Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-0 C
Уральск
4.1 C
Аксай
Еще

    О трех казахских жузах

    В этом номере «Н» рассказывает о традиционном делении казахского народа на три жуза: Старший, Средний и Младший. В этой статье: когда и зачем они образовались и почему продолжают сохраняться спустя больше половины тысячелетия?  

    О времени возникновения жузов, причинах их появления и внутренней структуре общего мнения у отечественных и зарубежных учёных до сих пор нет. Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским словом «джуз» — «основная часть чего-то, ответвление».

    Ч. Валиханов считал, что когда в середине XV века Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали большие союзы в виде жузов. По мнению Н. А. Аристова, объединение в жузы произошло во время первых крупных джунгарских нашествий в 1710 году. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события, считая, что обособленные орды в XVI веке сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в три казахских жуза: Старший (Улы), Средний (Орта) и Младший (Киши).

    У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего жуза -Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и считаются потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами.

     Вне жузовой классификации стоят казахские роды:

    1. Торе — прямые потомки Чингисхана по мужской линии.
    2. Кожа — потомки четырёх сподвижников пророка Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа и Али, а также воинов и миссионеров арабов Центральной Азии.
    3. Толенгiт — ханская дружина, телохранители и придворная прислуга.

    Торе и кожа считаются «ақ-сүйек» (белая кость), то есть аристократами.

    Во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего бия и хана. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на общих сходах — курултаях.

    По мнению казахстанского историка Радика Темиргалиева, жузы до сир пор притягивают к себе внимание еще и потому, что мало кто сомневается в том, что они и по сей день играют огромную роль в политической жизни страны. Названия Старший, Средний и Младший не говорят о старшинстве одного жуза над другим.

    На самом деле нет никаких серьезных сведений, свидетельствующих об исключительной роли Старшего жуза в истории Казахского ханства, пишет Радик Темиргалиев. Даже, несмотря на широко распространенную казахскую пословицу, согласно которой предлагается отдать труд — Старшему жузу, власть – Среднему жузу, а войну – Младшему жузу. Племена юго-восточного Казахстана были теснее связаны со среднеазиатскими государствами, нежели с другими жузами. Не случайно батыр Богенбай в 1731 году в беседе с русским послом Тевкелевым отмечал, что Старший жуз находится «в дальнем расстоянии к бухарам и с Средней и Малой Ордой не съезжается и у них же хан особливый именем Чолбарс». В принципе, к сепаратизму были точно так же склонны и племена Младшего жуза, где пользовались популярностью идеи откочевки на Северный Кавказ для объединения с ногайцами. В то время как Средний жуз по ордынским представлениям являлся «Тахт Ели» (Престольным владением). И потому именно ханы Среднего жуза чаще являлись общеказахскими ханами.

     По материалам сайтов: www.tarikh.kz, www.kazakh.ru, www.elim.kz

     Санат Урналиев

     

     

     

     

     

     


     
    Предыдущая статья«Задорные» каникулы
    Следующая статьяКто станет чемпионом?
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В Казахстане разрабатываются новые стандарты школьного питания

    Рацион школьников будет полностью пересмотрен с учетом полезности и...

    Рекомендуем

    Спрос на сжиженный газ в ЗКО вырос на 10%

    На десять процентов вырос спрос на топливный газ в...

    Жители дач общества «Венера» в Уральске не могут добиться от властей домов взамен затопленных весенним паводком

    Несколько десятков жителей дачного общества «Венера» который месяц добиваются...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл