Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
3 C
Уральск
10.1 C
Аксай
Еще

    Паводки были всегда: какие наводнения оказались самыми сильными для Уральска

    В 20-м веке маленький, стоящий практически на отшибе от основных магистралей город Уральск пережил как минимум четыре серьезных наводнения. Старожилы называют даты 1942, 1957 и 1994 годов. А последний запомнившийся людям паводок пришелся на 2011 год, когда водная стихия не только нанесла значительный ущерб Зеленовскому (ныне Байтерекскому) и Таскалинскому районам области, но и практически зашла в город – знаменитое Омеговское кольцо, а также большая часть улицы Шолохова ушла под воду. Сегодня, когда в первые дни паводка пострадали Каратобинский и Сырымский районы области, а Теректинский, Акжаикский, Бурлинский, Байтерекский, равно как и город Уральск находятся под угрозой значительного подтопления, старожилы, краеведы и исследователи, интересующиеся данной темой, вновь поднимают архивы и изучают сведения, чтобы понять – на каком месте остановится вода, и когда же в действительности ожидать пик паводка?

    Галина САМОЙЛОВА

    Паводок-1942: значится рекордным

    Когда речь идет о разгуле водной стихии, старожилы чаще всего ссылаются на паводок 1942 года, отмечая, что он был наиболее водообильным и разрушительным по своей силе, так как сопровождался шквальным ветром. Поэтому, когда вода затапливала здания, порывы ветра придавали ей значительное ускорение, разрушавшее стены и перекрытия. Задокументированные сведения о наводнении 1942 года дает газета «Приуральская правда», единственный на тот момент печатный источник в области. Несмотря на то, что статьи на эту тему написаны скупо, сухим языком цифр и фактов, а информации в них по минимуму, некоторые сведения представляют действительный интерес как для исследователей, так и для современных жителей, переживающих из-за паводка и его последствий.

    В 1942 году вода начала подниматься в апреле, а пик половодья пришелся на 7-8 мая. 7 мая, согласно газетным данным, вода устремилась в город, горизонт Урала повышался примерно на 7 см в час. Подъем воды остановился 8 мая, уровень Урала в это время составлял 943 см (в некоторых источника 942 – прим. автора).

    Следует отметить, что в те дни город был поделен на несколько районов, которые жили в режиме военного времени. Это было сделано для того, чтобы, если в одном районе случится какое-то происшествие или стихийное бедствие, угрожавшее жизням людей, их могли эвакуировать в другой, безопасный район. Таким образом, из-за наводнения, затопившего город преимущественно с южной стороны, жители этих территорий были временно переселены. «Приуральская правда» сообщает, что количество эвакуированных семей составило 567, их разместили в специально подготовленных временных пунктах.

    Также в газете имеются сведения о том, что паводок разрушил 93 дома, затопил 133. Пострадала набережная Чагана (в то время ее месторасположение было несколько иным, нежели в наши дни) от парка имени С.М. Кирова до площади Некрасова. Все трудоспособные люди в эти дни были мобилизованы на борьбу с наводнением, на спасение человеческих жизней и государственного имущества. Количество задействованных в борьбе с паводком жителей города исчислялось сотнями. Самоотверженно трудились и бойцы 152-й отдельной стрелковой бригады – помогали эвакуировать в безопасное место людей и спасти город от потопа, а также разгружали баржи и построили мост.

    В составе отдельной 152-й стрелковой бригады, в основном, были воины из Западного Казахстана, а также из Актюбинской, Алматинской, Шымкентской областей. В 1941 году в Уральске было уже немало эвакуированных предприятий и госпиталей. Помещений в городе, чтобы вместить всех, не хватало. Но, несмотря на это, для формирования 152-й стрелковой бригады отдали здание, которое современным уральцам более известно как здание бывшей фабрики надомного труда. Оно тогда считалось одним из самых больших в городе, – рассказала ветеран сферы туризма, краевед Нина Александровна Пустобаева. – В феврале 1942 года бойцы приняли военную присягу. И когда в этом же году в Уральске произошло большое наводнение, то солдаты приняли участие в противопаводковых работах, трудились, не жалея себя. После этого, в мае 1942 года эшелоны с бойцами этой бригады были отправлены на фронт.

    Также по материалам газеты «Приуральская правда» понятно, что в то время велась серьезная борьба с мародерами и расхитителями социалистической собственности. И на страницах издания, и по радио постоянно объявляли о том, что каждый житель должен проявлять бдительность и вовремя сигнализировать о замеченных им фактах хищения имущества жителей или госсобственности. Меры к виновным применялись безапелляционные – по всей строгости военного времени.

    Журналист, исследователь реки Урал Александр Суетин отмечает, что в 1942 году был зафиксирован самый высокий уровень реки Урал за всю историю наблюдений. Также Александр Львович приводит исследование оренбургского ученого А. Чибилёва, который отмечает, что Урал во время весеннего половодья проносит 80-90% всей воды, а в отдельные годы этот показатель может составить и 96%. Также Чибилёв отмечает, что, если осенью в бассейне Урала прошли обильные дожди, зима была снежной, а весна характеризовалась интенсивным таянием снежного покрова, следует ждать высоких разливов, так как за счет снеговых вод река компенсирует низкую наполняемость своих притоков в иные сезоны.

    «Прошли осадки в нужное время в нужном месте – получайте потоп вроде 1942 (945 см), 1957 (932 см) или 1994 (853 см) годов. Не сложилась погода – вода в реке весной практически не поднимается. Таких примеров сколько угодно: 1937 (362 см), 1944 (376 см), 1955 (374 см), 1967 (264 см), 1975 (382 см), 1984 (292 см)», – пишет Александр Львович в своей статье «От потопа к обмелению» в газете «Информбиржа».

    Паводок-1957, о котором меньше всего фактов

    О паводке 1957 года «Приуральская правда» писала мало, скупо, даже не вынося столь значимое для области событие на передовицу газеты. Буквально все паводковые новости в главной государственной газете области давались где-то на последних страницах. А на наиболее читабельных местах размещались тезисы доклада Н.С. Хрущева, материалы о подготовке к празднованию 40-летия Великой Октябрьской Революции, о начале весенне-полевых работ, выполнении плана по животноводству и даже об агрессии Англии в отношении Йемена и неделе солидарности с народом Алжира.

    Вместе с тем есть и другие документы, гораздо красноречивее характеризующие, что все-таки произошло в тот год в области. Так, отдельной папкой в областном архиве хранятся «Документы по наводнению 13-15 апреля 1957 года (акты, списки особо отличившихся). Поселок Каменка». Из них можно узнать, что в период паводка на территории Каменки (ныне Таскалинский район) было разрушено 52 здания госучреждений, в том числе просвещения – 8 зданий, культуры – 3 здания, торговли – 19 зданий, коммунального хозяйства – 7, промкомбината – 4, райсполкома – 2, финотдела – 3, здравоохранения – 3, МТС (машинно-тракторная станция) – 7, Госбанк и МВД – 1, жилых домов коммунального хозяйства – 23, домов рабочих – 177, жилых домов колхозников – 52, а также сорвано 18 мостов, разрушены сады колхозов имени Ленина, Чапаева и плотина колхоза имени Сталина. В списках пострадавших – сотни и сотни фамилий, и это только по одному району. Ущерб составил 5 млн 27 тысяч 562 рубля и 22 копейки. Колоссальная сумма, учитывая время, о котором идет речь (по данным союзной газеты «Известия», в 1957-1960-х годах 1 американский доллар стоил 69 советских копеек – прим. автора).

    Человеческих жертв в паводок 1957 года не было зафиксировано, а вот падеж скота, увы, указывался существенный – от 13 до 14 тысяч голов.

    Однако в «Приуральской правде» этих данных нет. 12 марта 1957 года в № 51 была размещена статья начальника облводхоза А. Митченко, в которой звучал призыв готовиться к весеннему паводку, так как состояние на реках области вызывало беспокойство гидрологов. Также в тот год погода характеризовалась обильным снегопадом.

    17 апреля, после того, как начался паводок в Каменке, в «Приуральской правде» вышла статья старшего инженера-гидролога Уральского гидрометбюро Т. Мачигиной под названием «На реках области»:

    «Весеннее половодье этого года является исключительно высоким. Вскрытие малых и средних рек сопровождается заторами льда, затоплением некоторых населенных пунктов. Наибольшую опасность населению и хозяйству представляет паводок на реках Деркул, Чаган, Утва, Большой Узень. Сейчас на этих реках наблюдается спад вод, за исключением низовья Чагана, где за ночь с 15 на 16 апреля вода поднялась на 30 см. Ожидается дальнейший подъем воды Чагана в районе города ввиду подъема горизонта реки Урал. На Урале повсеместно происходит интенсивный подъем воды и ледоход. Горизонт реки за истекшие сутки поднялся на метр, а с начала подъема – более, чем на 5 м. Это превышение наивысшего уровня прошлого года более, чем на метр. Подъем Урала будет продолжаться и ожидается близким к уровню 1942 года», – пишет Мачигина.

    19 апреля тот же автор сообщает, что горизонт Урала поднялся еще на 38 см за прошедшие сутки. Прогнозируется дальнейшее прибывание воды, а вот на других реках области наметился спад.

    23 апреля в № 82 газеты дается статья «В половодье» корреспондента В. Пашкова, где рассказывается об эвакуации людей из затопленных населенных пунктов Приурального района силами Уральской авиации. Был подтоплен поселок Сладкова Приурального района, где располагался колхоз имени Петрова, оттуда на вертолетах эвакуировали свыше 500 человек и товаров из местного сельпо на более, чем 100 тысяч рублей, причем некоторые колхозники «были приняты на борт способом «висения», то есть с помощью веревочной лестницы», – пишет автор. – «Пилот Ковальчук спас 7 колхозников, находившихся в ледяной воде, перевез их в соседнее село». Также в статье рассказывается, что вертолетчики снимали людей, спасавшихся от воды, с крыш домов, хозяйственных построек и даже с верхушек деревьев. Не обошлось и без занимательного факта: когда во время эвакуации из поселка Сладкова уже было вывезено 470 человек, там оставалась женщина Анна Аброшина, у которой начались роды. Везти ее в таком состоянии было нельзя, женщине оказали необходимую помощь и потом, когда малыш появился на свет, за роженицей, ее мужем и крохой прибыл специальный вертолет, который эвакуировал семью в Уральск. Управлял вертолетом летчик Михаил Пичугин, в его честь Аброшины назвали своего новорожденного сына.

    От очевидцев и не только

    Согласно информации, опубликованной газете «Приуральская правда», пик половодья в 1957 году в Уральске наступил 27-28 апреля, до этого за 22 и 23 апреля, по сообщению гидрометбюро, вода Урала поднялась на 1 м 14 см, в Чагане вода поднялась на такую же высоту. Около двух суток вода не прибывала, даже был зафиксирован спад на 30 см, но 25 апреля вода снова стала подниматься за счет прибытия с верховьев Урала (г. Чкалов, ныне Оренбург).

    Я помню паводок 1957 года, мне тогда было 8 лет, – рассказывает писатель, кандидат искусствоведения, ассоциированный профессор ЗКУ имени М. Утемисова Галина Гурьева. – Мы жили на улице, которая ныне носит имя Мажита Жунисова, близ современной остановки «Облисполком». И мы очень боялись, что вода дойдет до нашего дома. Все документы, теплые вещи были подготовлены заранее, мы ждали, что в любой момент нам предстоит эвакуироваться. Администрация города принимала все экстренные меры для борьбы с паводком. Вся молодежь, комсомольцы были задействованы в берегоукрепительных работах, возводили дамбы вокруг города. Моя старшая двоюродная сестра Руфина тоже работала на дамбах, я ее видела, только когда она приходила домой пообедать, потому что работа шла с раннего утра и до позднего вечера. Ночью, накануне даты, когда прогнозировали пик паводка, к нам приходил сосед, спросил, могут ли они укрыться на крыше нашего дома, если придет вода. Мы, конечно, ответили утвердительно. В эту ночь мы все не спали, ждали большую воду, но Бог миловал. До нас вода не дошла. А по улицам Льва Толстого, Нариманова (ныне Сарайшык – прим.авт.) вода дошла до самой Почиталинской улицы (ныне Ескалиева – прим.авт.). Когда вода начала уходить, мы шли мимо храма Христа Спасителя, там была огромная лужа, которую приходилось преодолевать в обход.

