Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Карачаганак — это государство в государстве

    Консультант общественной экологической организации Crude Accountability Сергей Соляник комментирует «Н» ситуацию вокруг массового отравления детей в Березовке близ Карачаганакского месторождения и объясняет, почему исполнительная власть придерживается принципа — чем острее экологические проблемы, тем лучше.

    Прогнозы сбываются
    Наша организация вместе с Экологическим обществом «Зеленое спасение» более десяти лет занимается проблемой переселения жителей Березовки. Село находится на границе с санитарно-защитной зоной Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Она проходит буквально по огородам в северной части села. Месторождение относится к первому классу опасности, так как в добываемом газе высокое содержание сероводорода. И то, что произошло 27 ноября и 4 декабря — массовая госпитализация детей — ситуация, которую мы предсказывали много лет назад. Все это время мы твердили одно: нельзя, чтобы люди жили в такой опасной близости от Карачаганака. Я вижу, что местные власти в растерянности, я бы даже сказал, в испуге. Они не ожидали такого. Если раньше чиновники не обращали внимания на жалобы березовцев на плохое здоровье и самочувствие, то в этот раз месторождение ударило по самому дорогому, что есть у людей — по детям. Причем, массово и одномоментно. Народ в ярости. Не березовцы пришли на месторождение, а «Карачаганак Петролеум Оперейтинг б.в.» (КПО) пришел к людям.

    Суд им не указ
    В 2010 году общество «Зеленое спасение» выиграло иск у правительства РК после чего восстановили 5 километровую санитарно-защитную зону. Ранее КПО якобы на «законных основаниях» сократила СЗЗ до 3 км. Тем самым в КПО хотели ликвидировать правовую основу для переселения жителей. Мы доказали, что это незаконно. Но, к сожалению, одно из самых главных исковых требований — переселить жителей Березовки, не было удовлетворено. Суд решил переселить только две семьи, которые непосредственно проживают в СЗЗ. Но вплоть до настоящего момента решение астанинского суда не выполняется акиматом Бурлинского района. Семьи не переселили и им не выплачена компенсация. Историю и итог этой судебной тяжбы можно почитать здесь: http://www.greensalvation.org/index.php?page=iski2010
    5 км равнодушия
    Впервые инициативная группа жителей Березовки обратилась к нам в 2003 году. И мы начали вплотную заниматься этой проблемой. Многочисленные жалобы сельчан в госорганы ни к чему не привели, но после обращения с жалобой в Офис омбудсмена Международной финансовой корпорации, которая финансировала Карачаганак, нам удалось выяснить, что с 2003 по 2006 год КПО б.в. не вела соответствующего мониторинга по выбросам сероводорода на месторождении. Мы использовали в Березовке метод так называемых «ведерных» бригад. Провели независимый отбор воздуха, отправили экземпляры в США на экспертизу в сертифицированную лабораторию и получили результаты. Ученые констатировали, что речь идет о почти 25 канцерогенах, содержащихся в воздухе, которым дышат жители Березовки. Они не выводятся из организма. Но, к сожалению, эти результаты местные органы власти и департамент экологии не приняли к рассмотрению, ссылаясь на то, что эта методика не апробирована и не утверждена в Казахстане. Поэтому, на самом деле, им было все равно, что мы там нашли.
    О проблемах Березовки мы сняли документальный фильм «Пять километров равнодушия». Его можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=OoLUvkokXlQ.

    Сам себе контроль
    Парадокс заключается в том, что мониторинг превышения предельно допустимых норм всего по пяти токсичным элементам ведет сам КПО. То есть результаты станций экологического мониторинга, установленные в Березовке подконтрольны самой компании-загрязнителю. И они всегда говорят, что там нет никаких превышений ПДК. Но отравление детей могло произойти в результате выбросов других ядовитых элементов, по которым мониторинг не ведется. Плюс на Карачаганаке нет станций государственного мониторинга. Ваш прокурор области признал, что выбросы были, но не связал это конкретно с отравлением детей. Что-то мне подсказывает, что власти попытаются спустить это дело на тормозах. Потому моя практика показывает, что делается все, что угодно, но не решаются проблемы простых людей, которые непосредственно страдают от вредного воздействия месторождения.

