Сегодня, 5 января, сотрудники отдела ЖКХ г. Уральска встретились с жителями дома №38 по ул. С. Датова, чтобы ответить на их вопросы. Четыре квартиры и два бизнес-объекта, находящихся в этом доме, пострадали от взрыва в кафе. Но людей волнует не то, кто будет восстанавливать ущерб, а безопасно ли в целом находиться в своих квартирах и работать в коммерческих помещениях.
Оксана НАУМОВА
Жильцы дома признаются — в ночь на 4 января они вряд ли смогут забыть, ведь им пришлось пережить страх, панику и настоящий ужас.
— Мы во время взрыва были дома, я почти засыпала, был сильный шум, что-то ярко вспыхнуло и весь дом вздрогнул, как от землетрясения, — вспоминает Жаннат Аяпкалиева.
Впрочем, в страхе за свою безопасность они пребывают до сих пор.
— Вчера произошла такая чрезвычайная ситуация, нас эвакуировали сотрудники ДЧС в два часа ночи, всех вывели на улицу, выключили газ и свет, мы два часа стояли на улице. А что после? Завал убрали, а наш дом никто не проверил, никто не сказал, что мы можем заходить и спать в нем спокойно. Никто никакую проверку не проводил! Кто это должен был делать? – возмущена жительница дома Жаннат Аяпкалиева.
— Я с третьей квартиры, на меня могла обрушиться стена, и я могла не стоять здесь сейчас. Когда мы зашли, вроде у всех все нормально, а у меня в квартире пахнет газом, утечка. Я вызвала газовую службу, меня вроде успокоили, что все нормально. Я ушла на работу, а вечером опять пахло. Я думала, может уже кажется, может я уже боюсь, меня всю трясет. Но сосед подтвердил, что пахнет газом. Я снова позвонила в 104, приехали и оставили предписание, чтобы другая организация разобралась. Я еле переночевала и с 8 утра начала звонить, еле дозвонилась, вся на нервах, а с меня требуют договоры, и чтобы я лично ломала стены для доступа. После такого ужаса еще и бумаги какие-то требуют? Откуда я могла знать, что можно и что нельзя делать при утечке газа, а вдруг бы я включила — и случилась бы еще одна трагедия. Мы сделали доступ сами, потом ремонтная бригада приехала второй раз и сказали нет прокладки, сын поехал сам покупать, я их не отпускала. Но почему к нам так относятся? Мы же тоже люди, — присоединяется соседка Жаннат.
Руководитель отдела ЖКХ Азамат Халелов попытался успокоить собравшихся, да, проблемы с газом были, и потребовалось время их решить, но в конечном итоге работа была сделана и проблема устранена, заверил он женщин.
— Визуальный осмотр был проведен и показал, что трещин у дома нет, позже будет проведена экспертиза на несущие конструкции, — пообещал Халелов.
Выбитые стекла и межкомнатные двери, частично обрушившийся потолок — владельцы бизнеса на первом этаже перечисляют, что стало с их имуществом. Материальный ущерб обитателей дома №38 чиновники оценили в два миллиона тенге.
— 4 января ночью случилось ЧП по адресу С. Датова, 52. Рядом располагается пятиэтажный жилой дом по адресу С. Датова, 38. Его застройщиком является ТОО «Жана Орда Курылыс», дом был полностью введен в эксплуатацию в 2021 году. На сегодняшний день вследствие взрыва, хлопка был нанесен ущерб четырем квартирам и двум бизнес-объектам. Сегодня сотрудники ЖКХ г. Уральска и подрядная компания осуществили обход всех квартир. Была проведена предварительная оценка, которая составила около двух миллионов тенге. Несмотря на то, что данный случай не входит в гарантийные обязательства застройщика, он готов взять на себя всю сумму ущерба и полностью его возместить. Позже будут произведены замеры, и в понедельник приступим к устранению дефектов, думаю, к середине следующей недели все работы будут завершены, — рассказал руководитель отдела ЖКХ.
Владелец магазина «Алина» Махамбет Кабдулов все же решил вызвать для порядка и своего спокойствия оценочную компанию:
— У нас в магазине разбито окно, внутренние двери от волны все выбило. Мы вызвали оценочную компанию, чтобы точно знать сумму ущерба. Здание кафе было построено раньше, только потом был возведен жилой дом, и жители часто жаловались на соседство с кафе. Я сам видел, как в него заносили не только газовые, но и кислородные баллоны.
В ЖКХ подтвердили, здание кафе было введено в эксплуатацию в 2020 году, а здание дома в 2021-м. Согласно архитектурным и противопожарным нормам расстояние в три метра (а чиновники уверяют, что именно такое расстояние было между кафе и жилым домом) между строениями допускается при нотариальном согласии двух сторон, хотя по нормам должно быть шесть метров.
У Жаннат Аяпкалиевой в квартире появились трещины и щели в окнах. Она негодует, почему их дом все же не проверили должным образом по горячим следам:
— Я хочу здесь жить, но мы боимся. Мы уже от каждого шороха вздрагиваем.
Несмотря на то, что жители часто жаловались на круглосуточный киоск и работу кафе, от которых в их квартиры шел дым, в целом существовали с бизнес-объектом они мирно.
— Они работали круглосуточно, весь дым шел к нам в окна. Киоск убрали подальше, но лучше не стало. Мы сами в этом кафе кушали, жалко всех ребят, такие молодые. С владельцем кафе хорошо общались, по-соседски, — говорят женщины.
Фото автора