По уровню изношенности коммунальных сетей и жилого фонда Уральск приблизился к крупным мегаполисам, что с точки зрения небольшого города – губительный тренд. В рамках проекта «Всеобщая модернизация» «Н» изучила действия власти по улучшению ситуации, а заодно предложила свои. Для начала – простые двузначные цифры. Существующие водопроводные сети Уральска изношены на 67,1%, системы канализации – на 64,1%, электросети – на 75%, теплоснабжающие сети – снова на 64,1%. По газопроводам информации нет, но маловероятно, что износ составляет меньше среднего по стране, а это 54%. По этим показателям Уральск приближается даже не к общеказахстанским цифрам износа, а к российским, где масштаб проблем куда больше (там общая изношенность сетей – выше 70%, но там и страна побольше будет).
С жилым фондом тоже есть проблемы. 168 малоэтажных жилых домов в Уральске находятся в аварийном состоянии (общий износ – более 65%), ещё 33 дома планируются под снос. Кроме того, есть 332 бесхозных дома, которые не хочет брать на баланс ни один КСК из-за количества проблем, которые нужно будет как-то решать.
Несмотря на то, что власть выделяет из бюджета миллионы тенге (в этом году по программе модернизации ЖКХ планируется направить 240 млн. тенге на ремонт домов и лифтов в ЗКО), а список выполненных работ по ремонту городских коммунальных сетей впечатляет, сами чиновники открыто признают: улучшение идёт медленнее, чем хотелось бы – всего на несколько десятых процента в год. «Н» попыталась разобраться, почему так происходит и что нужно делать, чтобы исправить ситуацию.
Кругом одни нюансы
Причин, по которым модернизация ЖКХ проходит не так резво, как рывки Казахстана в сторону тридцати развитых государств мира, несколько. Мы при помощи экспертов выделили три основных.
1. Государство отдало жилой фонд в собственность самих жильцов.
«Есть такое понятие – нормативный срок службы, — рассказывает председатель ассоциации КСК Уральска Станислав ФИЛИППОВ. – Допустим, для рубероидных домовых крыш срок службы – 10 лет, для шиферных – 30 лет. Потом всё надо менять. Раньше (в советское время – «Н») у нас были нормативные планы по ремонту домов. После приватизации и создания КСК государство деньги на капремонт выделять перестало, и дома теперь стоят по принципу «сколько продержится». Те же крыши уже по 20-25 лет лежат – и никакому ремонту уже не подлежат. То же самое и с инженерными сетями». Всё дело в том, что теперь решение коммунальных проблем в руках жильцов, а государство вроде как отошло на второй план, считает Филиппов. Советский подход «страна вас обует, оденет, накормит и даст хорошее жильё» сейчас не работает – особенно в последней его части, а к новым правилам игры люди так и не привыкли. Точнее, пожилые люди, по наблюдениям председателя ассоциации, постепенно свыклись с мыслью, что им нужно самим принимать ключевые решения, а молодёжь об этом особо не задумывается. «Ну, так она и живёт в домах, которые пока не требуют ремонта», — уточняет Филиппов.
То, что население пассивно к проблемам и плевать хотело на схему работы всей системы КСК (иногда – в буквальном смысле), говорят и в отделе ЖКХ. Заместитель начальника отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Уральска Кайрат МУХАМБЕТКАЛИЕВ признаёт: это большая проблема. «Большая очень задолженность есть у населения перед коммунальными службами, — напоминает он. – Кроме того, нужно выработать хозяйское отношение к своему дому. Все думают, что всё, что находится за пределами их квартиры, их не касается. Если дом многоквартирный – то и проблемы общие». При этом, уточняет Мухамбеткалиев, государство не бросило своих граждан наедине с коммунальными проблемами совсем: те же программы модернизации реально помогают – стоит лишь превратить своё коллективное бессознательное в осознанное желание, и воспользоваться им. Эти же программы красочно расписывает и Станислав Филиппов. Правда, во всех них есть собственные изъяны, а качество ремонта в итоге бывает ничуть не лучше того, что было до него. Но это промах жильцов, уверен председатель ассоциации КСК, ведь по программе они сами выбирают себе ремонтную бригаду. Но даже в этом случае модернизация ЖКХ как система в сознании большинства горожан выглядит как спихивание с больной головы на здоровую, ведь государство не берёт на себя решение проблем полностью, оно лишь даёт деньги в ссуду. Мысль о том, что на благоустройство надо тратиться – и тратиться много, — душу обывателя явно не греет.
Чтобы объяснить, как нужно трактовать усилия власти по модернизации системы ЖКХ, было напечатано большое количество информационных буклетов, а по проблемным домам в очередной раз высаживается десант из агитбригад. Но, справедливости ради, при всей своей ненавязчивости эта кампания всё равно умудряется быть похожей на пропагандистскую машину.