Волна подростковых самоубийств прокатилась по городам Казахстана — за две недели официально зарегистрировано десять случаев, завершившихся смертью детей. Что толкает юные, неокрепшие души на отчаянный шаг, чтобы свести счёты с жизнью, и почему винить игры в этом бесполезно — выясняла вместе с экспертами корреспондент «Н».
Малика УАХИТОВА
Несколько недель подряд казахстанцев шокировали практически ежедневные новости о суицидах среди подростков в разных городах Казахстана, чаще в миллионниках Алматы и Астане. Социальные сети и мессенджеры заполнили рассылки с различными теориями и версиями происходящего. Пользователи винили онлайн-игры, «группы смерти» из социальных сетей и челленджи, якобы призывающие совершать суицид.
Тревогу родителей начали подогревать и родительские чаты школ и детских садов. Помимо рассылок об «опасных» играх, которые начали находить в телефонах детей, к просьбам проверить детские гаджеты подключились педагоги.
«Уважаемые родители, проверьте, пожалуйста, нет ли этой игры у ребят в телефоне. В игре даются задания, как разозлить родителей, например, убежать из дома, прыгать с крыши на крышу, утонуть в озере…», — гласила рассылка, которая ещё больше взбудоражила родителей.
Подтверждение от учителей и воспитателей об опасности игр вызвало новую волну паники, и пользователи начали с усиленным ожесточением рассылать информацию об опасных играх, челледжах и угрозе соцсетей для подростков.
Спустя время в министерстве внутренних дел Казахстана отреагировали на будоражащие всех сообщения и рассказали, что на самом деле онлайн-игры, о которых шла речь в рассылках, не опасны. Да, задания в них несут угрозу хулиганства и проказ, и даже есть задания, которые призывают не слушаться родителей, но прямых призывов к суициду нет, заявили в МВД. Параллельно в генеральной прокуратуре сообщили, что ведут активную работу по выявлению и предотвращению функционирования на территории Казахстана всех потенциально опасных платформ. К началу октября сотрудники надзорного органа нашли и обезвредили 15 тысяч онлайн-платформ, которые склоняли подростков добровольно причинить себе вред или уйти из жизни.
Тревога и следовавшая за этим волна рассылок постепенно затихают в социальных сетях и мессенджерах казахстанцев. А «Н» поговорила со специалистами, чтобы выяснить, в чём же причина детских и подростковых суицидов, и стоит ли во всём винить игры и социальные сети.
Слушать и слышать
Психологи, педагоги и специалисты в суицидологии сходятся однозначно в одном — ответственность за жизнь, здоровье и ментальное состояние детей и подростков полностью лежит на взрослых. Только от родителей, близких родственников и учителей зависят эти факторы, которые, в том числе, определяют будущее подрастающего поколения.
Родителям, в первую очередь, нужно обратить внимание на себя, говорит практикующий психолог Райса Байдалиева.
— В последнее время очень много неуверенных в себе родителей. Внутренне неуверенных, но внешне деспотичных, когда действительно в семье тотальный контроль. Это потому, что они на самом деле не знают, что делать, и отсюда этот тотальный контроль. И внешне они перегибают палку. Очень часто взрослые не обращают внимания на по-настоящему важные вещи для подростка. Личное пространство, понимание его потребностей: есть много факторов, когда взрослые говорят подростку, что он не значим в этом мире — самовыражение в одежде, внешнем виде или, к примеру, желании покрасить волосы, — говорит Байдалиева.
Переживания, перемены, события и желания, которые так важны для детей в подростковом возрасте, зачастую остаются незамеченными взрослыми. Хуже того, могут быть обесценены. Это случаи, когда ребёнок делится чем-то для него по-настоящему важным и значимым, а родитель, учитель или другой близкий взрослый говорит о незначительности происходящего.
— К сожалению, большинство родителей обесценивающие. Когда ребёнок приходит с проблемой, они говорят «ой, ладно, в твои годы…», «это всё перемелется…», «у тебя ещё таких 150 будет (если речь о неразделённой любви)». То есть вот это обесценивание ребёнок постоянно слышит, и он начинает думать, что это всё (что важно для него сейчас) не имеет значения. Чаще всего взрослые обращают внимание на оценки. «Как ты без будущего?» при этом родители не понимают, что настоящее гораздо важнее его будущего: если вот в этом настоящем он чувствует себя неуверенно, то это будущее может не наступить, — констатирует Райса Байдалиева.
Важная задача родителей — наладить контакт с ребёнком. Это позволит взрослому замечать изменения в поведении или настроении и помогать подростку преодолевать сложные периоды, говорит специалист-суицидолог Виталий Кузнецов.
— У меня такое обращение к родителям: попробуйте закрыть глаза и представить себя подростком, перенеситесь в своё прошлое. Представьте свою подростковость – где вам было больно, где вам было одиноко, где вам чего-то хотелось, но вам не додали. Увидеть проблему ребёнка можно только через призму собственных ощущений. Для того чтобы понять, что хочет твой ребёнок и как себя с ним вести, нужно проникнуть и понять, что ты хочешь сам и что было в дефиците. Но при этом очень важно через своих детей не реализовывать свои упущенные возможности: он отдельная личность, это отдельная планета с отдельной скоростью вращения. Закрыв глаза, подумайте, чего не было у вас и чего бы вы хотели. Ведь вряд ли в тот период, когда вам было плохо и одиноко, вы хотели материального подарка – вам хотелось тепла, заботы. Попробуйте увидеть в своих детях не то, что вам хочется видеть, а то, что есть на самом деле. Вот тогда ребёнок пойдёт навстречу, тогда ребёнок начнёт открывать себя. Не навязывайте ребёнку своё, развивайте в нём то, что уже есть. Дайте ребёнку вырасти счастливым человеком, дайте ему то, что он хочет, и он потянется к вам. Вот так диалог выстраивается — слышать и слушать, — советует родителям Виталий Кузнецов.
А что же игры?
Специалисты уверены, винить игры, что так привычно людям, да и вообще перекладывать вину на любые внешние факторы — это попытка взрослых снять ответственность с себя.
— Это характерно для нашей ментальной культуры. Мы пытаемся всё время найти какого-то внешнего врага. Но чаще всего — я обращаюсь к родителям — ответственны вы, тем, что вы сами не можете решить свои внутренние проблемы и начинаете отстранятся от проблем своих детей. То же самое касается и учителей, — говорит психолог Байдалиева.
Эксперты уверены, что в первую очередь взрослым необходимо наладить контакт с ребёнком, если он не был построен с раннего детства.
— Говорить о том, что виновата игра или видео, или Тик-Ток — это позиция внешне обвиняющая, — говорит Райса Байдалиева.
Прямой зависимости между влиянием «опасных» онлайн-игр и суицидами среди подростков и детей нет, показывают исследования. Также нет статистики, которая бы демонстрировала рост количества сведения счётов с жизнью среди детей до 18 лет и распространением так называемых «игр смерти».
Крик о помощи или привлечение внимания
Эксперт Виталий Кузнецов объясняет, что в суицидологии различают истинный суицид и импульсивный, но почти все случаи в Казахстане, в которых человека удалось спасти или предотвратить попытку — называют демонстративно-шантажным поведением. Во-первых, отмечает специалист, как бы обвиняя человека в таком поступке, во-вторых, обесценивая его боль, приведшую к этому.
— Что такое вообще суицид — это прекращение боли. Ведь изначально в человеческую природу заложен самый сильный инстинкт — это инстинкт самосохранения. Человек при относительно благоприятных обстоятельствах никогда не совершит суицид. Но чтобы пересилить этот инстинкт, должна быть сумасшедшая боль, по-настоящему непреодолимая. Подросток – максималист и в силу своего небольшого жизненного опыта не воспринимает суицид, как конечный и фатальный результат своих действий. Он думает, грубо говоря, что хочет уйти от боли, но воспринимает суицид, как явление временное. Что сейчас я усну, и проблема решится. Те, кто идут на суицид, не воспринимают этот акт, как конечный результат, а воспринимают его, как решение нависшей проблемы, которую в данном случае ему просто не под силу решить. Он хочет отключить своё сознание, и просто не быть, — говорит Кузнецов.
Тем не менее, врачей, выезжающих на случаи суицида, где человека спасли, принуждают правилами вписывать в историю «демонстративно-шантажное поведение». Таким образом, говорит Виталий Кузнецов, искусственно снижают статистику по количеству суицидов, что приводит к повышению рейтинга страны в целом на мировой арене.
— Хотя психологи и суицидологи утверждают, что не только попытка, но даже высказывания подростка или его мысли о том, что он не хочет жить — это уже звонок опасности, это уже повод бить тревогу. А у нас даже свершившийся акт обесценивается, — отмечает специалист.
Кузнецов подчёркивает, о суициде нужно и важно говорить, обсуждать тему прямо и открыто. Это, говорит эксперт, поможет детям в сложном состоянии и на грани совершения отчаянного шага вовремя понять, что он не один, и позвать на помощь взрослых.
— Когда суицидент — это универсально и для подростков, и для взрослых — идёт на шаг суицида, он до конца надеется, что его спасут. И на самом деле не так уж и отличается: подросток это не хочет жить или взрослый – мы все хотим жить. Другое дело, что он не хочет жить так. А как жить по-другому, он не знает. Он в западне, — подчёркивает Виталий Кузнецов.
Истинный суицид — это когда подросток или взрослый продумывает, прокручивает и ищет выходы из ситуации и подкидывает подсказки своему окружению: «мне плохо». Тут важно не обесценивать состояние ребёнка, потому что когда в ответ на его «мне плохо» начать говорить о хорошей погоде, начале лета или прекрасном будущем, он только закроется ещё больше.
Импульсивные суициды — это мнимые суициды. Когда не было длительной боли, когда не было прессинга, буллинга, насилия. Из распространённого — это разрыв романтических отношений. Тут суицид будет являться не уходом из жизни, а актом наказания — моя смерть лежит на твоей совести. Тут мотив не уйти от боли, а наказать обидчика. Мотивом может стать и плохая оценка, и ссора с родителями, физическое насилие.
И в том, и другом случаях главная задача взрослых – быть внимательными и бережными к своим детям, в один голос утверждают специалисты.
— Когда родители не помогают ребёнку решать его проблемы, они ждут, что всё само решится как-то, это всё равно, что тяжело больному человеку отказывать в лекарстве — зачем оно тебе, за ним в аптеку нужно идти, деньги платить, сам как-нибудь справляйся. То же самое, когда ребёнку отказывают в помощи, но всё, что ему надо — это убрать его из этой среды, где ему некомфортно, — говорит Райса Байдалиева.
В идеале начать выстраивать диалог с ребёнком и показывать его значимость нужно с рождения. Тогда, говорят эксперты, все трудные этапы дети будут проживать вместе со взрослыми, обращаясь к ним за помощью и советом. Но если ребёнок родился, вырос, и только к подростковому возрасту ребёнка родители решили начать интересоваться его жизнью и начали выстраивать с ним диалог, то лучше начать в тот же момент, говорит Виталий Кузнецов.
На что обратить внимание
— Очень важный момент, если родитель заметил непривычное поведение у ребёнка, но ребёнок не идёт на контакт, потому что контакт не был сформирован, взрослый должен дать ребёнку ощущение, что родитель рядом. Можно ничего не говорить, но хотя бы начать со стакана сока, просто молча занесли в комнату и поставили. Постепенно, дробно, но идти к налаживанию контакта. Не нужна активность, она будет настораживать подростка ещё больше. Нужно действовать постепенно, — отмечает Кузнецов.
Необычным может стать слишком закрытое поведение ребёнка, отстранённость, отказ от привычного уклада и ритуалов. Наравне с этим тревожными признаками являются слишком активное поведение: необычно весёлое настроение, желание проводить время с родными и призывы как можно больше фотографироваться вместе, гулять, покупать-то что-то особенное.
— Если родители замечают у ребёнка какие-то суицидальные мысли или склонность, я всегда в таких случаях рекомендую завести питомца, чтобы заботится о ком-то. Если, конечно, ребёнок этого хочет. Или можно начать смотреть какие-то фильмы про животных, нужно переключить ребёнка. Может быть, это какая-то масштабная олимпиада, конкурсы, проекты, — отмечает Райса Байдалиева.
Виталий Кузнецов подчёркивает, что в трудные моменты взрослым важно не впадать в крайности: не пренебрегать тревожными сигналами и не начинать активно вторгаться в жизнь подростка. Нужно постепенно вырабатывать в ребёнке самостоятельность с осознанием, что рядом есть поддержка и опора.
— Важно, чтобы родитель говорил: «Ты попробуй, а я рядом». Это очень важно делать родителям. Ребёнок должен приобрести свой иммунитет, — говорит Кузнецов.
За восемь месяцев 2024 года официально зарегистрировано 2 389 случаев суицида. В 128 случаях самоубийство совершили дети в возрасте от 5 до 18 лет. В 2023 году за 10 месяцев покончили с собой 168 детей и подростков, а попытку предприняли ещё 298 несовершеннолетних казахстанца.
Иллюстративное фото