Повреждения самолёта Азербайджанских авиалиний, который потерпел крушение 25 декабря на подлёте к Актау, произошло из-за внешних факторов. В том числе, повреждения — их обнаружили на хвосте судна — могли стать причиной катастрофы, считает пилот гражданской авиации и подполковник запаса одного из спецподразделений ВС РК Виталий Кутафин.
Малика УАХИТОВА, Оксана НАУМОВА
На данный момент существует несколько версий о причинах крушения самолёта Embraer E190AR, который выполнял рейс из Баку в Грозный утром 25 декабря и ушёл на посадку в казахстанский Актау, пролетев для этого через весь Каспий. Среди самых обсуждаемых комментаторы, эксперты и официальные представители государств выделяют столкновение с птицами, взрыв кислородного баллона и повреждения внешние — вероятно, от чеченских ПВО, отбивавших в среду утром прилёт украинских дронов. «Н» поговорила с экспертом в области авиации и пилотом с большим опытом Виталием Кутафиным.
Какая причина катастрофы наиболее правдоподобна?
— Официальной информации нет, просто по отдельным отрывкам и картинкам, которые выкладывали в сеть. Есть определённое мнение, и это мнение тоже было озвучено в средствах массовой информации, — я склоняюсь к факту именно внешнего воздействия. А вот на каком этапе это было…
Есть мнения, что случился отказ управления самолётом, и командир пытался двигателями держать профиль полёта, заданный максимально при посадке. В какой момент это произошло, сказать тоже трудно — над акваторией моря или где-то в районе (посадки), потому что пассажиры говорят, что слышали какие-то хлопки и взрывы незадолго до падения.
Несколько фотографий было, что салон снимают. Да, действительно, в салоне есть пробоина именно снаружи. И фотография передне-хвостовой части — пробоины именно снаружи, наружного характера. То есть это не взрыв изнутри, когда лепесток (повреждённой поверхности — прим.) разворачивается изнутри наружу. А это вовнутрь, то есть что-то прилетело снаружи. Скорее всего, всё сводится к тому, что это — внешнее воздействие. Очень вероятно, как сейчас практика показывает, боевые дроны летают в любую глубину, не исключено, что он оказался каким-то образом здесь.
Почему самолёт направили в Актау, а не посадили ближе, по пути следования борта?
Предварительно, якобы Грозный не принял (борт), вроде туман, а вроде и обстрел дронами был. Поэтому причина, по которой они развернулись, будет ясна из переговоров с диспетчерами. Поэтому надо каждое слово ловить (в записи переговоров — прим.), а такой информации официально нет. Было мнение озвучено: почему полетел в Актау, а не вернулся в Баку — это решение командира.
При принятии решения запасной аэродром выбирают заранее, а то и два запасных аэродрома. На какой аэродром в случае невозможности посадки (сядет борт), принимает решение командир, исходя из объективных причин — топлива, погоды и экономических условий. Тут много факторов, по которым принимается решение. Я так думаю, что решение было объективным, потому что пилот действительно очень опытный — 15 тысяч часов налёта и 11 тысяч часов в качестве командира, это действительно очень хороший стаж полётов. И анализировать, в какой момент возникла внештатная ситуация — сложно. Опять же, нужно слушать записи диспетчеров и знать, на каком этапе поступила команда о чрезвычайной ситуации, в какой точке.
Несмотря на взрыв и пожар, есть выжившие: это потому что пилоты посадили борт на землю? Было бы больше жертв, если самолёт посадили бы в море?
— Все выжившие находились в хвостовой части, а это фактор наиболее частый, что при столкновении с землёй, самолёт падает на носовую часть — он снижается, нос опущен и рушится, а хвостовая часть менее подвержена. Но выживший в любой катастрофе — это случай всегда уникальный.
Нет однозначного мнения или каких-то рекомендаций, куда сажать самолёт при внештатной ситуации: на землю или на воду, если есть такой выбор. При посадке на воду возникает другая опасность, что пока доберутся до самолёта спасательные службы, судно уйдет под воду, и те, кто не разбился, могут утонуть. Поэтому нельзя однозначно говорить о том, что нужно было сажать самолет на Каспий. Самолёт так или иначе находился в управлении, и экипаж рассчитывал, надеялся, и у них была определённая уверенность в том, что они посадят самолёт. Ведь они дотянули до аэропорта Актау, и он был у них в зоне досягаемости.
Та «восьмёрка», которая была выполнена судном в районе аэропорта, может говорить о том, что экипаж прицеливался, но опять же ясность будет внесена только после анализа переговоров экипажа и диспетчеров, что этими манёврами делал экипаж. Ведь пилоты не принимают решения молча, так как каждый специалист всегда проговаривает все манёвры и все свои действия. Не сохраниться запись переговоров экипажа и диспетчеров просто не могла, так как она ведется автоматически.
Тем более в СМИ уже было опубликована информация о том, что пилоты выходили на связь, сообщали о чрезвычайной ситуации, аэродромные службы были приведены в аварийную готовность и были готовы принять борт. Также есть ролики, как садился самолет в поле. Я думаю, экипаж в какой–то момент понял, что при данных неисправностях посадить самолет на посадочную полосу ему не удастся, а вокруг много построек и высокая вероятность столкновения. Поэтому было принято решение садится в поле. Шасси выпущены, надеялись, что удастся посадить самолет. Еще по видео есть один момент в траектории, было видно, когда самолет накренился и пошел на снижение, на определенной высоте он поднял нос и вышел из крутого снижения, может, не хватило чего-то, ведь самолет столкнулся с землёй по касательной траектории. Я могу предложить, что экипаж до самого последнего момента пытался привести ситуацию к наименьшим потерям, и в какой-то степени ему это удалось.
Утром 25 декабря борт авиакомпании Azerbaijan Airlines вылетел из Баку и направился в Грозный, но в столице Чечни в посадке борту отказали и перенаправили его в Махачкалу. Около 9.25 по времени Казахстана борт пропал с радаров, что показывают записи полёта в онлайн-сервисе Flightradar24. Через полтора часа самолёт вновь появился на радарах, он находился в это время над Каспийским морем и двигался к аэропорту Актау. Для того, чтобы совершить посадку, пилоты проделали путь над морем.
Перед снижением к посадке пилоты совершили круги над территорией Казахстана, и в трёх минутах от аэропорта Актау самолёт приземлился. Посадка была жёсткой, и самолёт загорелся, развалившись на две части. Из 62 пассажиров и пяти членов экипажа выжили 32 человека. Среди погибших — шесть граждан Казахстана.
Фото: место крушения самолёта под Актау, Азамат Сарсенбаев
Читайте также: