Потребители Уральска стали жаловаться на действия контролеров ТОО «Батыс су арнасы». По их словам, последние находят в работе счетчиков некие нарушения, а затем без их ведома составляют акт о перерасчете. В итоге потребителям приходится платить дополнительные 70-80 тысяч за выявленные нарушения. Однако некоторые уральцы после подобных визитов контролеров решили обжаловать составленный на них акт и принялись судиться с предприятием.
Что из этого получилось, узнавал корреспондент «Н».
Согласно судебному решению, 16 марта текущего года к Алие ТОКУШЕВОЙ (фамилия изменена по ее просьбе – ред.), проживающей в одном из домов по улице Ларина, пришла контролер из ТОО «Батыс су арнасы» для снятия показаний счетчика.
— В это время у меня в ванной комнате был небольшой ремонт, там лежали строительные материалы, — пояснила в суде Алия. – Контролер увидела железки, лежащие над водопроводной трубой, и приняла их за магнит, влияющий на показания счетчика. Я не согласилась с ней, и контролер ушла. Однако когда я спустя два часа вышла из квартиры, обнаружила в своей двери акт, в котором указывалось, что я должна оплатить за якобы выявленные у меня магниты штраф в сумме 71 тысячи тенге. Я, конечно, платить ничего не стала. А через неделю пришла новая квитанция, где указывалась уже другая сумма – 42700 тенге. Затем вновь мне пришло уведомление об уплате суммы, близкой к первоначальной – 72 тысячи тенге.
Поскольку Алия платить так и не собиралась, ТОО «Батыс су арнасы» обратилось с иском в суд.
Из искового заявления ТОО «Батыс су арнасы»:
«16.03.15 при обходе дома №… контролером был обнаружен магнит на водомере холодной воды. В присутствии хозяйки квартиры был составлен акт о нарушении. Однако от подписи она отказалась. Согласно Типового договора на предоставление услуг по водоснабжению и/или отведению сточных вод, утвержденного постановлением правительства РК от 28 ноября 2003 года № 1194 п. 17-1, при обнаружении фактов нарушения схемы учета воды, срыва пломб, установления приспособлений, искажающих показания приборов учета (выделено автором), потребителю производится перерасчет за пользование водой с момента проведения последней проверки до дня обнаружения, но не более двух месяцев, из расчета полной пропускной способности трубопровода до узла управления при действии его в течение 24 часов в сутки.
Таким образом, долг на 1 мая 2015 года с учетом перерасчета и текущего начисления составляет 71597 тенге. Ответчик на неоднократные предупреждения о погашении данной задолженности не реагирует. На основании вышеизложенного просим взыскать с ответчика вышеуказанную сумму плюс госпошлину в сумме 2148 тенге».
Когда Алия узнала о поданном против нее иске, она также обратилась в суд со встречным исковым заявлением. В нем она указала, что акт о нарушении был составлен без ее участия, она с ним не согласна и попросила суд признать акт недействительным.
В суде каждая из сторон представила свои доказательства собственной правоты. Так, Алия и ее представитель Шакир Суханбердин попросили суд учесть, что контролер и в целом ТОО «Батыс су арнасы» нарушили порядок составления акта.
В свою очередь, контролер заявила, что никаких стройматериалов в ванной не обнаружила, а вот магнит был, а когда она начала составлять акт, Алия даже якобы вырвала у нее магнит и сказала: «Теперь ничего не докажете». Начальник абонентского отдела ТОО «Батыс су арнасы» Насип МАМБЕТОВА встала на сторону своей подчиненной, заверив суд, что никакой материальной заинтересованности у контролеров в выявлении нарушений нет, за это они не получают надбавок и премий.
Выслушав обе стороны, суд решил, что акт действительно был составлен с нарушениями, поскольку не был подписан ни потребителем, ни другим уполномоченным органом. В итоге долг в 72 тысячи тенге с Алии был снят.
В похожей ситуации оказались Алексей и Дина РУДОВЫ (фамилия изменена по их просьбе). В данном случае с них пытались взыскать за срыв пломбы 86 тысяч тенге.
— Это произошло еще в 2012 году, — рассказывают супруги. – Мы тогда поменяли счетчики и пригласили сотрудников «Батыс су арнасы» на опломбировку. Буквально через считанные минуты пришла контролер, посмотрела счетчики и вдруг заявила, что у нас сорвана пломба. Это «нарушение» потянуло на 86 тысяч тенге. Причем никакого акта составлено не было. Мы также отказались платить и вскоре забыли об инциденте.
Однако вскоре история со счетчиками напомнила о себе, причем весьма неприятным образом. Поскольку Алексей и Дина часто бывают в разъездах и подолгу отсутствуют в Казахстане, они в очередной раз выехали по работе из страны. Лишь в мае текущего года, когда они снова вернулись на родину, на границе им заявили, что в последующем их уже не выпустят, поскольку за ними числится долг перед «Батыс су арнасы». Удивленные молодые люди принялись разбираться и выяснили следующее.
— Мы узнали, что, оказывается, имеется заочное решение суда о взыскании с нас вышеуказанных 86 тысяч, — продолжают свою историю Алексей и Дина. – При этом нас никто в суд не приглашал, мы даже не знали об этом решении. При этом, как нам объяснил наш юрист Шакир Суханбердин, заочное решение выносится лишь тогда, когда ответчик был уведомлен о дате судебного заседания, но постоянно игнорировал его. Нам же никаких повесток не вручали. Пришлось обращаться в «Батыс су арнасы» с просьбой разъяснить, на каком основании с нас взыскивают эту сумму. Однако в «Батыс су арнасы» заявили, что акт о нарушении находится в материалах дела в суде. Сейчас мы просим признать данный акт недействительным, при этом пока его нам никто так и не предъявил. Вообще мы слышали и о других подобных случаях, когда контролеры приходят пломбировать счетчики и находят нарушения, а затем пытаются взыскать с потребителей по 70-80 тысяч. При этом когда обращаешься в «Батыс су арнасы», они готовы снизить сумму в 2-3 раза. Такое ощущение, что здесь что-то нечисто…
Комментарий «Н»:
Шакир СУХАНБЕРДИН, руководитель общественной юридической приемной газеты «Надежда», юрист общества по защите прав потребителей:
— Согласно п. 27 «Правил пользования системами водоснабжения и водоотведения населенных пунктов», утвержденных постановлением правительства РК от 05.06.2009 года № 832, о произведенных действиях и обнаруженных во время осмотра фактах нарушений пользования системами водоснабжения, представителем услугодателя составляется соответствующий акт, подписываемый обеими сторонами. В случае отказа потребителя от подписи, акт подписывается представителем услугодателя и представителями территориального органа в области охраны окружающей среды и госоргана санэпиднадзора.
У потребителей же «Батыс су арнасы» складывается ситуация, когда контролер при проверке счетчиков находит какие-либо нарушения, а потом втихую составляет акт об оплате некой суммы за нарушение (без подписи потребителя) и оставляет его в двери. Кто-то сразу платит не вникая, поскольку не желает ссор и разбирательств, а кто-то пытается обжаловать действия «Батыс су арнасы», и зачастую это дает свой результат.
У меня есть подозрение, что случаи, произошедшие с Алией, Алексеем и Диной, становятся нормой, превращаются в систему. Не исключено, что таким образом предприятие-услугодатель, напугав потребителя актом, стремится к тому, чтобы потребитель обращался в абонентский отдел «Батыс су арнасы», где уже можно «договориться»…
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО