Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Пассажироперевозчики Уральска не видят улучшения ситуации после повышения стоимости проезда

    В прошлом году большой общественный резонанс вызвало обсуждение повышения тарифа на проезд в городских автобусах. Акимат рассматривал три варианта стоимости проезда – 100, 120 и 150 тенге при безналичной оплате, причем оптимальным согласно проведенным расчетам специалистов стала бы золотая середина – 120 тенге. Однако общественный совет, а затем и маслихат города поддержали наименьший из предлагаемых тарифов и только при условии, что будет расширена льготная группа пассажиров. Как оказалось, овчинка выделки не стоила. Более того, пассажироперевозчики сегодня заявляют, что решение было опрометчивым – доходность предприятий не только не увеличилась, а даже снизилась в сравнении с прошлым годом.

    Роман ДРОЗДОВ

    Одной рукой дают, другой – забирают

    Напомним, год назад все шесть пассажироперевозчиков города обратились в акимат с просьбой рассмотреть возможность повышения тарифа на проезд, который не менялся на протяжении многих лет. За это время в несколько раз выросли цены на дизельное топливо и запчасти для машин. Из тяжелой ситуации позволяли выходить субсидии из местного бюджета, которые только за последние пять лет выросли в 10 раз – с 500 млн тенге в 2020 году до 5,2 млрд в 2024 году. Однако повышать их бесконечно тоже нельзя – эти деньги берутся не из воздуха, а формируются большей частью из средств налогоплательщиков.

    К тому же размер предусмотренных субсидий не покрывает расходов перевозчиков, и из года в год эта разница меньше не становится. Так, за период с 1 января по 31 июля 2023 года перевозчиками выполнены объемы перевозок на сумму 4,2 млрд тенге, а субсидий было выплачено на сумму 2,5 млрд тенге. Неоплаченный размер субсидий составляет 1,6 млрд тенге, или 39% от суммы согласно актам выполненных работ пассажироперевозчиков. Об этом в прошлом году говорил тогда еще заместитель акима города Асхат Кульбаев. По этой причине и было необходимо повысить стоимость проезда, чтобы позволить предприятиям выйти в прибыль. К слову, закупать новую технику пассажиропервозчики могут только на собственные средства.

    И сегодня, по словам руководства автопарков, несмотря на повышение тарифа, ситуация не изменилась, а для некоторых стала еще хуже. И причиной тому – расширение групп льготников. Видимо, члены общественного совета и депутаты маслихата города не задумывались, когда радели об общем благе, о постулате «Ex nihilo» старой материалистической философии, гласящей: «Ничто не возникает из ничего». Ведь кому-то все равно придется оплачивать то, что недоплатили другие.

    В льготную группу сегодня входят пенсионеры, дети от 7 до 18 лет, инвалиды по слуху и лица, сопровождающие инвалидов – эта категория граждан оплачивает лишь 50% стоимости проезда. Право на бесплатный проезд имеют многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» 1 и 2 степени, дети до 7 лет, лица с инвалидностью 1 группы, граждане, принимавшие участие в боевых действиях и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

    Ничто не изменилось

    – Прибыль уменьшилась, потому что появилось много льготников, в том числе пенсионеры, а они больше всех пользуются общественным транспортом. Когда проезд был 80 тенге, хоть какой-то доход был, сейчас его на наших маршрутах нет. Сегодня субсидии от акимата составляют 50% от суммы наших затрат, потому что в бюджете денег нет, – говорит руководитель ТОО «Алый парус» Мирас Карабинов.

    «Алый парус» обслуживает маршруты № 3, 14, 17, 35, 51, 3К и 38. Это самые нерентабельные городские маршруты. Вместе с тем предприятие старается обновлять парк техники. В начале года были закуплены семь новых автобусов для маршрута № 3.

    – В основном, наши автобусы довольно старые – 2016-2017 года. Для приобретения новых нам пришлось залезть в кредиты, дохода нет, приходится как-то сводить концы с концами. Чтобы еще автобусы взять, нам нужны деньги, а где их брать с учетом сегодняшней ситуации, мы не знаем, – сетует Мирас Карабинов.

    Руководство предприятия, обслуживающего более рентабельные маршруты, также не заметило позитивных изменений от повышения тарифа на проезд. Директор ТОО «Оралавтотранс» Кайрат Искаков отметил, что доходность компании по-прежнему на нуле:

    – Мы уже больше 20 лет занимаемся этим видом деятельности. Обслуживаем маршруты №5, 43, 12 и два дачных. Мы в самом начале, когда просили повысить стоимость проезда, прекрасно понимали, что нельзя резко поднять тариф до той цифры, которая бы отражала реальную стоимость. Повысили проезд на 20 тенге, это хорошая тенденция, правильная, но расширение групп льготников акиматом привело к тому, что это повышение дало нам ровно ту же ситуацию, что была до нее. Прибыль нисколько не повысилась. На примере «пятерки» скажу, что себестоимость проезда на данном маршруте составляет 280 тенге, а он считается самым рентабельным. Себестоимость на других маршрутах намного больше, и, насколько я знаю, у некоторых доходит до 1500 тенге. Поэтому здесь у государства есть свои социальные обязательства, оно компенсирует затраты перевозчиков в виде субсидий.

    Солидарен в этом мнении и бывший заместитель акима г. Уральска, а ныне возглавляющий ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Асхат Кульбаев:

    – Повышение тарифа на 20% значительного улучшения не дало, потому что в первую очередь была увеличена льготная группа, во-вторых, – и, наверное, это самое главное, – что субсидии оплачиваются не в полном объеме, и порядка 35% акимат недоплачивает перевозчикам. В связи с этим общая картина не изменилась.

    Субсидии для перевозчиков в этом году составляют 5,2 млрд тенге. Столько же было в прошлом и позапрошлом годах. Хотя для нормальной работы, по расчетам перевозчиков, они должны получать 8 млрд тенге, чтобы не быть в убытках. В прошлом году их суммарные затраты составили 7,8 млрд тенге, а в этом году они ожидаются еще больше, в связи с изменениями правил по тарифной таблице себестоимости маршрутов, отмечает директор ТОО «Оралавтотранс» Кайрат Искаков, а задержка выплаты субсидий на сегодняшний день чревата остановкой работы предприятий.

    Как видим, проблемы пассажироперевозчиков с повышением тарифа никуда не ушли. Между тем в акимате города подтверждают, что эти меры не внесли существенных изменений в доходы предприятий по сравнению с предыдущими годами.

    – Дело не в том, чтобы на основе возросшей платы увеличить доходы, а в том, что в настоящее время из-за подорожания на рынке запасных частей и горюче-смазочных материалов, необходимых для всех автобусов, расходы перевозчиков из года в год растут. Вместе с тем, главным требованием является не допустить устаревания автобусов на социально значимых маршрутах. За последние годы приобретено в общей сложности 124 единицы автобусов в период с 2021 по 2024 годы. Устаревание состава движения на основе приобретенных автобусов сократилось по сравнению с предыдущими годами с 47% до 28%, – сказал заместитель акима г. Уральска Азамат Халелов.

    Плюсы и минусы

    Вместе с тем остаются проблемы дефицита водительских кадров, хотя в последнее время, отмечают перевозчики, ситуация стала меняться в положительную сторону. Сложность была в получении категории D, теперь этот процесс упрощается, в законодательство вносятся дополнительные изменения.

