Очередную реформу в сфере здравоохранения обсудили на заседании политического клуба в УВП ЗКО. Считается, что ноу-хау в виде государственно-частного партнерства (ГЧП) в медицине позволит найти дополнительный источник финансирования и улучшить качество услуг. Так ли это на самом деле?
По мнению прибывшего в Уральск директора департамента стратегического развития министерства здравоохранения РК Марата ШОРАНОВА, рыночная экономика диктует сегодня жесткие условия, и бюджет требует снижения нагрузки в сфере здравоохранения. Сотрудничество бизнеса и власти призвано решить эту проблему. При этом необходимо четко понимать, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, независимо от того, какой будет поликлиника – государственной или частной — останется для населения бесплатным.
— В рамках ГЧП предусматриваются проектирование, строительство, эксплуатация и передача объектов здравоохранения в доверительное управление — отметил М. Шоранов. — Хочу подчеркнуть, что ГЧП в Казахстане реализуется давно в разных отраслях, включая строительство автомобильных и железнодорожных дорог. Примером ГЧП в ЗКО является гемодиализный Центр, когда частный сектор имеет возможность инвестировать в здравоохранение в целях обеспечения услуг населению. Сегодня в структуре подобных центров из 50 организаций 26 созданы с применением частных инвестиций. Только на приобретение оборудования для таких больных было закуплено порядка 300 аппаратов на сумму 2,2 млрд тенге. Кстати, по такому принципу в Уральске можно было бы построить и детскую стоматологию, потребность в которой давно назрела.
Стоит заметить, что при реализации ГЧП-проектов возможны три вида договоров. Первый, когда объект здравоохранения передается в доверительное управление, но при этом предполагается его реконструкция, где возмещение затрат может осуществляться в виде платы за управление. Второй — договор с передачей в аренду, которая предполагается государством у частного лица. Возмещение затрат проходит в виде арендной платы. И договор по строительству и эксплуатации больницы или поликлиники, которая может быть, как передана в государственную собственность, так и без таковой.
— По всем трем вариантам обязательно должен быть сохранен профиль медицинской деятельности, а также реализован принцип долгосрочности проектов до 30 лет, — пояснил Марат Едыгеевич. – Если частник будет передавать модель в государственную собственность, наряду с оплатой за оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи будут возмещаться и инвестиционные затраты.
Немаловажно, что реализация проектов ГЧП возможна лишь в городах, где существует высокий спрос на медицинские услуги. К примеру, мощность поликлиники должна быть не менее 250 посещений в смену.
— Хочу подчеркнуть, что объект здравоохранения в рамках ГЧП может быть передан в доверительное управление на определенный период, но не может быть приватизирован, — сказал М. Шоранов. – Кроме того, организации здравоохранения, осуществляющие свою деятельность в сфере службы крови, профилактики ВИЧ и СПИД, а также относящиеся к медицине катастроф, не подлежат передачи в концессию. Более того, все объекты концессии не могут выступать предметом залога под кредит. Отчуждение земельных участков тоже не допускается.
— Вызывает большое сомнение, как все эти стандарты будут внедряться в районах? – возмутилась председатель местного филиала ОСДП Кадиша МУКАНОВА. – Взять, к примеру, наших сельских женщин. Как они питаются, как лечатся? Не получится ли так, что, сэкономив на госбюджете, мы сэкономим и на здоровье наших граждан?
По мнению председателя областного филиала ДПК «Акжол» Серика МЕРГАЛИЕВА, за ГЧП стоит будущее, однако срок окупаемости в 20-30 лет для инвестора довольно растянут.
— Что я должен сделать, чтобы сократить его хотя бы до пяти-семи лет? – спросил С. Мергалиев. — Привезти на несколько месяцев сюда хорошего профессора, к примеру, из Самары для обучения моих врачей, чтобы потом наоборот из России приезжали к нам лечиться? И не получится ли так, что одного инвестора будут поддерживать на местном уровне, а другого нет? Ведь так у власти могут появиться любимчики…
— Мы все прекрасно помним, что при СССР наша медицина вызывала уважение во всем мире, значит, и сегодня она должна быть не хуже, — заявила партийная активистка КПК Оксана ТЕРНОВСКАЯ. – Если реформа будет провалена, кто ответит за вложенные государственные деньги? Считаю, что, прежде всего, это новшество ударит по социально-незащищенным слоям населения. У нас есть тому уже печальные примеры, когда стоматологию мы передали в частные руки, и теперь половина населения у нас ходит без зубов, потому что лечение стало недоступным. Выкладывать по 13-15 тысяч за лечение одного зуба – немыслимо! Кроме того, у нас нет никакой гарантии, что не произойдет сокращение штатов медицинских работников, потому что содержать армию врачей частнику будет невыгодно. И почему в очередной раз, прежде чем что-либо менять, не спросили простых казахстанцев: готовы ли они к таким переменам?
Мария ПЕТРОВСКАЯ
что-то не вызывает доверия этот проект с частной медициной, рано нам еще, сначала надо кадры как следует обучать.