярности экспериментальных спектаклей. А казахстанцы, хоть и смотрят новинки с удовольствием, все равно остаются верными классике, любят «Дон Кихота», «Спящую красавицу» или вот сегодняшних «Ромео и Джульетту». Для меня лично это – шедевр балета, в «Ромео и Джульетте» есть весь спектр человеческих чувств – от любви до ненависти. Уральцы это ценят, им нравится. А нам приятно!
– Сколько артистов вы привезли в этот раз?
– Меньше, чем в прошлый – 25, а не 30. Проблема в том, что сцена маловата – явись мы полным составом, просто бились бы друг об друга. Пришлось сделать постановку более компактной, чтобы при этом перемены не отразились на красочности и качестве.
– Вы возглавили труппу Классического русского балета Москвы в 2004 году, хотя всегда были востребованы как солист – об этом говорят ваши победы на международных балетных конкурсах в России, Люксембурге, Франции… Что же побудило вас начать работу хореографа?
– Знаете, однажды возникло желание сделать что-то свое – показать танец таким, каким видишь его именно ты. Когда ты очень любишь свою работу, рано или поздно появляется стремление делиться ею с людьми. И судя по тому, что наша труппа выступает уже больше десяти лет слаженным коллективом, мой замысел удается.
– Слаженный коллектив? Отлично, хоть вы развейте стереотип о том, что балетные артисты крошат друг другу стекло в пуанты!
– Нет, у нас пуанты исподтишка никто никому не портит (смеется). Нет текучки кадров, нет склок, ненависти. Для меня это очень важно. Отбирая артистов в труппу, я смотрю на каждого: какой он человек?
– Вообще, что для вас важно в артисте, кроме таланта и техники?
– Человеческие качества. Если вкратце, человек просто должен быть хорошим. Все. Понимаете, в чем дело – у доброго человека энергии и сил больше, чем у остальных. И злого персонажа он сыграет лучше, потому что хороший человек раним и чувствителен – он не хранит в себе боль, но, переживая, как никто осознает, что это такое. А потому и отрицательного героя сыграет правдоподобно. Светлым людям всегда есть что сказать по делу. Не знаю, почему и как, но я таких людей сразу вижу.
– Кроме балета, вы ставите еще и ледовые шоу. Расскажете о них?
– Мы, балетные артисты, дружим еще и с фигуристами, циркачами. Как-то сидели, пили чай, и пошел разговор о том, как надоело исполнять одно и то же. Хотелось чего-то нового. И появилась мысль: а что, если объединиться? Так и получился этот супер-проект – спектакли-синтезы балета, фигурного катания и цирка. Хочу привезти их к вам, но, к сожалению, нет соответствующей сцены. Она должна быть огромная: представьте, только на коньках катаются 15 человек, а еще циркачи и танцоры! Мы уже выступили в Испании, Франции и Китае.
– Какая страна запомнилась вам больше всего?
– Китай, потому что агенты случайно отправили нас не в тот аэропорт, и в итоге мы опоздали на рейс. Самолет улетел без нас, и у нас появились два дня, чтобы посмотреть страну. Открывать новые страны – всегда здорово, вдохновляет.
– Что вас еще вдохновляет как артиста?
– В этой жизни вообще много хороших вещей (улыбается). Но по-настоящему меня вдохновляет сам процесс танца, я в нем раскрываюсь полностью, поэтому и выбрал балет делом своей жизни.
Беседовала Данара КУРМАНОВА