    – Сейчас мы эту проблему почти преодолели. Еще три года назад она стояла настолько остро, что у нас 25% техники просто не выезжало из-за того, что не было водителей. В конце прошлого года вроде бы все стало налаживаться. Дефицит есть, но не такой критичный – на сегодняшний день нам не хватает максимум десять водителей. На изменение ситуации повлияло, во-первых, увеличение зарплат и комфортные условия, которые мы создаем для водителей. На данный момент водители автобусов среднего класса получают у нас 350 тыс. тенге на руки, большого класса – 400 тыс. тенге, – сказал Кайрат Искаков.

    Это напрямую влияет на качество обслуживания. На сегодня, по словам Искакова, интервал движения маршрутов ТОО «Оралавтотранс» сохраняется, а проблема ранних сходов с линии контролируется. За грубые нарушения водителей даже приходится увольнять.

    – По повышению качества обслуживания я в акимате предлагал создать общую городскую диспетчерскую по примеру Астаны, где есть компания, которая занимается мониторингом скоростного режима, соблюдения графиков движения и прочих моментов. Я думаю, это было бы хорошим решением, потому что это входит в пятерку проблемных вопросов пассажироперевозчиков, – считает Кайрат Искаков.

    В акимате в свою очередь уверяют, что посредством программного продукта «Аvtobus», предоставленного ТОО «Smart Qala Oral», специалистами ежедневно проверяется движение автобусов на маршрутах. Так, в мае этого года в ТОО «Алый Парус» и «Оралавтотранс» за несоблюдение графика в вечернее время и водителям ТОО «Акжол-авто» и ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» за своевольное изменение утвержденной схемы движения в инспекцию транспортного контроля по ЗКО направлено письмо. На компании наложен штраф.

    Многие жалобы горожан касаются по-прежнему раннего схода с линии автобусов. Люди не могут дождаться своего маршрута уже после восьми вечера.

    – Надо было из Деркула домой уехать на автобусе №4. Конечная остановка, где-то восьмой час вечера. Прождал минут 40  и уехал на такси. Местные говорят, еще два рейса должно быть, а смотрим по карте – они уже в отстойнике, сошли с маршрута. Автобусники сейчас сидят на фиксированных зарплатах, все же платят картами, телефонами, налички у них нет, поэтому им плевать на пассажиров, что хотят, то и творят, – говорит житель города Иван Кортунов.

    Этим летом пассажиры смогли по достоинству оценить поездку в новых автобусах с кондиционерами. И многие даже начинают требовать таких же условий на других маршрутах, однако в старых автобусах кондиционеры не предусмотрены заводом-изготовителем.

    В прошлом году ТОО «Оралавтотранс»  приобрело девять автобусов, в том числе шесть автобусов большого класса «Yutong» и три автобуса среднего класса «Вектор Next». В этом году удалось приобрести еще пять автобусов «Yutong». В планах перевозчика полностью заменить старые «Мерседесы» на маршруте №5 на современные и комфортабельные автобусы, оборудованные кондиционерами.

    – Мы выбрали «Yutong», потому что на данный момент на рынке Казахстана это самый лучший автобус по качеству, но цена у него тоже очень высокая. Население довольно, и мы будем продолжать покупать большие автобусы именно с кондиционерами. В перспективе также хотим закупать автобусы среднего класса с кондиционерами, однако на «Векторах» от завода они не предусмотрены, поэтому мы ведем переговоры с «Yutong». Другой вопрос, конечно, в разнице цены. «Вектор» стоит 36 млн тенге, «Yutong»  такого же класса с кондиционером будет стоить 55 млн, – отметил директор ТОО «Оралавтотранс».

    В ТОО «ЗКАП» за период с 2021 года приобретено 30 новых и 87 ранее бывших в эксплуатации автобусов. В этом году в планах предприятия приобрести еще 20 новых автобусов. В настоящее время, по словам генерального директора автопарка, ведутся переговоры с фондом развития промышленности на получение кредитной линии. Ожидается, что это будут уже полюбившиеся горожанам «Yutong».

    По данным акимата города, до конца года перевозчики планируют закупить около 30 новых автобусов, в прошлом году было приобретено столько же.

    На контроле

    Вместе с повышением качества обслуживания теперь более строго будут спрашивать с самих пассажиров за неоплаченный проезд. Директор ТОО «Smart Qala Oral» Дияс Джанибеков сообщил, что очень скоро «зайцев» начнут штрафовать.

    Более активная работа контрольно-ревизионной службы с привлечением полицейских начнется уже осенью, когда в связи с началом нового учебного года ожидается увеличение пассажиропотока.

    В настоящее время проводится профилактическая работа – контролеры проверяют оплату пассажиров, и в случае безбилетного проезда уведомляют о необходимости оплатить. Другие меры воздействия пока не применяются, хотя, по словам Джанибекова, безбилетники в городских автобусах выявляются ежедневно. Некоторые идут на открытую конфронтацию.

    – Сейчас мы усилили работу контрольной службы, и многие заметили, что контролеров стало больше. В апреле-мае, когда мы начали активно возобновлять эту работу, то первое время выявлялось очень много нарушений, как со стороны пассажиров, так и со стороны кондукторов. Более того, некоторые противились проверкам. Сейчас в целом ситуация выравнивается, и население, наверное, уже привыкло. Весной и летом мы работаем в профилактическом формате – мы просто выявляем нарушения, просим пассажиров оплатить. Но в планах у нас с осени начать эту работу более активно, в том числе с привлечением полицейской службы для составления административных протоколов за безбилетный проезд, – сказал Дияс Джанибеков.

    В акимате города сообщили, что директору ТОО «Smart Qala Oral» поручено увеличить количество сотрудников контрольной службы. В настоящее время по городу работает 20 контролеров, до августа планируется довести этот показатель до 40. В связи с этим сегодня некоторые пассажироперевозчики хотят отказаться от услуг кондукторов.

    — Сейчас у нас на маршрутах №43 и 12 нет кондукторов. На «пятерке» хотим сделать этот процесс постепенным, чтобы население привыкало. Но это будет зависеть от работы «Smart Qala Oral», – сказал Кайрат Искаков.

    Основной трудностью генеральный директор ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Асхат Кульбаев считает то, что некоторые пассажиры отказываются платить за проезд, а учитывая в скором времени полный отказ предприятия от услуг кондукторов, это может обернуться еще большими убытками.

    –  Нужно отметить удивительно стойкое нежелание отдельных жителей города платить за проезд. Сейчас стоит вопрос, что с августа у нас не будут работать кондукторы, и уже на отдельных маршрутах наших коллег кондукторы уходят, и выручка резко падает. К сожалению, таких случаев очень много. Например, у нас на маршруте №22, количество транзакций за июнь-июль упало на 20-25%, что сказывается на доходах перевозчиков. Кроме того, после введения льготного тарифа  очень часто выявляются случаи, когда льготные карты передаются ближайшим родственникам, которые не имеют право на льготу. Мы периодически выявляем эти случаи, изымаем карты. Все это формирует существенную недостачу в получении денег и приводит к тому, что мы вовремя не можем оплатить топливо, выплатить зарплату и т.д. Не хотелось бы, чтобы в отношении «зайцев» начали применять какие-то репрессивные меры, но я думаю, что без этого никак не обойтись. И мы очень надеемся, что акимат города, транспортная инспекция, уполномоченная организация «Smart Qala Oral» с нашим участием создадут такие условия, чтобы жители города добросовестно платили за проезд. Любой бесплатный проезд – это потеря для всего города, потому что недополученные деньги не позволят провести намеченные улучшения качества обслуживания, – отметил Асхат Кульбаев.

    Фото автора

     


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В Уральске прошел турнир по стритболу

    Впервые соревнования проводились среди сотрудников Группы компаний «Конденсат» вне...

    Пропавшего пастуха нашли в ЗКО с помощью дрона

    Мужчина выехал на лошади на поиски пропавшего скота, но...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл