Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
3 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Паводки были всегда. Часть 2

    Какие наводнения оказались самыми сильными для Уральска

    В 20-м веке маленький, стоящий практически на отшибе от основных магистралей город Уральск пережил как минимум четыре серьезных наводнения. Старожилы называют даты 1942, 1957 и 1994 годов. А последний запомнившийся людям паводок пришелся на 2011 год, когда водная стихия не только нанесла значительный ущерб Зеленовскому (ныне Байтерекскому) и Таскалинскому районам области, но и практически зашла в город – знаменитое Омеговское кольцо, а также большая часть улицы Шолохова ушла под воду. Сегодня, когда в первые дни паводка пострадали Каратобинский и Сырымский районы области, а Теректинский, Акжаикский, Бурлинский, Байтерекский, равно как и город Уральск находятся под угрозой значительного подтопления, старожилы, краеведы и исследователи, интересующиеся данной темой, вновь поднимают архивы и изучают сведения, чтобы понять – на каком месте остановится вода, и когда же в действительности ожидать пик паводка?

    Галина САМОЙЛОВА

     

    Паводок-1994: превзошел 1957 год

    В годы Независимости наша Западно-Казахстанская область подвергалась сильному паводку в 1994 и в 2011 годах. Нынешнее затопление является третьим по счету в ЗКО в истории новейшего Казахстана.

    Проследить хронологию этого паводка по газетным статьям значительно легче, чем его предшественников. Новые времена принесли новые тенденции, новый взгляд на жизнь. Газета «Приуралье» (из «Приуральской правды» она была переименована) по-прежнему оставалась главной областной газетой, но вместе с ней в регионе появились и другие издания, существовавшие не на государственные, а на частные средства. Газеты по отношению друг к другу сложно было назвать жесткими конкурентами, в условиях рыночной экономики выживать и существовать было сложно одинаково всем. Паводок, как ни странно, стал фактором сплочения. В то время, как видно из газетных материалов, не было еще практики вести брифинги и пресс-конференции, основную часть материалов по паводку 1994 года подавала пресс-служба главы администрации области (говоря современным языком: пресс-служба акима ЗКО), но журналисты, пишущие на эту тему, сведения подавали не сухо и лаконично, а с авторской точки зрения, в которой было видно – люди тревожатся за судьбу своего города и земляков.

    Вернемся к газете «Приуралье». Из публикаций понятно, что к паводку готовились загодя, так как еще зимой специалистами Гидрометобсерватории были даны соответствующие прогнозы. Природные условия один в один соответствовали 1942 и 1957 годам – большие снегозапасы, превышающие среднюю многолетнюю норму, отсутствие оттепели зимой, резкий перепад температуры воздуха, высокий подземный сток. Что еще важно, новости о паводке выносятся на передовые полосы главной областной газеты, материалы даются из номера в номер. Так, 7 апреля затопления по области еще не наблюдалась, но подготовка к возможному половодью шла самая серьезная. Из республиканского бюджета по линии республиканской комиссии по ЧС были выделены средства в размере 1 млн тенге, еще 2 млн были зарезервированы из областного бюджета. Рефреном в газетных публикациях проходило утверждение, что никто во время паводка не останется без помощи.

    Большая вода пришла уже 13-14 апреля, паводок начался с Казталовского района. Как писал собкор «Казахстанской правды» Борис Кузнецов: «Через гидроузлы Варфоломеевской плотины на границе с соседней Саратовской областью ежесекундно устремляется на нашу территорию до 130 кубометров воды, что эквивалентно одной второй части среднегодового расхода воды в Урале в районе областного центра. Затоплены земельные угодья, животноводческие точки, летовки совхозов Кошанкульский, Теренкульский, Казталовский. Принимаются меры по борьбе с паводком в Жалпакталском районе (ныне тоже территория современного Казталовского района – прим.авт.), где стихия еще более опасна». В этом же материале Борис Филимонович отмечает, что на Варфоломеевском водоеме в течение суток вытекает более 15 млн кубов – это больше, чем расход для водопоя в трех южных районах области за все лето.

    16 апреля Гидрометобсерватория сообщила, что в верховьях Урала и на Чагане идет интенсивный подъем воды. Уровень Урала к этому времени составил 519 см, на Чагане у поселка Каменный – 1012 см. Ситуацию усугублял ледоход, начавшийся на Урале 15 апреля.

