Согласно казахстанским нормам законодательства, греть автомобиль более пяти минут, находясь в жилой зоне — запрещено. За нарушение грозит штраф 19 660 тенге. Но достаточно ли пяти минут для того, чтобы прогреть машину? «Н» поговорила с экспертами.
Малика УАХИТОВА
Все эксперты отмечают, что норма не нова. Ограничение в пять минут на прогрев авто в жилых зонах действует давно. Возмущения среди казахстанцев ограничение вызвало после случая в Петропавловске, где местного жителя оштрафовали за долго работающий двигатель авто в мороз. На мужчину пожаловались соседи и полицейские выписали штраф.
Пять минут мало, но есть хитрости
— В комментариях часто путают понятия и нормы. В ПДД есть понятие «движение в жилых зонах» и там сказано , что «стоянка с работающим двигателем в жилых зонах запрещена». Точка. И все требования, относящиеся к жилым зонам, относятся и к любым дворовым территориям. Есть понятие «остановка и стоянка», и там сказано, что стоянка с работающим двигателем в населенном пункте запрещена, если создаются помехи жителям, — говорит преподаватель автошколы «Орал» Игорь Краснов.
Эксперт отмечает, что для водителей, особенно в сильные морозы, пяти минут часто бывает недостаточно для прогрева автомобиля. Порою, отмечает Игорь Краснов, требуется 10-15 минут, а то и больше.
— Чтобы не попасть под штраф, есть хитрости: греешь до пяти минут, глушишь и опять запускаешь. Или можно минут пять погреть и потихоньку двигаться, а там двигатель быстрее нагреется. Только это не всегда возможно, — констатирует Краснов.
Придумана не просто так
Начальник управления административной полиции ДП ЗКО Александр Плешаков подчёркивает — норма в пять минут была придумана не просто так.
— Потому что работающий во дворе двигатель касается всех. Весь выхлоп от машины идёт вверх, в воздух, особенно едкие выхлопные газы у машин с дизельными двигателями. Эти пары распространяются внутри двора и, особенно зимой, легко попадают в окна квартир. Вся едкая смесь залетает в дом. Кроме того, есть шум от работающих машин, — говорит Александр Плешаков.
Начальник УАП полиции отмечает, что норма по стоянке с работающим двигателем в пять минут действует только в жилых зонах. Если водитель будет греть автомобиль за пределами жилых дворов — штрафа не будет.
— Пяти минут даже в холодное время года достаточно, чтобы начать движение. После можно выехать из двора и продолжить греть авто уже за пределами жилого массива, — говорит Александр Плешаков.
Машины должны стоять не у домов
Азамат Мусилов, член общественного совета Западно-Казахстанской области, который поднимает проблемы дорожного движения и ситуации на дорогах области, считает, что от выхлопов работающих авто страдают люди. Но и водители не могут ездить без предварительного прогрева.
— Конечно, неприятно, когда вы живёте в многоэтажке, а под окном машина источает неприятный запах, прогреваясь. Здесь я обеими руками за людей. Но здесь я за то, чтобы машины стояли не у домов, а в парковочной зоне: и жителям не будут мешать запахи отработанных газов, и водители могут разогреть хорошенько свои машины, — говорит Азамат Мусилов.
Ранее министр экологии Ерлан Нысанбаев прогрел автомобиль в мороз -17 за пять минут. Так чиновник показал жителям регионов, что даже в мороз пяти минут достаточно для нормальной работы машины после длительной стоянки.
Иллюстративное фото// январь 2025// Stefania Pelfini, La Waziya Photography / Getty Images
Читайте также:
- Прогрев машины не более 5 минут: министр экологии провёл эксперимент
- Новый год принесёт повышение штрафов: как вырастут взыскания на нарушения ПДД в 2025 году
- Средняя скорость на дорогах. Новый закон о дорожном движении вступил в силу в Казахстане
- Средняя скорость: водителей будут штрафовать, если дорога из Уральска до Атырау займёт менее 10 часов