Вчерашняя трагедия в кафе «Rizyq» никого не оставила равнодушным. Многие не верили в произошедшее. Трое погибли, шесть человек выжили под завалами. О том, какая работа проводилась с людьми, пережившими боль за родных, которые пострадали во время происшествия, рассказала «Надежде» штатный психолог ДЧС ЗКО Аягуль Махимова.
Роман ДРОЗДОВ
4 января для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим Аягуль находилась в городской многопрофильной больнице. В особом внимании в этот день нуждались шесть человек. Это родственники и близкие тех, кто серьезно пострадал при взрыве и до сих пор находится в тяжелом состоянии.
— Когда человек оказывается в ситуации, к которой он не был психологически готов, это всегда шок. То, что произошло вчера, ужасно само по себе, а особенно тяжело близким пострадавших и погибших людей. К такому никогда не бываешь готов. И наша работа, в первую очередь, заключается в том, чтобы просто поддержать и выслушать. Некоторые до конца не могут поверить, что это случилось с ними. В этот момент важно наладить коммуникацию, поговорить или даже просто дать понять, что человек не один. Например, я оказывала помощь маме девочки, у которой 40-45% ожога тела. Она очень сильно плакала. Я была рядом, слушала ее и держала за руку. В такие моменты советы или слова утешения не помогают. Нельзя сказать, что все будет хорошо, это не работает. Иногда нужно просто дать человеку выговориться, выплакаться. Некоторые сами выходят из этой ситуации. Кому-то может потребоваться более полная и профессиональная помощь в медицинском учреждении. Наша задача – минимизировать эти последствия, чтобы не было острых стрессовых расстройств и серьезных психологических проблем, — говорит Аягуль Махимова.
У пострадавших часто отмечаются такие психологические состояния, как страх, беспомощность, панические состояния, плач, истерия и даже агрессия. В эти моменты помогает не только беседа, но и особые упражнения по эмоциональному расслаблению, психотехника на коррекцию дыхания и снятия напряжения во время плача. Но основной метод, отмечает психолог, — это все же слушать.
Пока Аягуль оказывала необходимую помощь в больнице, на месте происшествия работала психолог ДЧС Нурлы Жаксыгалиева. В ее профессиональной психологической поддержке в тот день нуждались пять человек.
Оказывают психологическую помощь также и сами сотрудники ДЧС. Этому их обучают, проводятся лекции и тренинги. Поэтому поддержать и выслушать людей, оказавшихся в тяжелой ситуации, могут пожарные и спасатели.
— Кроме того при подобных чрезвычайных происшествиях для помощи родственникам и близким погибших и пострадавших в департаменте организовывается «Горячая линия». Вчера поступило девять звонков от жителей города, которые беспокоились о произошедшем. Им тоже была оказана информационная и психологическая помощь, — отметила психолог.