Правительство Казахстана подало в отставку. На пост премьер-министра страны вернулся Карим МАСИМОВ. «В соответствии с законом о правительстве Главой государства сегодня принято мое заявление об отставке. Хочу от себя лично и от всего правительства выразить благодарность Главе государства Нурсултану Абишевичу Назарбаеву за оказанное высокое доверие. Хочу сообщить, что, в соответствии с законом «О правительстве» отставка премьер-министра, влечёт за собой и прекращение полномочий всего Кабинета министров. Но в то же время сохраняются полномочия до формирования нового правительства. Поэтому я хотел бы тоже вас поблагодарить за совместную работу, пожелать успехов всем, надеюсь, что наш состав правительства в основном сохранится, будет работать на благо Республики Казахстан», — заявил уже бывший премьер-министр страны Серик АХМЕТОВ в среду, 2 апреля, на заседании правительства.
Новость стала громом среди ясного неба, поскольку, несмотря на откровенную критику президентом всего кабинета министров, о таком развитии ситуации думали немногие. Более того, отставка казалась неминуемой сразу после февральской девальвации, а теперь всё стало гораздо спокойнее. Однако на деле оказалось, что всё совсем по-другому.
«Вы знаете, в Казахстане отставка правительства не является ситуационной новостью, поскольку такие отставки происходят регулярно, и официально это всегда связано с провалом экономических программ, — по горячим следам анализирует ситуацию для «Н» политолог Досым САТПАЕВ. – Причём с этой формулировкой можно было увольнять и любого предыдущего премьера, поскольку болезнь эта хроническая и давняя».
Сатпаев уверен: корни проблемы лежат не столько в февральской девальвации, сколько в прошлогодней острой критике в адрес правительства. «Уже тогда было ясно, что речь идёт о начале жёсткой борьбы за премьерский пост, — говорит он. – По казахстанским меркам Ахметов просидел в кресле премьера совсем недолго, и то, что он уходит, говорит, что план по его смещению удался. То есть причины две: низкая реализация государственных экономических программ и внутренние дрязги».
Стоит отметить, что комментаторы в Интернете – в первую очередь, в сети Twitter, — отреагировали на отставку правительства настороженно и даже весьма испуганно. Причиной этому послужили широко обсуждаемые вчера же инициативы о том, что во время введения чрезвычайного положения все СМИ должны загодя показывать свои материалы тому же правительству, а также новость о том, что за распространение слухов в Казахстане хотят сажать на 12 лет. «Слишком много совпадений», — мрачно заметил эколог Серикжан МАМБЕТАЛИН. «Цензура СМИ в условиях ЧП, визит к президенту главы МВД, отставка правительства… Надеюсь, это не взаимосвязанные события?» — задаётся вопросом известный журналист Сергей РАЙЛЯН. Есть и люди, предпочитающие мрачно шутить. «Почему правительство ушло в отставку 2-го апреля, а не 1-го? – задаётся вопросом известный казахстанский журналист газеты «Время» Михаил КОЗАЧКОВ. – Ведь вчера был их профессиональный праздник».
Связывать ужесточение законов и отставку правительства политологи, однако, не советуют, добавляя, что 12 лет за слухи – это оперативная реакция на недавнюю SMS-атаку на казахстанские банки. Тогда, напомним, вкладчикам нескольких банков были разосланы уведомления о скором банкротстве. Возникла паника, и банки недосчитались 40 млрд тенге. Вместо этих версий специалисты призывают обратить внимание на нового премьера, которым де-факто стал уже сидевший в этом кресле до Серика Ахметова Карим МАСИМОВ (политолог Ерлан КАРИН уже успел подметить, что «главой девятого правительства стал седьмой по счёту премьер»). В промежутке между двумя премьерствами Масимов занимал должность руководителя Администрации президента, и это важно, если вспомнить, что именно из АП шла основная критика в адрес Ахметова и его подчинённых. При этом не до конца понятно, почему Масимову – если верить теории политологов – понадобилось менять крайне выгодную должность руководителя Аппарата на «расстрельное» место премьера. «Позиция руководителя АП более выигрышная, — объясняет Досым Сатпаев. – С одной стороны, есть влияние и на внутреннюю политику, и на внешнюю, и – в последнее время – на экономику. С другой, руководитель АП имеет бесценный ресурс – прямой доступ к президенту».
Однако в этой должности есть и очевидный минус – уход в тень. «На премьера обычно валятся все шишки, но это более публичная должность», — сравнивает две позиции Сатпаев. Возвращение Карима Масимова в эфир может быть сигналом к тому, кто должен стать следующим преемником, прикидывает политолог, однако для этого недостаточно быть исключительно публичной фигурой, нужны ещё и конституционные изменения, которые усилят влияние премьера на политические процессы. А об этом известно только на уровне слухов, за которые хотят сажать.
В сложившихся условиях самой очевидной причиной возвращения Карима Масимова на пост главы Кабинета министров является безграничный кредит доверия со стороны Нурсултана НАЗАРБАЕВА. «Масимов, по мнению главы государства, является эффективным антикризисным менеджером. На премьера в сложившихся экономических обстоятельствах будет возложена серьёзная нагрузка, и именно Масимов, как считает президент, сможет с нею справиться», — заключает политолог. Ну, а если вдруг новый старый премьер с ней не справится, уходить с этой должности ему не привыкать.