    Никто не успеет добежать
    Мы проигрывали катастрофический сценарий. Например, произошел очередной выброс. Все, что делают в КПО, это дают сигнал на вышку, которая находится в поселке, она начинает гудеть. Более трех раз — значит чрезвычайная ситуация. План эвакуации находится в акимате. То есть в идеале аким должен звонить, вызывать транспорт для эвакуации из Аксая, народ должен собраться и бежать на окраину села, если добежит, конечно. Лично мне на велосипеде с противогазом понадобилось для выезда из поселка 25 минут. И то мы разыгрывали идеальную ситуацию, когда был день, и я был на ногах. Тогда как по официальным данным, если произойдет катастрофический выброс, то ядовитое облако накроет поселок за 10-15 минут. А если это произойдет ночью? Самое тревожное в этой ситуации, что во время одной из встреч с активистами из Березовки с представителями КПО люди спросили, какую ответственность несет компания, если в результате выбросов, не дай Бог, будут реальные человеческие жертвы. В ответ прозвучало: только моральную. То есть компания разместит в местной газете некролог и все, — как мрачно шутят местные жители. Таковы условия соглашения с казахстанской стороной по Карачаганаку.

    Провал за провалом
    Еще одна проблема, которая существует в Березовке, — это провалы в почве. Мы считаем, что это результаты деятельности месторождения. Нефть и газ выкачаются в колоссальных объемах, нарушается внутренняя структура недр. И этот процесс вообще никем не контролируется. Провалы возле нескольких домов мы зафиксировали в самом поселке. За Березовкой на юге есть два больших провала размером как средняя кухня в квартире. Взрослый человек оттуда самостоятельно не выберется. И целая цепь провалов в районе п. Жанаталап — это в 15 км к северу от Березовки. Подобные провалы есть в нефтегазодобывающих штатах США — Техасе и Калифорнии, то есть это однозначно связано с нефтедобычей.

    Чем хуже, тем лучше.
    В Казахстане отсутствует объективный экологический мониторинг компаний-загрязнителей. Природоохранная политика чиновников строится на фискальном характере и дальше штрафов не идет. Информацию, которой руководствуются госорганы, дают сами компании.
    Им очень выгодно находится в Казахстане, потому что экологические штрафы, которые компании платят за загрязнение нашей природы, для них не столь существенны. При этом не нужно забывать, что все штрафы и социальные выплаты по соглашению о разделе продукции возмещаются нашей казахстанской нефтью. То есть это перекладывание денег с одного кармана в другой. Что касается поведения наших госорганов в отношении экологических проблем, то здесь к гадалке не нужно ходить, чтобы понять, что все замешано на коррупции. Потому что многие вопросы решаются только напрямую с Астаной. Карачаганак так же, как, например, Тенгиз — это государство в государстве. То есть тот же ваш областной аким вряд ли что может сделать на Карачаганаке. Он может на что-то повлиять, но принципиальные вещи решаются в столице. Ничего не имею против социальных денег, которые выделяет КПО, но распределение этих средств абсолютно не прозрачно. Мечта любого акима в Казахстане — это иметь на своей территории предприятие-загрязнитель. Как это цинично не звучит, но для исполнительной власти зачастую чем острее экологические проблемы, тем лучше.

    Что делать березовцам?
    Березовцам, если они действительно хотят переехать, придется очень постараться. Например, я знаю случай в американском штате Луизиана, когда жители одного из населенных пунктов рядом с нефтехимическим предприятием, в результате долгой и упорной борьбы добились переселения только через 12 лет. И это при том, что на Западе намного меньше уровень коррупции и больше вероятности честного судебного разбирательства. Поэтому общественным организациям и самим березовцам ничего не остается делать как вести информационную кампанию и использовать все законные способы для защиты прав жителей. Как можно больше и чаще рассказывать о проблеме. Ситуация вокруг Березовки известна сейчас на очень многих уровнях. Многое зависит от гражданской активности самих березовцев. По крайней мере, они начали говорить о проблеме открыто и «давить» на власть, в один голос требуя переселения. А пока этого не произошло надо срочно обезопасить детей, а взрослому населению при каждом случае выбросов звонить в ЧС и департамент экологии и бить тревогу. Не нужно забывать, что у работников КПО, так же, как и у чиновников, есть прямые обязанности, а у жителей конституционные права защищать свое здоровье и жизнь. Чиновника нужно воспитывать и надо не давать ему покоя. Но переселение жителей Березовки все равно упирается в политическую волю властей.

    Записал Санат Урналиев


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. С. Соляник склоняет свою 9-летнюю дочь к тому, чтобы она в 15 лет имела богатый сексуальный опыт. Есть свидетели. Это его жизненная позиция. Он проамериканский «консультант» и считает, что все девочки должны вступать в сексуальную связь еще до 15 лет.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл