2. Полномочия по распределению денег сосредоточены в министерствах, а не на местах.
Кайрат Мухамбеткалиев рассказывает, как происходит процесс выделения денег на ремонт коммунальных сетей вне жилых домов. «Мы составляем пакет документов со всеми согласованиями смет и проектов, а затем отправляем в министерство на защиту. Каждый проект защищается там очень серьёзно», — говорит замначальника отдела ЖКХ. На вопрос, откуда в министерстве знают, что для той или иной области важнее и что от области присланы документы, действительно, по насущным проблемам, а не какие-то ангажированные проекты, Мухамбеткалиев отвечает ссылкой на закон, по которому все средства на ремонт выделяются из госбюджета. Понятно, что таким образом государство пытается убрать коррупционный элемент из системы ЖКХ, однако сама по себе конструкция с защитой проектов в Астане громоздка и неудобна, особенно если речь будет идти о срочных ассигнованиях. Правда, Кайрат Мухамбеткалиев говорит о том, что эта система вполне работоспособна в экстремальных ситуациях, но очевидно, что раз на раз не приходится.
Кроме того, в нынешнем положении вещей есть ещё один нюанс: за бюджетные средства между собой вынуждены бодаться регионы, и в этом случае нет никакой гарантии, что деньги в первоочерёдном порядке будут выделены действительно нуждающейся области, а не тому региону, где аким демонстрирует более показательные чудеса лояльности.
3. Освоение вместо развития
Ещё одна причина, о которой ни один из экспертов не упомянул, но о которой в частной беседе упомянул источник в областном акимате – это невозможность за счёт выделенных средств просчитывать действия по модернизации на долгосрочную перспективу. Иными словами, выделяющихся денег, по большому счёту, хватает только на то, чтобы поддерживать имеющиеся сети в текущем состоянии – не задумываясь об их замене или строительстве новых. В последнее время, правда, иногда получается заменить сети на определённом участке на более совершенные, но часто это связано с крайней необходимостью. А если в регионе и родится проект по перспективному развитию ЖКХ, то он почти наверняка будет благополучно похоронен под ворохом других проектов, реализация которых не терпит отлагательств и тем более спокойного рассмотрения.
Открытый план
Вариантов, как можно изменить ситуацию, несколько. Можно воспользоваться китайским опытом, который заключается в том, что старые дома чаще просто сносят до основания, а на их месте отстраивают новые. Так, по расчётам китайских строителей, дешевле. Правда, на такие радикальные меры Казахстан вряд ли пойдёт – слишком смело.
Есть путь, выбранный Подмосковьем. Там изношенность сетей составляет не более 30% в сумме. Секрет заключается в том, что города-спутники российской столицы активно прирастают новыми строящимися районами с абсолютно новыми коммуникациями, что существенно снижает процент изношенных сетей в принципе. Проблема в том, что Уральску строиться вширь всё тяжелее – он скован реками. Поэтому строительство идёт внутри города (застройка уплотняется) и вверх (количество этажей в домах растёт – причём чаще в качестве дополнительных пристроек). Это, наоборот, только увеличивает нагрузку на сети, и власти приходится в спешном порядке модернизировать трубы и электросети.
Есть третий путь, который кажется наиболее логичным. Это путь информационной открытости вкупе с усилением коллективной ответственности людей в регионах. Условно говоря, это могла бы быть некая контролирующая общественная структура, которая станет наблюдать за распределением денежных потоков, выделенных на ремонт коммунальных сетей в Уральске. Полномочия по распределению денег при этом должны быть спущены в регионы: коррупционность исключит именно эта структура (при условии, конечно, что её допустят до полного контроля над расходами). Кроме того, разумным было бы создание открытого ресурса – в той же сети Интернет, — на котором были бы размещены полные данные (а не просто итоговые цифры о потраченных суммах) с детальнейшими раскладками – вплоть до скана чеков из хозяйственного магазина, где были куплены перчатки для рабочих. Этот же ресурс мог бы быть и мотивационной системой для жильцов домов. В этом случае место следующего ремонта будет высчитываться едва ли не автоматически: на сайте будут показываться суммы, которые каждый дом в каждом КСК платит за текущие комуслуги. Самые ответственные дома будут получать ремонт в первую очередь – причём это должно быть совместное партнёрство жильцов и государства: с нынешними ценами на стройматериалы простые жители ремонт дома самостоятельно не потянут. В этом случае остальные просто начнут подтягиваться за лидерами и станут, как минимум, покрывать задолженности (информация о них тоже будет в открытом доступе для всех). А то, что это произойдёт, очевидно: желание быть лучше остальных в человеке обычно даже сильнее лени.
Вячеслав ПОЛОВИНКО,
Фото Георгия СЕМЁНОВА