В высыхающем Урале как в зеркале отражается наша бесхозяйственность
«В связи с нехваткой производственной мощности водозаборов в период максимального расхода воды в утреннее и вечернее время, летом вода в дома будет подаваться по графику». Это заявление водоканала, распространенное не так давно в соцсетях — в период карантина, многих потребителей повергло в шок.
«Н» выясняла, какие перспективы иметь воду есть у уральцев этим летом.
Ограничения есть, но они временны
Ажиотажа добавила озвученная прежде информация специалистов управления природных ресурсов и регулирования природопользования о том, что российская сторона, якобы, снижает объемы сброса талых вод в Ириклинское водохранилище – это резервуар, откуда вода подается во все населенные пункты. К людскому волнению добавилось и беспокойство за плачевное состояние водного бассейна реки Урал — когда-то полноводной реки, которую сегодня переходят вброд.
Еще в мае ТОО «Батыс су Арнасы» объявило о перспективе для горожан иметь дефицит воды в часы-пик. Объяснили это тем, что в этом году значительно увеличился расход воды. По данным начальника производственно-технического отдела ТОО «Батыс су Арнасы» Аяна Ильясова, если в прошлом году производительность подземного водозабора в купе с водоочистительными сооружениями составляла 54 611 м3 в сутки, то в мае текущего года разбор воды составил 56 921 м3 в сутки. И это притом, что лето только начинается.
«Фактический расход воды в текущем году в разы превышает нормативы. При возросшем потреблении резко опустошаются резервуары подземного водозабора и водоочистных сооружений. Полупустые резервуары, в свою очередь, чреваты возникновением аварий: могут отказать насосы, подающие воду в город. Поэтому в период максимального расхода воды мы вынуждены вводить график ее подачи. Давление воды мы будем снижать только иногда — в случаях переключений на сетях водоснабжения, либо в случае аварии, когда нужно будет промыть водонапорные линии, чтобы удалить мутность воды», — сказал в комментариях «Надежде» Аян Ильясов.
Словом, «Н» заверили: объявленное ограничение в подаче воды оправданно и до сих пор не введено в действие.
Цена вопроса — миллиард
В целом столь не радужное положение дел на коммунальном предприятии во многом связано с аварийным состоянием водоочистных сооружений, которые эксплуатируется с шестидесятых годов прошлого века (момента введения предприятия в эксплуатацию). Производственно-техническая база устарела морально и физически, разводят руками в ТОО. Но предлагают и выход: по мнению специалистов, им может стать дополнительное бурение скважин на подземном водозаборе. Обойдется это мероприятие местному бюджету почти в миллиард тенге.
«Сегодня мы имеем разрешение на бурение новых 13 скважин — помимо уже имеющихся 30-ти. В этом случае объем добычи воды составит 31 476 м.3 в сутки, что в сумме с максимальным объемом водоочистных сооружений — (33 000 м.3 в сутки), составит — 64 476 м.3 в сутки. Ориентировочная стоимость проекта по бурению этих тринадцати скважин — 982 930,0 тыс. тенге. Но вопрос финансированием пока не решен», — сообщил Ильясов.
Мы также выяснили, что водоснабжение поселков Зачаганск и Деркул, которое также оставляет желать лучшего, можно было бы улучшить, используя ресурсы Каменского водопровода — его запасы позволяют добывать до 24 000 м.3 в сутки.
«В этих целях там уже давно проложена труба для водоснабжения, нужно только провести ремонт отдельных ее аварийных участков протяженностью 9634 метра», — говорят в водоканале.
Запущенный Урал
На подачу воды в наши дома, как известно, влияет и главный источник ее поступления – река Урал. Напомним, ее истоки берут свое начало с Уральских гор России, а впадает эта крупнейшая водная артерия в Каспийское море уже на территории Казахстана. Когда-то полноводную реку сегодня можно перейти вброд. Здесь уже практически нет пароходства, не ведется хозяйственная деятельность по перевозке грузов либо материалов, необходимых для ведения сельскохозяйственных работ, что было актуальным в середине прошлого столетия. Река обмелела, ухудшилось ее экологическое состояние. Поваленные деревья порой не позволяют проплыть по реке даже на небольших байдарках.
«Причин такого печального состояния Жайыка несколько: начиная от небесной канцелярии, повлиять на которую никак невозможно, и заканчивая ведением на реке производственно-хозяйственной деятельности человека. В прошлые годы именно промышленное потребление забирало катастрофические объемы воды. И до сих пор активное использование водных ресурсов этой реки наблюдается в ее притоках — на территории Башкортостана, принадлежащего Оренбургской области», — сказал в комментариях «Н» заслуженный эколог Казахстана, много лет возглавлявший областное управление экологии, Нариман Утешев.
Урал очень живописен, протекает извилисто, напоминает эколог, вспоминая опыт туристско-экологической экспедиции «Жайы-Урал» по следам Правдухина.
«Во время половодья река «подтачивает» свои берега, снося, в том числе вековые деревья. Они повалены, заграждают реку. Поэтому эти территории надо очищать, иначе просто не проплыть. Очень мелко в районе реки Сакмара, являющейся главным притоком реки Урал, так что наши байдарки застревали», — говорит Нариман Утешев.
Река нуждается в восстановлении. За последние годы изменились климатические условия, другой стала скорость ее течения, объем ее расходов. Эти элементы гидросостояния реки еще предстоит изучить.
Эколог отмечает: не стоит забывать, что Урал несет нам не только свои воды, но и формирует экологию прилегающей лесной зоны. Необходимо вернуть былую славу нашего батюшки Урала, как естественного нерестилища ценных пород рыб.
«Все эти вопросы мы обсуждали уже по итогам экспедиции с нашими коллегами-россиянами, в связи с чем были ратифицированы соответствующие документы на уровне Правительств наших стран», — говорит он.
Панацея ли весеннее половодье?
Итак, проблема дефицита воды, связанная с плохим экологическим состоянием Урала, остается острой. Отчасти решает ее ежегодное весеннее половодье — если дополнительно удается накопить воду в водохранилищах. Но здесь все зависит от климатических условий. Например, если выдалась теплая зима и мало снега, ждать большого притока воды не приходится.
Старожилы Уральска помнят весну 1957 года, когда во время таяния уровень воды в реке Урал достигал до 11 метров. Территории вокруг города полностью оказалась под водой, даже пришлось делать защитные подпорки — ограждения от натиска воды.
Впрочем, сказать, что сейчас все плохо тоже нельзя. Как отмечают гидрологи, на данный момент подъем Урала составляет 80 см. В целом, за время весеннего половодья — 2020 в водохранилищах накоплен достаточный запас воды, заверяют специалисты. Ежедневный сброс воды с Ириклинского водохранилища составляет 15 кубометров в секунду.
На наш век хватит. А на будущий?
Начальник водного отдела управления природного регулирования и природопользования Марат Машикенов, считает, что гораздо большее значение имеет сток талых вод с устья Урала – реки Сакмара. Объем поступивших весенних стоков оттуда в этом году составил от 60 % до 70 % всего объема нашего водохранилища, что конечно, позволило сделать хороший дополнительный запас воды.
«Если весна затяжная, то воды в этот год тоже будет мало. Хочется сказать и про наши водохранилища. По сравнению с российскими, наши резервуары уступают по объему – они составляют всего 200-300 млн. м.3. Строить большие не позволяют территории нашего края», — объясняет Марат Машикенов.
Впрочем, и это обстоятельство не может быть причиной для паники, подчеркивает он: «Вода есть. На наш век хватит, но нужно думать и о будущем, а значит, беречь воду».
Очень часто мы забываем, что воду необходимо экономить, напоминают экологи. К примеру, в Израиле, где нет полноводных рек, в цене даже ливневая вода.
Так что культура потребления влияет на то, будут ли будущие поколения пользоваться водой без ограничений или нет.