Состояние взаимодействия уполномоченных органов в сфере профилактики правонарушений и эффективности принимаемых мер по профилактике детского суицида, обсудили участники Координационного совета при прокуратуре Западно-Казахстанской области. Прокуроры назвали основные причины того, почему дети решаются на отчаянный шаг, указали на пробелы в работе школьных психолог и сотрудников полиции.
Жанна МАХАМБЕТОВА
О результатах анализа в сфере профилактики правонарушений, эффективности принимаемых мер по профилактике детского суицида, семейно-бытового насилия и правонарушений в общественных местах за 2023 год и 9 месяцев 2024 года рассказал первый заместитель прокурора ЗКО Даурен Умаргалиев:
– Анализ уголовно-правовой статистики за последние пять лет свидетельствует о снижении уголовных правонарушений в нашей области почти в три раза с 9437 в 2019 г. до 3405 за 9 мес. 2024 г. Однако количество преступлений в отношении несовершеннолетних и в семейно-бытовой сфере наоборот выросло в три раза (в 2019 г. – 81 факт, в 2020 г. – 98, в 2021 г. – 136, в 2022 г. – 178, в 2023 г. – 159, в 2024 г. – 234). За 9 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество совершенных в отношении детей правонарушений выросло на 28%, а именно с 96 до 123, в семейно-бытовой сфере — на 484%, с 19 до 111.
По словам Умаргалиева, взрывной рост правонарушений в семейно-бытовой сфере обусловлен тем, что «побои» и «умышленное причинение легкого вреда здоровью» с июня текущего года переведены из административных в уголовные правонарушения. Особую тревогу вызывают вопросы обеспечения безопасности детей, и одним из самых В чувствительных вопросов, требующих внимания, является аутоагрессивное поведение, то есть суициды среди детей.
По данным прокуратуры, в 2023 году количество детей, покончивших жизнь самоубийством, выросло с 2 до 5 фактов, за 9 месяцев этого года – с 5 до 9. В 2020 году свели счеты с жизнью семь несовершеннолетних, в 2021 году – 9, в 2022 году двое детей совершили самоубийство, в 2023 году – пять и за 9 мес. 2024 года – девять. Попыток совершить суицид также было очень много: в 2020 году – 8, в 2021– 6, в 2022 – 8, в 2023– 12, за 9 мес. 2024 года – 7.
По поручению прокуратуры Центр психологической поддержки проанализировал причины совершения суицидов. Результаты показали, что во многих случаях факторами, подтолкнувшими детей на самоубийство, являются недостаток внимания со стороны родителей и отсутствие взаимопонимания с ними. Поскольку, оставляя предсмертные записки, дети обращались не к родителям, а к братьям и сестрам.
— В одном случае 14-летняя девочка прямо указала, что ждала поддержку от матери. За два последних года произошло 19 попыток совершения суицида, в которых причина крылась в конфликтах в семье. В остальных детей к самоубийству побудили стычки со сверстниками, неразделенная любовь, комплекс неполноценности. Все указанное свидетельствует о потребности детей в психологической помощи, надлежащем родительском внимании и заботе, — говорит заместитель прокурора ЗКО.
Прокуратура области поставила под сомнение работу школьных психологов, которая не способствует снижению негативной тенденции среди подростков. В этом году надзорный орган проверил все общеобразовательные школы и сделал вывод, что в деятельности психологов есть формализм.
— К примеру, психолог одной из школ района Байтерек внес в группе риска 57 учащихся. Однако работа с этими детьми и их родителями не проводилась. В Дарьинской вечерней школе в штате психолог вовсе не предусмотрен, тогда как согласно приказу Министра образования РК наличие психолога в штате организации образования обязательно. Почти половина, 208 из 426 психологов получили образование заочно, 6 из 426 — это молодые специалисты со стажем до 3-х лет,- привел примеры Умаргалиев.
По словам прокурора, расследование уголовных дел, связанных с детским суицидом, проводится некачественно. Из 9 таких уголовных дел за текущий год только по двум назначены экспертизы — посмертная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Как итог, решения по ним принимаются преждевременно без выяснения всех обстоятельств произошедшего.
— По 6 делам мы отменили постановления о прекращении дела ввиду неполноты следствия и не установления причин, почему дети пошли на такой отчаянный шаг. Теперь для обеспечения качества и своевременности неотложных следственных действий по сообщениям о суициде несовершеннолетнего прокурор будет выезжать на место происшествия, и брать такие дела на особый контроль. В свою очередь, полиция должна незамедлительно регистрировать на эти сообщения в едином реестре досудебных расследований, проводить постоянный мониторинг социальных сетей и интернет-платформ для анализа контента, провоцирующего суицидальное поведение среди детей. В случае установления их владельцев принимать меры по привлечению к уголовной ответственности за пропаганду самоубийства. В свою очередь, прокуратурой области только в этом году более 20 каналов с суицидальным направлением внесены в систему «Кибернадзор» для дальнейшей их блокировки, – рассказал Умаргалиев.
В свою очередь заместитель акима области Каиржан Мендыгалиев в своем докладе отметил, что была разработана Дорожная карта, создан штаб из опытных специалистов и межведомственная группа, которая исследует факты суицида, буллинга, кибербуллинга, девиантного и аутоагрессивного поведения подростков. Аналогичные группы действуют и в районах области:
–В целях усиления психологических служб для предупреждения суицидальных настроений в 2024 году был создан Центр психологической поддержки, призванный обеспечивать методическое сопровождение объектов образования и консультирование обучающихся и их родителей. Штатом центра предусмотрено 37 единиц, на сегодня там работают 20 психологов, недоукомплектованность штата вызвана неконкурентной заработной платой для привлечения высококвалифицированных специалистов. Аналогичная проблема есть и в других регионах, – отметил заместитель акима области.
Фото автора
Читайте также:
Недетские игры: что провоцирует детский суицид и есть ли виноватые?