Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    Окрыленный мечтой

    У каждого человека есть свои интересы и увлечения, не касающиеся профессиональной деятельности. Бывает, что увлечение становится источником заработка, и это счастливые люди. А бывают люди еще счастливее – те, кого увлечение окрыляет мечтой, вдохновляет на новые достижения. В том числе на те, которые зажигают других. Таков инженер КИПиА ТОО «Батыс Пауэр» Павел Кабардинский, который занимается авиамоделированием и радиолюбительской связью на коротких волнах. Причем большинство ценного оборудования для своих хобби Павел Игоревич сделал своими руками.

    Галина САМОЙЛОВА.

    На волнах радиолюбительской связи

    Радиолюбительской связью Павел Кабардинский увлекается с детства – с того момента, как отец подарил ему первый паяльник и радиоконструктор. И Павел, как и большинство советских мальчишек, охотно паял микросхемы, выписывал книги и журналы по данному профилю, собирал из старых радиодеталей усилители, цветомузыку и т.д. В то время, конечно же, интернета не было и в помине, поэтому все схемы доставали в научно-познавательных изданиях или через знакомых, увлекавшихся общими хобби. С 10 лет Кабардинский занимался на коллективной радиостанции, чей позывной был UL7MWA. Начальником ее был Виктор Александрович Бородин. Сейчас, к сожалению, коллективной радиостанции в Уральске нет, а тогда многие мальчишки с удовольствием осваивали азы радиолюбительской связи именно здесь. В 1984 году в возрасте 14 лет Павел Игоревич окончил курсы радистов-телеграфистов, где изучали в том числе конструкцию радиоаппаратуры и азбуку Морзе – международный язык радистов. Примерно в это же время у Кабардинского появился свой личный позывной – UL7MAH. Это важное достижение в мире радиосвязи, и его удостаиваются немногие, только по-настоящему выдающиеся.

    Радиолюбительство – это очень интересная сфера, – говорит Павел Игоревич. – В ней разные направления. Сейчас по Казахстану примерно 1000 человек зарегистрированных радиолюбителей, для сравнения: в России – 38 тысяч, в США примерно 700 тысяч. А больше всего в Японии – 1 млн 300 тысяч человек. И мы все работаем на тех диапазонах, которые выделены для радиолюбителей. Выйти в эфир – не так просто, есть свои правила, свой этикет, которого нужно придерживаться. Сейчас, конечно, стало несравненно проще: радиолюбитель покупает нужную аппаратуру или заказывает на маркетплейсе: антенну, усилитель, трансиверы, прием-передатчик. Раньше такого не было, достать оборудование было невозможно. Поэтому мы конструировали его сами. В этом особая изюминка процесса – собрать все по деталькам, превратить в работающее устройство – усилитель или трансивер.

    Своими руками

    Радиолюбительство сопровождает Павла Игоревича всю жизнь, начиная с детства. Небольшой перерыв был во время службы в армии, после свадьбы, и когда у молодой семьи появилась первая дочь Валентина. Всю свою аппаратуру, у радиолюбителей это называется «шек», он собрал сам, в свободное от работы и семейно-бытовых дел время. «Шек» состоит из трансивера, усилителя, согласующего и поворотного устройств. Даже трансформатор для усилителя Кабардинский сделал сам, в течение полутора лет, потому что там нужно было особым образом произвести намотку медной проволоки. Причем, сначала была выполнена слесарная задача, потом уже собран электронный механизм и платы, чтобы они отвечали определенным целям. Дома у Павла Игоревича есть свой уголок, где он может полностью посвятить время любимому хобби. Семья к его увлечению относится с пониманием.

    Мы, радиолюбители, друг друга не видим. Сейчас уже, когда прогресс шагнул далеко, у нас есть специальные программы и аватарки – наши фотографии. То есть, когда проводится радиосвязь, я кликаю по значку и вижу фото радиолюбителя, с которым я разговариваю. И мы можем общаться по всему миру. Самая дальняя радиосвязь, которую я проводил – это 18 тысяч км. У меня благодаря радиосвязи много знакомых по всему миру, тоже радиолюбителей. Например, есть у меня товарищ в Элисте (Калмыкия), мы как-то ездили в Анапу всей семьей отдыхать, и я ему во время радиосвязи сказал, что поеду мимо него. Он ответил, что встретит нас. И действительно встретил, мы увиделись вживую, обменялись гостинцами на память. То есть, не видя никогда друг друга ранее, просто общаясь по радиосвязи, мы вот так встретились, как старые друзья. В 2013 году я обновил свою лицензию, она у меня казахстанская, и позывной UN7MAC. Присвоена вторая категория.  Соответственно, чем выше категория, тем больше разрешено диапазонов, где я могу работать, а также больше мощность передатчика, который я могу применять. Как правило, для получения лицензии и определенной категории от Министерства энергетики (ранее выдавалась Министерством электрификации и радиосвязи) радиолюбитель-коротковолновик  должен знать телеграф, участвовать в каких-то соревнованиях, то есть показать себя действующим, – рассказывает Павел Кабардинский.

    Мир, который умирает

    Радиолюбительство – это огромный мир, живущий интересно и увлекательно. Между радиолюбителями всего мира даже проходят соревнования или же дипломы, которые, как правило, инициируются различными радиоклубами. Проводит дипломы и сам Павел Игоревич, например, в этом году он делал диплом, посвященный 79-летию Великой Победы.

    Радиоклуб, который учреждает диплом, ставит определенные рамки, то есть, радиолюбитель, чтобы диплом получить, должен пройти определенные испытания. Например, провести определенное количество радиосвязей с конкретными радиостанциями. И вот ты сидишь по ночам и, соответственно, вылавливаешь эти радиостанции в определенных видах связи. Это может быть телеграф, телефон, азбука Морзе или другие виды, потому что цифровых связей сейчас тоже много.

    А чтобы участвовать в соревнованиях нужно физически еще больше времени, потому что там чуть ли не сутками нужно сидеть за трансивером, не отлучаясь. Стоит только упустить время, и все, радиосвязь не состоялась, момент потерян, ты вылетаешь. Такие соревнования проводятся и по СНГ, и в мире, и наши ребята из Казахстана в них участвуют. Побеждают те, кто наберет большее количество проведенных радиосвязей, – рассказывает Павел Игоревич.

    И тем не менее радиолюбители в мире – это больше представители старшего поколения, настоящие и преданные фанаты своего хобби. Молодежь в радиолюбительскую связь совсем не приходит, потому что здесь нельзя заработать денег, как, например, на майнинге, да и с развитием цифровых и компьютерных технологий люди утратили необходимость ориентироваться в радиосвязи.

    Благодаря радиосвязи, мы можем общаться со всеми радиолюбителями в мире. Для связи с другими странами используем преимущественно английский язык. У меня есть радиус связи с Европой: Германией, Болгарией, я стараюсь говорить по-английски, хоть и непрофессионально. Можем поговорить на телеграфе с помощью спецкода и азбуки Морзе. Морзянка – это вообще универсальная азбука, язык, который стирает национальные и языковые границы между людьми. Каждая радиосвязь обязательно фиксируется в журнале – сейчас с помощью электронных средств, раньше мы вели его на бумаге. По журналу мы видим, когда с каким радиолюбителем проводили связь. Например, я по журналу смотрю: вот, с этим человеком уже года два не общался, надо провести радиосвязь. Или же, по этикету мы всегда должны спросить, какая погода у того радиолюбителя, рассказать о своей. Такие интересные моменты у нас бывают. Радиосвязь – это особый, самостоятельный мир, и он даже лучше чем виртуальный с соцсетями. Но, к сожалению, этот мир умирает, потому что практически весь контингент радиолюбителей – это возрастные люди, молодежь есть, но очень мало. Потому что есть телефон, интернет, им больше ничего и не нужно. И еще, чтобы быть радиолюбителем, нужно много трудиться, заниматься самообразованием, а молодежь этого не любит. Вот и получается, что смены нет, – сетует Павел Кабардинский.

    От винта!

    Помимо радиосвязи, у Павла Кабардинского есть не менее интересное хобби – авиамоделизм. И свои самолеты, как и радиотехнику, он тоже собирает сам. Когда – из подручных материалов вроде пенопласта, когда – по готовым чертежам, выпиленным из фанеры на лазерном станке. Это тоже целая наука, и очень интересно смотреть, как буквально из ничего появляется самолет – корпус, крылья, как к нему приделывается моторчик – электрический или двигатель внутреннего сгорания, как самолет оклеивается специальным материалом, как ему придается законченный вид и наконец, как он, гордо расправив игрушечные крылья, взлетает в небо. И целая наука управлять таким самолетом, ведь нужно уметь задать ему траекторию полета, делать фигуры высшего пилотажа в воздухе и при этом не разбить.

    Я с детства люблю конструировать. И у нас есть энтузиаст Владимир Николаевич Митрофанов, руководитель авиамодельной мастерской. Кстати, сейчас в авиамоделку (как мы ее называем) приходят дети вместе со своими папами, учатся конструировать самолеты и поднимать их в воздух, чтобы они летали. Все это совершенно бесплатно, главное, чтобы был интерес. Я и сам свой первый самолет сделал в нашей авиамоделке – Поларис. Склеил из пенопластовой потолочной плитки, оснастил светодиодами, благодаря которым он может летать в темноте. Еще у него есть электромоторчик, разгоняющий самолет до скорости в 80 км в час. И дети в авиамодельной мастерской тоже могут сами сделать свой самолет, а потом запускать его под руководством инструктора, – рассказывает Павел Игоревич.

    Способ запуска самолетов называется «внешний пилот». Человек, управляющий летательным аппаратом, стоит на земле и нажимает кнопки на джойстике, а его самолет парит в воздухе. Рядом стоит инструктор с тренерским пультом в руках, который помогает новобранцу «летать». Потому что без определенных навыков, опыта, умения управлять новичок самостоятельно не справится. В лучшем случае – не взлетит, в худшем – разобьет самолет. Это немного похоже на то, как в автошколе курсантов учат водить машину, только инструктор помогает управлять не дополнительной педалью тормоза, а целым пультом. По словам Кабардинского, охотнее всего в авиамоделку приходят даже не дети, а их папы, в душе у каждого из которых наверняка живет все тот же маленький мальчик, тяготеющий к романтике синей вечности и желающий, как все дети того времени, стать космонавтом или летчиком. К своему увлечению Павел Игоревич привлек и старшего племянника, тоже Пашу, и его детей, и теперь они вместе увлеченно конструируют и запускают самолеты. Дело это не быстрое и, надо сказать, не из дешевых. Например, чтобы построить самолет на деревянной основе, используется фанера и редкое дерево – бальза, которое у нас не растет и является импортным веществом. Поэтому себестоимость одного самолета может доходить до 300 тысяч тенге, это не считая времени, затраченного на конструирование, склеивание деталей, финишную отделку. Но ребятам и их родителям очень нравится – что может быть лучше, когда видишь в деле результат труда твоих рук? Только гордость – я это сделал сам!

    Самый первый самолет, который я сделал в 2012 году, когда учился, это «Цесна». Есть еще «Снежинка», детская модель, она тоже со светодиодами, детям на ней легко научиться управлять самолетами. А сейчас у меня самолет, который я тоже собрал сам, это моя гордость – большой и маневренный МХ-2 с двигателем внутреннего сгорания. Это 3Д-пилотажная модель, первый самолет такого типа в нашем городе и единственный, который сделан вручную. Потому что есть еще один, но он покупной, а мой я сделал сам, – говорит Павел Игоревич.

    И действительно, есть, на что посмотреть – элегантный самолет в красно-черном дизайне с белыми надписями выглядит очень оригинально. И при этом обладает высокой маневренностью и может выполнять все фигуры высшего пилотажа. Одна из надписей на самолете – это радио-позывной Павла Кабардинского, рядом название клуба и города Уральска, а также фамилия и инициалы самого создателя и владельца оригинального воздушного средства.

    Учитель продолжается в своем ученике

    Но, пожалуй, чем Павел Игоревич по-настоящему гордится и дорожит, – это тем, что его хобби помогло младшей дочери Дарье найти свой путь в жизни, обрести профессию пилота. С детства она не отходила от отца в аэроклубе, присутствовала при всех запусках его самолетов и даже помогала поднять аппараты в воздух. Параллельно девочка занималась спортом, получила разряд мастера спорта по гимнастике. Классе в восьмом Павел Игоревич поехал на полеты на Кордон (где в Уральске занимаются планеристы), взял с собой Дарью, и там впервые девочка прокатилась на настоящем планере. После этого у папы и дочки появилась одна на двоих мечта – чтобы Даша стала пилотом. Однако, как объяснил Павел Игоревич дочери, пилот – это профессия штучная, нужно, во-первых, иметь здоровье, как у космонавта, а во-вторых, отличную успеваемость. Вместе они выбрали Бугурусланское училище в Оренбургской области, начали готовиться. Дарья взялась за дело целеустремленно и дисциплинировано, как полагается настоящей спортсменке, подтянула учебу, окончила школу на пятерки. И на каждом шагу с ней рядом был отец. И когда ездили на комиссию ВЛЭК (врачебная летная комиссия, определяет готовность курсанта по физподготовке для поступления в училище – прим.автора), и во время профотбора, когда Дарья сдавала психологические тесты на стрессоустойчивость и профпригодность, и во время экзаменов, и тогда, когда нужно было в кратчайшие сроки выучить английский, причем не разговорный вариант, а English Aviation – терминологический язык, важный для профессии пилота. Папа поддерживал Дарью и морально, и финансово, когда она проходила подготовку на самолет Diamond 40, затем на Ан-2.

    Сейчас она устроилась в авиакомпанию «Россия», будет летать вторым пилотом на «Суперджете». Про меня до сих пор многие знакомые говорят, что я ненормальный, раз разрешил дочери быть пилотом, да еще и активно помогал. Мол, не девичья это профессия. А я считаю, если она нашла себя, если счастлива, то и я за нее рад. И неважно, что говорят другие. Моя мечта – чтобы Даша состоялась в профессии. А еще вторая мечта – чтобы в Уральске снова открылась коллективная радиостанция, и туда могла приходить молодежь, которым мы бы передали свои знания радиолюбителей-коротковолновиков, – говорит Павел Кабардинский.

    Фото и видео предоставлены героем публикации


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Пряник вместо кнута: Автопарк Уральска стимулирует интерес пассажиров оплачивать проезд

    Западно-Казахстанский автобусный парк, обслуживающий популярные городские маршруты, объявил об...

    Жители дач общества «Венера» в Уральске не могут добиться от властей домов взамен затопленных весенним паводком

    Несколько десятков жителей дачного общества «Венера» который месяц добиваются...

    Рекомендуем

    Жители дач общества «Венера» в Уральске не могут добиться от властей домов взамен затопленных весенним паводком

    Несколько десятков жителей дачного общества «Венера» который месяц добиваются...

    Как и где в новом году уральцы будут платить за свет?

    В июле этого года были внесены изменения в законодательные...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл