Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-1 C
Уральск
2.1 C
Аксай
Еще

    На недоступной высоте

    …находится высшее образование в Казахстане. Но возводит его туда вовсе не престиж вузов, а реформы министерства образования, пришла к выводу корреспондент «Н». К чему может привести программа оптимизации высшего образования? Когда наших выпускников перестали принимать даже в институты ЮАР? И почему стоимость обучения в провинции РК превышает расценки ведущих университетов России? Ответы на все вопросы – в этой статье.

    Дело в деньгах
    С каждым годом высшее образование в Казахстане становится все более и более недосягаемым. Из-за чего это происходит? Во-первых, из-за экзаменов, утверждают преподаватели. При этом все они пожелали сохранить анонимность.
    — В 80%-ных завалах нельзя винить только учителей и учеников, — сказал один из преподавателей. – Надо признать: система необъективна. То, что ЕНТ разделят на две части, не решит проблему, пока в минобре не пересмотрят подход к тесту. Глядя на ЕНТ, кажется, что оно предназначено лишь для того, чтобы завалить выпускника, а не проверить его знания. А вопросы типа «На сколько километров сократила перевозки угля железная дорога Акмолинск-Карталы?» приводят к тому, что школьник теряет суть темы.
    Еще недоступнее для наших граждан бакалавриат стал после того, как министерство образования велело частным вузам повысить цены вдвое. Свое решение МОН РК объяснило тем, что они не дают такого качественного образования, как госуниверситеты, а привлекают абитуриентов низкими расценками. Поэтому «частникам» придется еще пройти программу оптимизации или сокращения. Из 136-ти институтов оставят 100, а, может, только 70. Правда, сокращение не означает, что вуз обязательно закроют – его могут объединить с другими учреждениями. Так, все частные вузы ЗКО преобразовали в Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный университет. Из семи университетов в регионе осталось три — из них два государственных.
    — Заставлять частные вузы повышать цены, по меньшей мере, несправедливо, — заявил «Н» еще один преподаватель, пожелавший остаться неизвестным. – Как менять расценки — дело предпринимателя. Получается, во время развала, когда частные вузы были нужны экономике страны, их поддерживали, а теперь ставят всяческие преграды в виде проверок и реформ. Среди частных заведений много качественных. Но надо понимать: они отличаются от государственных не только статусом, но и территорией, использование которой тоже входит в стоимость обучения. Ведь студенты пользуются электричеством, водой, помещение должен кто-то убирать. А у частных вузов здания обычно меньше, следовательно, и затраты на них ниже. Так с чего учредителю требовать дополнительную плату? Все же понимают: в Казахстане не такой высокий уровень жизни, чтобы каждый мог позволить себе учебу в госвузе.
    К слову, стоимость обучения в госвузах ЗКО составляет от 205 740 до 230 516 тысяч тенге в год. В то же время учеба в Казанском федеральном университете составляет в среднем 50 тысяч рублей. Цены выходят примерно одинаковые. Как наши университеты в плане стоимости смогли встать на одну ступень с третьим вузом России – непонятно.

    Дареному коню в зубы не смотрят?
    Тем временем чиновники советуют абитуриентам не возмущаться из-за расценок, а учиться лучше, чтобы в будущем претендовать на грант. Но проблема в том, что и бесплатного высшего образования хватает не на всех. В этом году из 95-ти тысяч людей гранты выиграли лишь 35 – и то не по тем специальностям, по которым хотели учиться, а по тем, в которых нуждается страна.
    — Я хотела поступить на врача, а мне дали грант на ветеринарную медицину, — рассказывает Аида ДЖАКУПОВА. – Но мне еще повезло, многие мои друзья вообще учатся по специальностям, которые вряд ли смогут прокормить их в будущем – например, на библиотекаря или учителя физкультуры. На последнюю выделили аж больше 700 грантов! Только к чему 17-ти миллионам казахстанцев по тысяче физруков в год? Или библиотекарь в сельской школе, в совершенстве владеющий немецким языком? Но отказаться тоже нельзя, ведь не все могут учиться платно, а что делать без диплома? Единственное, что обидно – 11 лет ты учишься, участвуешь в олимпиадах и конкурсах, потому что тебе обещают, что в таком случае дадут грант. А в итоге оказывается, что ты тратил столько сил, чтобы стать библиотекарем.
    Преподавателей, в свою очередь, раздражает то, как преподносится ужесточение образовательной системы РК.
    — Мы часто слышим, что не все должны учиться в университетах – многим место на производстве, — анонимно поделился с «Н» один учитель. – На словах это, конечно, очень умно. А на деле… Разве у нас есть производство? Просто зайдите в любой супермаркет и посмотрите на товары – мы ведь ничего не производим, кроме хлеба и кефира, который никто не берет! «Омега» давно стоит, УМЗ отдали под офисы, фабрику «Диана-плюс» превращают в торговый дом. И вся страна в такой же ситуации. Многие не прочь работать на заводах, но их нет. Заявлять, что некоторым людям стоит уйти на производство, можно в Шеффилде, а не в Уральске. Без диплома нашей молодежи остается лишь торговать на рынке. Прежде чем предъявлять требования, стоит создать условия для их выполнений.

    Голова в облаках
    Но и высшее образование в РК нельзя назвать идеальным, считается президент общественного фонда «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Маргарита УСКЕМБАЕВА.
    — Наши молодые люди выросли на мифах, — заявила она на конференции «За развитие образования». – Им внушается, что они учатся в лучших вузах и получают престижное образование. А потом это самомнение разбивается о жестокую реальность.
    Впрочем, студенты это уже понимают. К примеру, на сайте www.spr.kz, ЕНУ им. Гумилева они назвали худшим университетом страны.
    — Моя дочь училась в ЕНУ, но мы перевели ее оттуда еще в середине первого курса, — говорит Екатерина БАЛАБАНОВА. – Во-первых, программа одного из ведущих вузов Казахстана ничем не отличалась от обычных. А во-вторых, оценки там ставят в зависимости от того, как вы посещаете мероприятия. Дочь у меня часто болеет, тем более, климат северный, а потому не может посещать абсолютно все праздники и концерты. И это отразилось на ее оценках. Лично мы думали, что в ЕНУ важнее то, как ты учишься, а не как скандируешь на стадионе.
    — Не лучше ситуация и в КАЗГЮУ, — добавляет Арман САЛЫКОВ. – Желая соответствовать высоким стандартам, образование превратили в абсурд. Прекрасных преподавателей замучили кипой бумаг и нормативами, а нас – постоянными флешмобами. В итоге я перевелся в другой вуз и особой разницы не увидел, разве что в КАЗГЮУ еда в столовой была вкуснее и парадная лестница красивее. Но не за это же с меня брали почти полмиллиона тенге в год, верно?

    Трудности перевода
    О том, насколько «престижно» наше образование говорит и следующий факт: из Казахстана сложно перевестись на учебу за рубеж. Например, перейти в вуз России чаще всего удается только с потерей курса. О Европе и говорить не стоит. Несмотря на заверения наших чиновников, что ЕНТ составлено по американскому образцу, ни страны Евросоюза, ни сами США его не признают. Ведь у них тестирование включает в себя еще и устную часть, а также изложение и эссе. Поэтому нужно либо сдать экзамены государства, в котором вы планируете учиться дальше, либо потратить год на подготовительные курсы по программе «Foundation».
    — Даже в университеты ЮАР из Казахстана поступить нельзя, — говорит преподаватель высшей математики Людвиг ванн Граан, несколько лет проработавший в РК. – Вам придется сдать американские экзамены.
    Кстати: сейчас в Казахстане учится 10,5 тысяч иностранных студентов. Но выбирают нас в основном жители Афганистана и Монголии, где уровень жизни ниже казахстанского. В то время как Азербайджан достиг этого показателя в 2009 году, и его университеты выбирают студенты более чем 20-ти стран.

    Пойми меня, если сможешь
    — Казахстан – вообще удивительная страна. Здесь возникают сложности, которых по идее не должно быть, — говорит Анна ВУЛРИЧ. – Сейчас я учусь по магистерской программе в Италии. Здесь нет таких препон, как в казахстанских университетах. Например, заочной формы обучения здесь нет, как и в Казахстане. Но если студент работает, это поощряется, для студента составляют индивидуальный график занятий – ведь он становится более самостоятельным, а это похвально! У нас же желание «стать самостоятельным» обычно вызывает негатив – мол, ты уж определись, гранит науки грызть будешь или деньги зарабатывать. Хотя, если подумать, а почему бы в самом деле не сочетать эти два занятия между собой? Ведь если ты работаешь по специальности, приобретенный на практике опыт только поможет в учебе!
    Казахстанские магистранты в это время жалуются на систему «Антиплагиат», по которой проверяют магистерские диссертации. Их возмущает запредельно низкий порог допустимых заимствований.
    — Это бред, — утверждает студент, отказавшийся назвать свое имя. – В любой работе используются общепринятые правила, законы, открытые до тебя какими-то учеными, цитаты, наконец. А в минобре их рассматривают как плагиат. Но не могут же все магистранты создавать нечто новое, придумать новые слова или присвоить себе чье-то открытие!
    А работников сферы образования раздражает очередное нововведение – система внешней оценки учебных достижений, или сокращенно ВОУД. Это экзамен, в течение которого за 150 минут студент обязан ответить на 100 вопросов по четырем предметам, причем число правильных ответов в каждом вопросе меняется от одного до трех. На оценки учащихся тест не влияет. Спрашивается, в чем его смысл?
    Между тем, генпрокуратура выявила целый ряд нарушений в работе МОН РК. Закупив оборудование для школ, работники министерства завысили его цену на 1,2 миллиарда тенге. Сами чиновники в СМИ ситуацию комментируют обтекаемо. Ну а вопрос, могут ли они после таких обвинений требовать четкого выполнения норм от преподавателей и студентов, они и вовсе оставили без ответа.

    Алия Жексенова


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Поиск дешевого тура обернулся для жительницы ЗКО потерей денег

    20-летняя девушка из Жанибекского района нашла выгодное предложение туристической...

    Учредитель благотворительного фонда подозревается в хищении 1,5 млрд тенге

    Деньги были собраны для помощи пострадавшим от весенних паводков,...

    Рекомендуем

    Серьёзные нарушения выявила проверка продуктов на полках магазинов Уральска

    Помимо отсутствия необходимой информации на упаковках и маркировки товаров,...

    Убийство учительницы в Уральске: суд рассмотрел апелляции потерпевшей и осужденного

    13 октября в Западно-Казахстанском областном суде были рассмотрены апелляционные...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл