Старинные здания по проспекту Назарбаева хранят память о прошлых эпохах, но их исторический облик всё чаще оказывается за яркими и безвкусными вывесками. Неоновые конструкции, пластиковые баннеры, разноплановые шрифты не сочетаются с архитектурой XIX-XX веков, превращая уютные улицы в хаотичный визуальный шум. Почему это происходит, какие правила должны соблюдаться и можно ли вернуть городу его историческое лицо — разбираемся в нашем материале.
Галина КАМЕДИНА
Корреспондент нашей редакции отправился в исторический центр Уральска, чтобы сделать фоторепортаж. По всему проспекту лишь несколько предпринимателей попытались не затмить своей вывеской здание. Первое, что бросается в глаза, — знаменитый Дом Мизиновых, или, как называют его местные жители, «Дом с колоннами». История гласит, что когда-то наши предки пригласили итальянского архитектора Микеле Дельмедино для возведения новых зданий в духе европейских городов. Сейчас же с большой натяжкой можно назвать это здание красивым. Розово-красный цвет дома значительно выделяет его среди бледно-жёлтых сооружений. Внизу дома располагаются баннеры, которые не особо сочетаются со стилем. Если же пройти дальше по проспекту в сторону филармонии, то можно словить панику от обилия визуального шума — красные, синие, зелёные буквы или фоны буквально кричат друг на друга, затмевая декоративные элементы фасада. Вместо гармонии старого города встречаешь коммерческую пестроту, нарушающую всю эстетику.
Историк-краевед Владимир Кутищев считает, что визуальный облик города безусловно испорчен, но остановить прогресс невозможно. Действительно, рекламные конструкции часто заслоняют архитектурную красоту, но подобные изменения происходили во все времена.
— Зачастую у нас рекламные продукты закрывают само здание, то есть архитектуру здания мы не видим совершенно. Поэтому, мне кажется, что в оформлении по установке рекламных конструкций, нужно принимать решение не предпринимателю или владельцу этого здания, а всё-таки совету старейшин города с привлечением профессиональных художников. По моему мнению, вся рекламная продукция должна отсеиваться и проходить через квалифицированные руки. Мы очень перегружены рекламой, глуповато получается, — говорит Владимир Кутищев.
При этом он отмечает, что достичь единого стиля невозможно, ведь суть рекламы и вывесок заключается в их оригинальности.
Инспектор по охране историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области Абзал Байбеков говорит, что, с юридической точки зрения, вывески не относятся к рекламе.
— У нас есть сам закон о рекламе. Если сейчас посмотреть, можно найти такое понятие, как «памятник», а также уточнение, что на территории памятника разрешено и что запрещено. В законе о рекламе сказано, что неэтичной является реклама, которая портит объекты культуры, искусства и памятники истории, являющиеся национальным или мировым достоянием. Такой пункт в законе действительно существует, но само понятие «реклама» в нём не распространяется на наружную визуальную информацию. То есть вывески, так же как и афиши, не считаются рекламой. В этом законе я вижу противоречия. Во-первых, в нашем законодательстве нет чёткого определения рекламы в данном контексте. Во-вторых, закон о рекламе содержит упоминание памятников, но трактовка этого момента остаётся неоднозначной. В-третьих, если рассматривать, в чью компетенцию входит контроль за рекламой, то это правоохранительные органы. Они же занимаются вопросами незаконной реставрации памятников и выявлением ненадлежащих видов рекламы, — считает Абзал Байбеков.
Мы спросили у спикера, может ли установка вывески нанести вред и без того ветхому зданию. По его мнению, этот вопрос сложен, так как собственник имеет все права на здание, за исключением права уничтожать памятник архитектуры. Здесь происходит пересечение интересов государства и частного лица. Спикер также отметил, что необходимо вырабатывать единый стиль вывесок, чтобы они гармонично сочетались с архитектурой зданий. Причем это касается не только памятников, но и всего облика города, ведь сегодня фасады перегружены яркими и хаотичными вывесками, от которых рябит в глазах. Он считает, что идея дизайн-кода должна быть закреплена на законодательном уровне, поскольку это важный шаг к улучшению городской среды.
Наша редакция обратилась в акимат города Уральск, чтобы узнать как контролируется размещение наружной рекламы и какие меры принимаются. Перед размещением рекламы необходимо подать уведомление в отдел архитектуры за пять дней. Ежемесячно совместно с ЖКХ проводится мониторинг: проверяют законность размещения и состояние конструкций. Владельцы обязаны поддерживать рекламу в чистоте и исправности, на устранение нарушений даётся до десяти дней.
– По поводу дизайн-кода: на позапрошлой неделе состоялся выезд по проспекту Назарбаева — от остановки Пугачёва до Казахтелекома (по правой стороне, если двигаться со стороны Пугачёва). Были выданы уведомления о приведении наружной визуальной рекламы в соответствие или её полном демонтаже. Согласно законодательству Казахстана, на устранение нарушений отводится десять календарных дней. По уведомлениям несколько объектов уже демонтированы. Если рекламораспространитель не выполняет ремонт, обязанность по приведению рекламы в порядок ложится на владельца здания. В таком случае он имеет право подать в суд на рекламораспространителя. В ходе проверки на улице Ихсанова был демонтирован баннер «Талап», так как он размещался на объекте культурного наследия, – сказал главный специалист отдела архитектуры и градостроительства города Уральск, Альбина Жардемова.
Альбина Жардемова отметила, что у предпринимателей Уральска есть время до 25 января, чтобы исправить все нарушения в оформлении зданий исторической части города.