Малолетний узник концлагеря Александр КУТКОВСКИЙ никогда прежде не оплачивал налог на имущество, так как, будучи приравненным по льготам к участникам Великой Отечественной войны, освобождался от данной обязанности. В этом году пенсионер получил извещение, после чего три раза оббивал пороги налогового управления Уральска, но так и не смог ничего выяснить.
Обида на налоговиков
Разочарованный в работе госорганов дедушка пришел в редакцию газеты «Надежда»:
— Попытался решить проблему самостоятельно, но тщетно, в налоговом управлении мне дали от ворот поворот, — возмутился пенсионер. – Даже не потрудились объяснить, почему с этого года ко мне вдруг поступило уведомление на оплату имущественного налога.
Оказывается ветеран руководствовался статьей, которая недавно вышла в нашей газете о том, что участники ВОВ и трудового фронта, а также инвалиды I-II групп и воины-интернационалисты, которые являются владельцами квартир, освобождаются от уплаты налога на имущество в пределах 1500 МРП, что составляет 2,778 млн тенге. Так, по подсчетам Александра Владимировича, учитывая, что квадратный метр жилья с этого года оценивается в 36000 тенге, стоимость его «двушки» составляет всего 1 810 800 тенге, что не превышает льготный уровень.
— Почему с меня затребовали налог, когда стоимость моей квартиры гораздо меньше установленной льготной планки? – взбунтовался ветеран. – С этим вопросом я и отправился в налоговую, но в грубой форме получил отказ. Мол, платите, и не задавайте лишних вопросов. Налоговики отмахнулись от меня как от назойливой мухи, сославшись на то, что данные по оценке жилья им предоставляет БТИ.
Старик даже побывал в «Нур Отане», где в присутствии прокурорского работника написал заявление, ответ на которое ему пообещали предоставить в течение 10 суток. Но прошло гораздо больше времени, и ветеран отправился искать правду в нашу редакцию. «Надежда» подключилась к проблеме, которую, по справедливости, обязаны были решить в налоговом управлении города. Но там не стали заморачиваться насчет того, что их клиент – пожилой ветеран войны и труда. Видимо, вежливость и компетентность, на чем в принципе и основывается кодекс чести каждого госслужащего, к большому сожалению, не являются основными принципами работы данного госоргана.
БТИ проверил расчеты
Кутковский принес в редакцию уведомление о сумме налогов, где в графе «Налоговая база» была указана стоимость его квартиры. Она составляла 3 934 891 тенге. Как правило, данные по оценке недвижимости в налоговое управление поступают из Центра по недвижимости по ЗКО (БТИ), куда и отправился корреспондент «Н».
— Мы проверили расчеты по оценке двухкомнатной квартиры А. Кутковского, и они оказались правильные, — сообщил замдиректора РГКП «Центр по недвижимости по ЗКО» Самат КИМАТОВ. – Конечно, человеческий фактор не исключается, ведь на основе техпаспортов данные по квадратным метрам, принадлежащих собственнику, вбивают в компьютер наши специалисты. А уже потом по специальной формуле машина высчитывает и выдает оценочную стоимость каждой квартиры. Но в данном случае ошибки не было.
Поясним, что налог исчисляется, исходя из стоимости имущества. Причем не той, которая прописана в договоре купли-продажи. Это государственная оценка.
— То есть оценка жилья, согласно Налоговому кодексу, осуществляется по специальной формуле, где помимо стоимости квадратного метра учитывается ряд коэффициентов, которые зависят от физического износа дома с учетом года его постройки, места расположения (центр или отдаленный микрорайон), этажа, на котором находится квартира, угловых участках дома и прочих показателей, — отметил Самат Талапович. – Так что расчеты были проведены правильно. Если эту сумму в 3 934 891 тенге перевести в доллары, то стоимость квартиры пенсионера составит всего 21000, что вполне реально.
Руководитель отдела Центра по недвижимости по ЗКО Даурен КАЛИБЕКОВ представил все расчеты в электронном виде и еще раз в присутствии корреспондента «Н» пересчитал стоимость имущества ветерана Кутковского для налогообложения. Все цифры сошлись. Ошибки специалистов БТИ не было.
Недосягаемая вежливость
Убедившись в том, что со стороны Центра по недвижимости по ЗКО не было допущено каких-либо промахов, корреспондент «Н» побывал в налоговом управлении Уральска. Разговор состоялся в кабинете заместителя начальника Манарбека КАДЫРБЕКОВА.
— Выходит одиноко проживающие пенсионеры и ветераны ВОВ полностью не освобождаются от уплаты налога на имущество?
— Полностью нет. Существует льготная планка. Так, одиноко проживающие пенсионеры — владельцы жилья — освобождены от уплаты налога, если оценочная стоимость имущества не превышает 1000 МРП или 852 000 тенге, ветераны ВОВ — 1500 МРП или 2 млн 778 000 тенге.
— А почему многие пенсионеры, которые последние годы не получали извещений об уплате имущественного налога, стали их получать с этого года?
— С этого года налог приходится платить даже некоторым льготникам в связи с тем, что в два раза выросла ставка квадратного метра жилья. Эта планка не менялась последние несколько лет, а с этого года выросла. Так, она изменилась с 18000 до 36000 тенге за один квадратный метр.
— Значит, теперь у многих льготников выходит разница, с которой и высчитывает налог?
— Совершенно верно. Так произошло в случае с ветераном Александром Кутковским. БТИ оценило его квартиру в 3 934 891 тенге. Вычтем из этого сумму льготной планки в размере 2 млн 778 000 тенге, получим разницу. Поэтому, исходя из этой суммы превышения, и был начислен налог на имущество в размере 600 с лишним тенге. Так что и с нашей стороны в расчетах тоже все было сделано правильно.
— Но тогда почему заслуженному ветерану труда не объяснили все это сразу, когда он обратился в ваше налоговое управление? Неужели нужно было ждать, когда к этому делу подключаться СМИ и прокуратура?
— В этом случае вы правы. Наши специалисты должны были все выяснить и в вежливой форме довести до сведения обратившегося клиента, чтобы он потом не бегал по инстанциям и не искал ответов на свои вопросы. Мы признаем свои недоработки и впредь будем стараться их не допускать.
Из льготников – в налогоплательщики
Обида Александра Кутковского, который, кстати, имеет 44 года трудового стажа, вполне понятна. Свое детство он провел в одном из фашистских концлагерей. Его, как и всех остальных, туда взяли в качестве донора крови, I-я группа которой и спасла его от смерти. Дело в том, что всех обладателей «первой» там щадили, так как считали ее ценной. А вот представителей II-й и III-й «высасывали» до смерти. Только в 1945 году Саша Кутковский окончательно распрощался с тем ужасом, который пришлось пережить в годы войны. В Уральске ветеран проживает с 1964 года. Работал на арматурном заводе, в управлении треста «Водстрой», на заводе «Металлист». В 1994-м пришел в управление «Уральскнефтегазгеология» заместителем директора, и оттуда ушел на заслуженный отдых.
То есть человек положил свое здоровье, молодость на благо будущего своего государства, и когда столкнулся с элементарным безразличием, оскорбился до глубины души. Другой реакции в подобной ситуации и ожидать не стоило.
Ряды ветеранов ВОВ, узников концлагерей, тружеников тыла редеют с каждым днем. Странно и не понятно, что государство не освобождает такие категории граждан от уплаты налогов полностью. Ведь эти люди заслужили гораздо большего, а с них еще и на старости лет высчитывают разницу и обязывают вносить деньги в казну.
— Дело не в 600 тенге, которые мне нужно заплатить, — говорит Кутковский. – Мне обидно за ветеранов, которые в преддверии 70-летия Победы из разряда льготников переходят в налогоплательщиков. На старости лет нам будоражат нервы. Представьте себе стариков, многие из которых и не передвигаются уже самостоятельно, сидящими в очереди, чтобы внести налог. Неужели теперь бюджет решили пополнять за счет инвалидов и ветеранов, угрожая пеней за каждый просроченный день? К чему вообще было вводить эти льготные планки? По-моему, мы давно расплатились за все своей нелегкой судьбой…
Галина КАРЕНСКИХ