Или во что рискует превратиться жизнь уральских бомжей этой зимой.
Поймай меня, если сможешь
Ни для кого не секрет: особо тяжело бездомным приходится в холодное время года – ночевки на морозе часто заканчиваются обморожением и ампутацией пальцев, остатки еды, которые бичи собирают на свалках, размокают из-за накопившегося в урнах снега. А меры, которые предпринимают сотрудники Центра адаптации и социальной реабилитации для лиц БОМЖ, не могут полностью решить проблему.
— По статистике, на начало 2013 года в Уральске насчитывалось 400 бомжей, — сообщили «Н» в центре. – Но помочь всем мы не в состоянии, потому что далеко не каждый бездомный хочет эту помощь принимать. Из сотни бомжей по своему желанию к нам приходят только единицы. Остальные убегают, и мы вынуждены ловить их с помощью полиции.
Рейды по отлову бомжей проводятся для того, чтобы хоть немного привести бродяг в порядок. Их принудительно отправляют мыться и стричься, выдают одежду, а затем ведут на медицинское обследование – согласно статистике, 3% проверяемых страдает венерическими заболеваниями и туберкулезом.
— В таких случаях особенно важно выявить болезнь на ранней стадии и отправить бомжа лечиться, — говорят медработники Центра адаптации. – Ведь лица БОМЖ не живут изолированно. Они ходят по тем же общественным местам, что и мы, сидят на лавочках, заходят в автобусы и магазины, касаются поручней и ручек дверей. Нельзя допустить, чтобы переносчик инфекции и дальше разгуливал по городу, для этого мы и устраиваем рейды.
Крыша над головой
Между тем, поймать бомжей нелегко, особенно в морозы, когда они прячутся по теплотрассам или в лесу. Поэтому зимой полицейские больше рейдов не проводят, только с апреля по ноябрь.
— Во время последней проверки мы собрали 90 лиц БОМЖ, — сказала ведущий специалист центра Акмаржан ЖУБАНДЫКОВА. – У некоторых из них есть документы и даже собственные квартиры, поэтому считать бездомными их нельзя – ведь с пропиской у них все в порядке. Просто это категория людей, страдающих алкоголизмом , которым нравится подобный образ жизни. В этом случае мы можем только посоветовать бичам идти домой.
— На сегодняшний день в центре находятся 43 бомжа, — добавляет Жубандыкова. – Они пребывают у нас на постоянной основе. Это лица, не имеющие при себе документов. Пока их восстанавливают, бездомные проходят курс лечения от алкоголизма и регулярно встречаются с психологами. Мы обеспечиваем их 5-разовым питанием. Также у нас действует ночлежка на 20 койко-мест, где сейчас содержится 15 лиц без места жительства. Их, к сожалению, мы не кормим – нет средств. Но они могут стать следующими пациентами нашего центра после того, как другие бомжи завершат курс реабилитации, и места освободятся.
Такую помощь нельзя назвать эффективной, несмотря на то, что по окончании терапии и оформления документов бывших бомжей распределяют по поликлиникам и помогают найти работу. 25% бродяг – это инвалиды, 70% – хронические алкоголики, а оставшиеся 5% не способны прожить на зарплату работника МГК ДЭП, куда чаще всего пристраивают экс-бичей. Этих денег не хватает на аренду квартиры и покупку продуктов, рано или поздно люди устают вести борьбу за выживание и вновь возвращаются «на дно».
Про питание
Помочь бомжам хотя бы в плане еды старается председатель общественного объединения «Ак Отау» Алтынай ИСКАЛИЕВА. Вот уже несколько лет Алтынай Галимовна со своей командой проводит акцию «Буфет на колесах», в рамках которой каждый день развозит бичам горячие обеды.
— Этот проект организовал отдел труда и социальной занятости Уральска, а проводим его мы, — рассказывает она. – К сожалению, в этом году деньги из бюджета выделили поздно, и готовить обеды мы начали лишь с апреля. В проекте заняты 4 человека – водитель, повар и две девушки, ответственные за раздачу еды. Зарплата у них чисто символическая – 1000 тенге в день. Еще 10 волонтеров помогают нам совершенно бесплатно – пятеро поддерживают акцию, остальные работают координаторами. То есть встречаются с бомжами, разговаривают с ними, пытаются наладить их контакты с родственниками. Ведь одна кормежка бомжам не поможет. В этом месяце нашим ребятам удалось вернуть в семьи трех бывших лиц БОМЖ. Обеспечение обедом – это самое меньшее, что мы можем сделать.
Тем не менее, не каждый решится на такую работу, особенно если она не оплачивается – раздавать еду волонтеры вынуждены в масках и перчатках, чтобы не заразиться. Да и пункты раздачи обедов безопасными не назовешь – районы свалок и кладбищ. К тому же развезти нужно целых 120 порций, причем быстро, чтобы блюда не успели остыть.
— От супов мы отказались, — описывает меню Алтынай Галимовна. – Они вечно проливаются, а специальной машины у нас нет. Бомжей кормим перловой, рисовой и гречневой кашами, макаронами, регулярно выдаем овощи. Из напитков – горячий чай.
Но и этих продуктов бомжи скоро лишатся – бюджетирование проекта было запланировано только до 2014 года. С января деньги, предназначенные на покупку продуктов и одноразовой посуды, выделять перестанут. Следующее начисление средств произойдет лишь после тендера и оформления документов, а именно – ближе к весне.
Однако возникает вопрос: не логичнее было бы проводить тендер на следующий год осенью, чтобы финансирование обедов началось сразу с Нового года? Ведь бомжи нуждаются в горячей провизии именно в январе-феврале. Редакция «Н» попыталась связаться по этому вопросу с сотрудниками городского акимата, но конкретных ответов не получила. Чиновники посоветовали волонтерам оставлять для бомжей еду про запас. Предложение наших корреспондентов самим попробовать сохранить хлеб, выданный в декабре, до Рождества, госслужащие оставили без комментариев.
Думайте сами, решайте сами
В отличие от работников акимата, простые уральцы оценивают ситуацию, сложившуюся с бомжами, куда более адекватно. Так, Аида САКПАЕВА организовала движение «Согреть человека». Всю осень девушка с друзьями собирала теплые вещи для бомжей по всему городу.
— Мы создали группы в соцсетях, привлекали знакомых, — говорит Аида. – Конечно, есть люди, которые заявляют: бомжи сами во всем виноваты, они сами выбрали этот путь, не хотят бороться за нормальную жизнь. Но тут вопрос в том, поведем ли мы себя как нормальные люди. Общество не должно игнорировать бездомных. 25 ноября мы собрали несколько мешков с зимней одеждой и раздали бичам, выложили фотоотчеты.
Узнав о том, что в январе обществу «Ак Отау» не будут выделять деньги для бесплатных обедов, Аида решила заняться этой проблемой. Теперь она призывает всех неравнодушных горожан связаться с ней по телефону 8 775 333 50 21, или написать в сообществе в «Вконтакте», по ссылке: http://vk.com/club59821261.
Бросать бичей не собирается и сама Алтынай Галимовна.
— Раз уж мы начали им помогать, нельзя бросать людей, прикрываясь тем, что нет денег, — рассуждает она. – Сейчас мы ищем спонсоров на эти два месяца. Наши волонтеры и так готовили кое-что из еды сами – например, варили мясо, чтобы сделать каши питательнее, теперь лепешки пекут. Если благотворительные организации не откликнутся, будем сами скидываться – порции, конечно, станут меньше, но в холода главное – поесть.
Помочь хотят и в Приемнике-распределителе для граждан БОМЖ, где сейчас открыто 35 койко-мест. Позвонить им можно по телефонам 53 79 85 и 53 79 74.
— Бывает, что человек пил так долго и много, что не может вспомнить даже собственное имя, — сказали в распределителе. – Мы помогаем бомжам установить личность, отправляем по мере необходимости в больницу, а пока они лежат у нас, ищем их родственников.
Словом, как часто это бывает, проблема помощи бомжам требует вдумчивого подхода – общими мерами ее не решить. Как показывают результаты за последние пять лет, они все равно не дают эффекта. Число бродяг лишь растет – если еще в прошлом году зарегистрировали 52 новых бича, в этот раз количество «новичков» перевалило за 90. И возлагать ответственность за исход ситуации на кого-то одного нельзя – помогать людям без места жительства должны: и рядовые граждане, и государство. Ведь все мы формируем общество, которое способно остановить рост числа бомжей в геометрической прогрессии.
Жамиля Алимбаева