    К 17 апреля корреспонденты области начинают называть паводок небывалым по интенсивности, так как в это время были подтоплены населенные пункты Приурального, Сырымского, Зеленовского, Чингирлауского, Бурлинского, Таскалинского районов. Удар молота стихии тяжелее всего обрушился на Казталовский и Жалпакталский районы, большая часть этих территорий оказалась полностью затоплена. В окрестностях областного центра под воду ушли все дачные массивы и пригородные поселки, расположенные по берегам реки Чаган, а вода с верховий в это время продолжала прибывать в Урал. Глава администрации области Кабибулла Джакупов побывал в районах, подвергшихся затоплению, после чего провел экстренное совещание, в ходе которого поручил своему заместителю Б.К. Туманову курировать ход аварийно-восстановительных работ в Казталовском районе, организовать питание людей. В это время большой круг вопросов был связан с достойным обеспечением пострадавших от наводнения семей едой и ночлегом, особое внимание уделялось многодетным семьям. В затопленные районы на помощь в спешном порядке доставлялись ГСМ для техники, сжиженный газ, медикаменты и продукты для людей, велись работы по восстановлению электроснабжения районов.

    «Последствия наводнения, по оценкам специалистов, превосходят по своим масштабам наводнение 1957 года, и могли бы быть губительными, если бы не противопаводковые работы, которые велись с начала года, защитные мероприятия в области и районных центрах», – говорится в статье «В горячих точках» в газете «Приуралье» от 19 апреля.

    Вода пошла на спад в мае

    21 апреля на передовицах газет появляется информация о том, что помощь пострадавшим от паводка оказывается не только на уровне власти, но и просто неравнодушными людьми. Газета «Приуралье» в статье «Сплотимся перед лицом стихии» сообщает, что люди размещают у себя тех, чьи дома подверглись затоплению, делятся продуктами, перечисляют на специальный счет материальную помощь. Особо отмечается, что главным итогом противопаводковой работы стало недопущение гибели людей и скота. Вместе с тем от разгула водной стихии серьезно пострадала сфера сельского хозяйства, вода размыла дороги, снесла мосты в районах, разрушила производственные объекты. «Только для возведения жилья потерпевшим потребуются колоссальные вложения, и это при жесточайшем дефиците бюджета, инфляции, отсутствии стройматериалов и других материальных ресурсов», – говорится в статье.

    23 апреля о паводковой ситуации в Уральске на страницах «Приуралья» рассказывал начальник штаба гражданской обороны ЗКО В. Латыпов. Так, велось укрепление защитных дамб возле завода «Омега», по улице Чагано-Набережной, возле Плодоовощного и Куреней. На 22 апреля 1994 года уровень Урала составил 724 см, уровень Чагана 1064 см. Сброс воды с Ириклинского водохранилища прекратился, а с Каргалинского уменьшился с 350 куб/сек до 150 куб/сек. Специалист отметил, что в прошлом (1993) году пик паводка пришелся на 4 мая, но в 1994 ожидается значительно раньше. Значительно осложнило паводковые условия и то, что пик половодья Деркула встретился с большой водой Чагана, образовав большую волну, которая буквально обрушилась на дачный массив, не затапливаемый к тому моменту уже более 30 лет. Также важен вердикт начштаба о том, что вода не может уйти обратно в реку из-за того, что ей мешает система дорог, не имеющая водопропусков. Кроме этого, в 1994 году разрушительное половодье прошло по рекам Большой и Малый Узень, вода поднялась почти на 10 м и достигла отметки 1515 см. Отмечается, что такой уровень на малых реках был зафиксирован впервые. В 20-х числах апреля 1994 года продолжалось затопление поймы Урала, где расположен большой дачный массив.

    «Урал может угрожать городу в прибрежной зоне, создает подпор Чагану, что вызовет повторное затопление дач на этой реке», – говорится в статье «Паводковая ситуация в районе Уральска», газета «Приуралье».

    В соседней России в этот год ситуация с паводками тоже сложилась непростая. По газетным данным, приток талых вод в Ириклинское водохранилище составил 1500 кубов в секунду, набирая их, водохранилище интенсивно сбрасывало воду в Урал.

    До конца апреля вода в Урале продолжала подниматься, а затем 3 мая в Уральск пришла волжская вода с территории Саратовской области, прибывавшая со скоростью 18-20 млн кубов в сутки. Сам пик паводка-1994 прошел примерно к 5 мая – в это время гидрологи сообщили, что Урал пошел на спад, понижение составило 5 см и держалось на отметке 846. В Январцево в это же время уровень реки понизился на 19 см, в Оренбурге – на 1,5 м. С этого момента пик паводка считался пройденным, далее наблюдалось устойчивое снижение уровня воды, несмотря на то, что большая часть дачных массивов все еще была затоплена. Из поймы Урала вода ушла только к 31 мая, и уровень горизонта реки на гидропосту Уральска составил 577 см.

    Паводок-2011: Запад помнит

    Когда в Уральск пришел весенний паводок 2011 года, старожилы отмечали, что не видели такого уже 50 лет. Самым интенсивный подъем воды произошел на реках Чаган и Деркул. Историю этого паводка легко отследить не только по архивным материалам газет, но и по материалам сайтов информагентств, новостных порталов и иных сетевых ресурсов. Подозреваем, что нынешний паводок, если возникнет такая необходимость, исследователи будут изучать по инстаграму и через рилсы разных блогеров. Условия паводка, кстати, были схожи с 1957 и 1994 годом – обильное и интенсивное таяние снежного покрова после затяжной и холодной зимы. Апрель 2011 пострадавшие от паводка люди назвали светопреставлением, в тот год были серьезно подтоплены Зеленовский (ныне Байтерекский) и Таскалинский районы.

    «В результате обильного таяния снега талыми водами затопило десятки жилых домов в Чингирлауском, Таскалинском, Зеленовском, Теректинском районах Западно-Казахстанской области и городе Уральск, сообщает МЧС Казахстана. Кроме того, размыто три участка автомобильных дорог, а на 11 участках произошли переливы воды через дорожное полотно. В Уральске из-за отсутствия ливневой канализации и планировки территории частично подтопленными оказались 12 жилых домов в микрорайоне Северо-Восток, десять домов — в поселке Деркул. В селении Подстепное уровень воды внутри домов составил пять-десять сантиметров. Позже спецслужбы провели все необходимые мероприятия для откачки воды из затопленных районов. Сброс воды продолжается. По данным МЧС, из-за резкого подъема уровня воды на реке Утва и образования заторов льда в районе поселков Каинды и Лубенка Чингирлауского района подтоплено четыре дома, погибло восемь голов мелко-рогатого скота и 12 ягнят. В ликвидации ЧС были задействованы 70 единиц специальной техники коммунальных и дорожных служб акиматов районов, шесть бригад с откачивающей техникой областного департамента по ЧС. В Чингирлауском районе бригада взрывников и водно-спасательная служба провели работы по ликвидации заторов льда, осуществили отсыпку заградительных дамб. МЧС прогнозирует интенсивный подъем уровня воды рек Большой и Малый Узень», – сообщило информагентство «Тенгриньюс» о начале паводка 10 апреля 2011 года.

    Внимание всех центральных СМИ было в эти дни приковано к маленькому западному городку, на который практически обрушилось цунами. Республиканская газета «Время» писала, что «в течение трех минувших дней в Уральске из-за паводка были экстренно эвакуированы больные кардиоцентра, дети из детского дома «Жас даурен», жители микрорайонов «Казах аул», «Самал» и «Селекционная», а также пригородных дачных массивов. Вчера эвакуировали людей из микрорайона «Меловые горки». Под водой – городской парк культуры и отдыха. Все затопленные районы отключены от света и газа. Эвакуированных расселяют по гостиницам и учебным заведениям, многие пострадавшие от наводнения временно разместились у родственников. Судя по всему, небывалый паводок застал врасплох всех: не хватало техники и спасателей. Люди стихийно создавали самостоятельные группы, помогая друг другу выбираться из затопленных домов и вывозить вещи. Где-то находили лодки, кто-то сооружал плоты из листов пенопласта. Каждый час вода поднималась на 4-5 сантиметров» («Время», 16 апреля 2011 года).

    Бактыкожа Измухамбетов, бывший в то время акимом ЗКО, отметил, что ущерб от паводка исчисляется миллиардами. В первые дни паводка оказались затоплены более 1,5 тысячи домов и хозпостроек в 22 населенных пунктах четырех районов ЗКО: Зеленовского, Таскалинского, Теректинского и Чингирлауского. Из зон затопления было эвакуировано свыше восьми тысяч человек.

    11 апреля талые воды затопили пригородную зону города. Больше всего пострадала от паводка пойма реки Чаган, в которой на тот момент были расположены как дачные домики, так и фешенебельные коттеджи. Перед лицом стихии оказались бессильны все. В частности, затоплению подверглась тогда региональная резиденция Президента, а также дом акима области Бактыкожи Измухамбетова в микрорайоне «Самал». Сам аким ЗКО, рассказывая о паводке, отметил, что вода пришла очень неожиданно и прибывала стремительно.

    Обращаясь к цифрам, следует отметить, что из Правительственного резерва на ликвидацию последствий паводка было выделено 870 млн. тенге. В противопаводковых мероприятиях с первых дней было задействовано 176 единиц специальной техники, 47 лодок, а охрану общественного порядка в зонах затопления в пределах города обеспечивали представители всего личного состава ДВД ЗКО (ныне ДП ЗКО) – 1542 человека, и 120 военнослужащих внутренних войск.

    Люди, спасавшиеся от паводка, рассказывали, что пришли в ужас от бурлящей грязной воды, которая прибывала с большой скоростью, врывалась в дома, сметая все на своем пути. Знаменитое Омеговское кольцо в тот год чуть полностью не ушло под воду. По самые крыши оказался затоплен и гаражный кооператив «Чаган» (рядом с Омеговским мостом – прим.авт). Люди пытались спешно эвакуировать оттуда личные транспортные средства, оставленные на зиму в гараже, спасти какое-то имущество.

    «Мы жили в то время в Зачаганске, – рассказывает жительница города Наталья. – Я каждый день ездила на работу и с работы по мосту через Чаган, и каждый день видела, как поднимается вода. Был такой день, когда вода практически встала вровень с тем мостиком, который располагается чуть ниже того моста, где ездят автомобили. Однажды в дни паводка нас отпустили с работы пораньше: прошел слух, что Зачаганск будут эвакуировать. Но, благо, все обошлось, никакой эвакуации не было, и вода дальше не поднималась».

    Местные СМИ в этот период также сообщали, что уровень воды в реках Урал, Быковка, Деркул, Илек, Калдыгайта, Чаган, Чижа-1 и Чижа-2 за сутки поднялся до трех метров.

    Помощь пострадавшим от паводка в Западно-Казахстанской области поступала из всех уголков страны.

    В период весеннего паводка 2011 года в Уральске было эвакуировано 3382 жителя, из которых 2097 человек возвратились в свои дома или разместились у родственников, оставшиеся 1285 изначально были размещены в эвакопунктах. Для тех, кто остался без жилья, все летние месяцы активно велось строительство многоквартирных домов: осенью в пятом микрорайоне города были сданы девятиэтажный 240-квартирный дом и три пятиэтажных 90-квартирных. В августе 2011 года в Зеленовском районе ключи от новых домов в селе Переметное получили 106 семей и в Таскале (Таскалинский район) – 72 семьи.

    Паводок-2024: делать выводы рано

    О том, каким запомнится уральцам половодье 2024 года, говорить пока рано, ведь даже данные относительно пика паводка каждый день разнятся, связано это со сложностью прогнозирования. В настоящее время очень сильно пострадали дачные массивы, расположенные по берегам рек Урал и Чаган, во многих из них дома ушли под воду практически полностью. Ситуация осложнена и тем, что многие люди проживают на своих дачных участках постоянно, имеют прописку, и по факту это их единственное на сегодняшний день жилье. В области действует режим ЧС. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в связи с паводковой ситуацией отметил, что никто не останется без помощи, никого не бросят наедине с бедой.

    Важно отметить в борьбе с половодьем такое замечательное качество казахстанцев, как сплоченность и народное единство. Потому что и в 1957, и в 1994 годах, не говоря уже о 2011-м, все жители области и нашей огромной страны объединились, чтобы помочь тем, кто пострадал от разгула водной стихии. Люди принимали у себя пострадавших от паводка, делились вещами и продуктами. Гуманитарная помощь, продуктовые наборы были направлены из всех областей Казахстана. Беда сплотила предпринимателей, общественников, политиков и рядовых граждан. Каждый стремился чем-то помочь, внести свою лепту в то, чтобы пострадавшие сограждане, оставшиеся без имущества, не пали духом и не потеряли веру в будущее. В эвакуационные пункты люди приносили еду, одежду, детские принадлежности, постельное белье, посуду, буквально все, что могло понадобиться временно размещенным здесь постояльцам. И сейчас мы наблюдаем в Уральске картину полного единения между людьми. На работах по укреплению дамб задействованы военные, представители ЧС и полиции и все трудоспособные люди города, которые, не жалея собственных сил, ворочают тяжелые мешки, работают лопатами. По факту, это они стали заслоном между рекой и городом.

    Фото из открытых источников


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Пожар в многоэтажке Аксая: дети выпрыгивали из окна

    Сегодня утром в одном из многоэтажных жилых домов 10...

    В eGov mobile казахстанцам предлагают пройти опрос о времени

    С 1 марта на территории всей страны стал действовать...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл