В июле в рамках трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ на стажировке для руководящего состава 35 базовых организаций среднего образования РК в Великобритании побывали и уральские педагоги. Своими впечатлениями от поездки с читателями «Н» поделился директор СОШ № 6 Александр МОЗЖУХИН.
Другое измерение
Не могу сказать, что увиденное в Сассексе было для нас революционным. В принципе, немало общего и кое-какие образовательные технологии у нас применяются давно и весьма успешно. В частности, уже в прошлом году на базе СОШ № 6 проводились семинары для директоров и завучей школ по теме преодоления неуспешности учащихся, что перекликается с темой лидерства, которая стала основным лейтмотивом нашей стажировки. Конечно, есть и различия. На мой взгляд, они основаны на разнице мышления и образа жизни.
Люди живут, радуясь жизни, а не достижениям. Поначалу это воспринимается как другое измерение. Организована поездка была отлично. Исчерпывающая информация об условиях проживания, питания, обучения, возможностях провести свободное время, стоимость ряда услуг (чашка кофе, проезд в автобусе, ланч) была предоставлена заранее.
Мы побывали в трех школах, но только в одной из них нас сопровождали старшеклассники – общительные, уверенные в себе, развитые дети. Очень полезны были самостоятельные прогулки по улицам Брайтона и Лондона. Мы смогли осмотреть достопримечательности, походить по магазинам, поездить на общественном транспорте. Сегодня нас изобилием товаров в магазинах не удивишь. Удивили совершенно спокойные отношения людей к представителям другой расы, вероисповедания, культуры.
На улицах полицейских не видно, но в случае происшествия они сразу появляются. В автобусах пассажиры заходят через переднюю дверь, оплачивают проезд, билет выдает водитель. Кстати, если заблудился, то нужно обращаться к водителю – он обязан объяснить, как пройти, на каком транспорте добраться до нужного вам места. Очень понравились экскурсионные маршруты: купив один раз билет, можно пользоваться им в течение дня, выйти на понравившейся остановке, прогуляться, снова сесть на автобус этого же маршрута и так далее. Сейчас такие двухэтажные автобусы появились и в Астане.
Удивительно, на улицах и на территориях школ почти нет декоративных цветов, к окружающей среде люди относятся очень бережно, а здания и дорожки гармонично вписываются в ландшафт.
Безопасность
на первом месте
Во всех школах жесткая система безопасности. В школе два входа с турникетами и охранниками: один для учителей и учеников по пропускам, другой – для посетителей, в том числе родителей. Для получения специального бейджика целая процедура регистрации. Туалеты только на первом этаже и даже там сидит наблюдатель. Во всяком случае, именно так устроены школы Святого Павла, Дороти Стринджер и Бохант, в которых мы побывали, и где много преподавателей из профессорского состава Сассекского университета.
Нам не разрешали разговаривать с учениками, тем более фотографировать их. Любое прикосновение к ребенку, к примеру, погладить по голове, положить руку на плечо, считается недопустимым. Категорически нельзя на ученика повышать голос. С младшими школьниками учителя разговаривают, присев на корточки.
Все школьники ходят в форме, никаких татуировок, колец и вычурных причесок нет. В основном, корпуса школ одно- и двухэтажные. Как и у нас, применяется кабинетная система, но кабинеты распределены по корпусам: языки, науки, математика, технические предметы, эстетический курс. Дети много времени проводят на улице, благо, климат позволяет. Несмотря на очень плотную застройку вокруг, у каждой школы огромная территория с теннисным кортом, футбольным полем, волейбольной площадкой, прудом, где полно всякой живности.
Мне было трудно принять некоторые моменты. Например, учащиеся не приветствуют учителя, во время объяснения ученики могут ходить по классу, вставать и задавать вопросы без разрешения преподавателя. В обществе постулируются принципы: «За качество учебы отвечают родители ребенка» и «Качество знаний ученика зависит от благосостояния его семьи». Хотя там тоже помогают малоимущим семьям, но все же классовое разделение ощущается. Впрочем, в нашу жизнь это тоже уже проникло.
Не в рейтинге сила
Существенное отличие казахстанских методик преподавания в том, что они более академичны. Наши учителя дают более фундаментальные знания. Однако, работа в команде имеет свои преимущества. Главная задача педагога: научить искать ответы на вопросы самостоятельно. Активно применяются книги и интернет, посещение школьной библиотеки, где созданы все условия для работы, является нормой. Ставка делается на лидера, вокруг которого объединяется команда. В классе может быть несколько команд, и это тоже норма. Оценка работы ученика ведется критериально, когда ученик, получая задание, знает, за какой результат какую получит оценку, эта же методика применяется в Назарбаев интеллектуальных школах.
Школы работают не на рейтинг, а на результат и не соперничают, а сотрудничают друг с другом. Тем, кто сумел разработать собственные методики преподавания, дающие хороший результат, получают право на самостоятельное формирование штатов, программ, распределение финансов. В этом процессе участвуют и родители учеников, попечительский совет школы имеет большое влияние. Школам с невысокими результатами рекомендуется применять уже отработанные методики, но стремление к новаторству поощряется.
Право на ошибку
Наши английские коллеги считают, что право на ошибку имеет каждый и это очень важное право. В эксперименте считается допустимым до 70 % ошибок, а любой эксперимент дает право на риск и временное снижение качества. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Хотя, может быть, благодаря именно этому у детей нет страха допустить ошибку и мотивация к обучению остается достаточно высокой. В то же время уровень внешнего контроля (один учит, другой проверяет качество знаний) выше нашего.
Особое внимание заслуживает их практика инклюзивного образования. Не думаю, что в нашей стране людей с ограниченными способностями меньше, но мы их не видим. Они поневоле становятся затворниками. А там созданы все условия для таких членов общества, они вживаются в социум со школьной скамьи. При каждом кабинете есть небольшое помещение, где ученик, плохо усвоивший материал в классе, может получить дополнительную помощь от помощника учителя. Как правило, дети занимаются небольшими группами по два-три человека и это дает очень хорошие результаты.
Мы не хуже
Главное впечатление, которое я вынес из поездки: система образования нашей страны на фоне английских школ выглядит вполне достойно. Нам тоже есть, что показать. Кроме того, я убедился, что в материально-техническом плане наши школы оснащены не хуже. У нас немало прекрасных методик, дающих отличные результаты. Те же командные технологии в нашей школе применяются довольно успешно. Возможно, пока не хватает гибкости в применении инновационных технологий.
В результате поездки стало совершенно очевидным, что назрела необходимость обновления законодательной базы в системе образования РК. К примеру, в НИШ, как и в английских школах, нет классных руководителей, а есть кураторы, которые занимаются только воспитательным процессом, ведут портфолио, отражающих развитие и рост успешности учеников. На одного куратора – два класса в разных параллелях, что обеспечивает еще и преемственность поколений. В наших государственных образовательных организациях ввести институт кураторства, освободив учителей-предметников от большой нагрузки, пока незаконно. И так по многим направлениям.
В настоящее время в стране идет внедрение опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в школу массовую. В СОШ № 6 трехмесячные курсы на базе НИШ по семи направлениям прошли 12 педагогов и процесс этот в самом разгаре. Многие из них уже применяют на практике полученные теоретические знания. В то же время, немало учителей настаивает на сохранении традиционной для нас формы преподавания, не без основания мотивируя это хорошими конечными результатами. Думаю, отказываться от прежнего опыта нельзя, но и от нового тоже. Применять их будем параллельно, а что в них лишнее, покажет время.
Марьяна ПЕРВУШИНА