    На сегодняшний день нет конкретных, задокументированных данных, до каких мест в городе дошла вода в 1957 году. Кто-то говорит, что Храм Христа Спасителя тогда и вовсе затопило, кто-то считает, что вода дошла до Старого Собора. Многие старожилы сходятся во мнении, что существенное подтопление наблюдалось в парке имени Кирова, а также на улице Алмазова, где, по воспоминаниям уральцев, даже на лодках плавали.

    Все мы видели фото, которое пересылается в мессенджерах, где возле Золотой церкви стоит вода, – рассказывает уральский краевед, писатель Владимир Кутищев. – Но нет документальных сведений о том, что вода могла зайти в храмы. Есть факт того, что вода подтопила склеп, в котором покоятся останки Святителя Арсения Уральского, на территории церковного двора старообрядческой Покровской церкви (близ остановки Гагарина – прим. автора), потому что, когда склеп вскрывали, было видно, что там стояла вода. Но это мы говорим о церковном дворе, а не о самом помещении церкви. И нет сведений о том, что по проспекту плавали на лодках. На улице Алмазова действительно было так, сохранился даже тот дом, он находится ближе к парку культуры и отдыха. Что действительно подтапливалось, так это Курени, Старичка, потому что места эти невысокие. К слову, дорога на Чагано-Набережной – это рукотворная защита города от паводка со стороны Чагана. Сейчас ее еще усиливают дополнительно. И что еще стоит отметить, нет никаких документальных подтверждений тому, что Уральск полностью уходил под воду.

    Журналист Александр Львович Суетин также отмечает, что в архивах не зафиксировано, что вода действительно могла бы дойти до проспекта, о чем чаще всего сейчас упоминают в мессенджерах напуганные горожане.

    Мне рассказывали, что в былые времена паводков вода доходила до Старого Собора, иные отмечают, что и на площади Пугачева было подтопление, но никакого подтверждения этому нет, это слухи. Уральский ученый, ныне покойный доцент педагогического института Г. Москалёв писал, что пик половодья в то время на Урале слился с паводком на Камыш-Самарских озерах. На Калмыково и на всем западном направлении в районах области была сплошная вода из-за этого. Учитывая все это, начали принимать меры по защите города от паводковых вод. В том числе, кольцевая объездная дорога была построена с этой целью, и сейчас мы видим, что ее укрепляют, усиливают защиту. Для исследований тема паводка 1957 года весьма сложна из-за неполноты достоверных данных и действительных сведений. И нет информации о том, что вода могла дойти до каких-то конкретных зданий,  – сказал Суетин.

    Исследователи истории Уральска, говоря о паводке 1957 года, сходятся во мнении, что половодье усугубил тот факт, что земля была промерзлая, вода просто не успевала впитываться. Кроме того, на Чагане уже наблюдался спад, но пришедшая из Урала вода пошла именно в этот приток реки, буквально повернув течение вспять, и угроза городу пришла не со стороны Урала, а со стороны Чагана.

    Тогда не было дамбы на Чагано-Набережной. Папе моему на тот момент было 18 лет, они с бабушкой жили в доме, окна которого выходили на Ленинскую, ныне проспект Назарбаева, где сейчас стоит Казахский драматический театр. Это были бывшие склады, которые в советское время переделали под жильё, получился длинный барак. Но в дом вода не заходила, такого точно не было. Из окон было видно, что на улице лужа. К тому же вода шла со стороны Чагана, но сейчас там дамба. Возможно, в огородах и подвалах выступит подземка, – отметила журналист, коренная жительница города Уральска Анна Панищева.

    (продолжение следует)


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В ТОО «Зап-Каз РЭК» новый генеральный директор

    На пост первого руководителя ТОО «Западно-Казахстанская РЭК» назначен Бауржан...

    Рекомендуем

    Добро должно быть под контролем

    В правительстве идёт обсуждение законопроекта, который предполагает контроль за...

    Взрыв в кафе «Rizyk»: суд вынес решение по апелляции осужденного предпринимателя

    20 ноября коллегия Западно-Казахстанского областного суда огласила решение по...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл