На очередном заседании координационного совета инициированного областной прокуратурой разбирались в причинах роста дорожно-транспортных происшествий на трассах ЗКО. Представители надзорного органа настаивали, что проблему большого количества аварий на дорогах необходимо срочно решать.
Жанна МАХАМБЕТОВА
Прокурор Западно-Казахстанской области Серик Шалабаев отметил, что с 2021 года наблюдается значительный рост ДТП. Первый заместитель областного прокурора Даурен Умаргалиев в свою очередь сделал акцент на том, что в дорожной сфере не обеспечен должным образом и не отвечает требованиям уровень безопасности дорожного движения. Для повышения безопасности на дорогах прокуратурой совместно с департаментом полиции области разработана Дорожная карта на 2023-2025 года, в рамках которой
предусмотрены работы по установке светофоров, освещения, интеллектуальных перекрёстков и другие мероприятия, которые благоприятно скажутся на безопасности дорожного движения.
— В Западно-Казахстанской области, ежегодно наблюдается рост ДТП, в которых с 2021 года погибло 259 человек, 1218 получили ранения различной степени тяжести. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются превышение скоростного режима (44 ДТП или 16,7% от общего числа происшествий, 24 человека погибло и 54 ранено), нарушение встречного разъезда и правил обгона (18 ДТП или 6,8% от общего числа происшествий, 12 погибло и 34 ранено), нарушение правил маневрирования (34 ДТП или 12,9% от общего числа происшествий, 9 погибло и 50 ранено), нарушение правил проезда перекрестка (42 ДТП или 15,9% от общего числа происшествий, 2 человека погибло и 53 получили телесные повреждения) нарушение правил проезда пешеходного перехода (40 ДТП или 15,2% от общего числа происшествий, 2 погибло и 40 человека ранено), — привел статистические данные Умаргалиев.
Докладчик обратил внимание присутствующих на то, что дорожная инфраструктура устарела, состояние дорог оставляет желать лучшего и подверг критике работу местных исполнительных органов.
– Более тысячи знаков и указателей, выработали свои ресурсы и нуждаются в замене. В областном центре отсутствует порядка 5 142 дорожных знаков. Из 497 нерегулируемых пешеходных переходов разметка нанесена лишь на 87, что составляет всего 17,5%. Некоторые перекрестки с интенсивным движением транспортных средств до сих не оснащены светофорами. Месяц назад жители улиц Миханова-Гастелло выразили претензии по этому поводу. Однако полицией ещё в ноябре прошлого года дано предписание об установке светофора. Предписание акимата г.Уральск не исполнено. Пришлось вмешаться прокуратуре города, внесли акт надзора, который сейчас на рассмотрении. Неисполнение предписаний носит чуть ли не системный характер. К примеру, в городе Уральск до 1 сентября возле 9 школ предписывалось установить дорожные знаки и искусственные неровности. На 13 участках необходимо было произвести обрезку зеленных насаждений. Перечисленные мероприятия в срок не исполнены. Местным исполнительным органам в этом вопросе стоит проявить более высокую ответственность и не игнорировать требования полиции, – подчеркнул первый заместитель прокурора ЗКО.
Не остались в стороне от зоркого прокурорского надзора и полицейские. Первый зам прокурора привел факты укрытия от учета ДТП и выдачи водительских удостоверений лицам, состоящим на наркологическом учете. Прокурор также раскритиковал работу ветеринарных служб, которые не обеспечивают своевременную идентификацию сельскохозяйственных животных, в результате чего владельцы животных, которые становятся причинами аварий, в том числе с тяжелыми последствиями избегают ответственности. За 8 месяцев 2023 года в ЗКО произошло 75 ДТП с участием животных, между тем к ответственности привлечено всего 11 владельцев.
Трасса «Атырау-Уральск» — дорога смерти
Прокурор назвал одними из главных причин ДТП — несоответствие дороги нормативам и её неудовлетворительное состояние и отметил, что на трассы областного значения приходится 45% от общего количества аварий и их последствия более тяжелые.
– За 8 месяцев 2023 года здесь произошло 19 ДТП, в которых 15 человек погибло и 34 человека пострадало. В среднем, на этой дороге каждый месяц гибнет 2 человека. Автодорога «Атырау-Уральск» была построена ещё в 60-70-х годах. По параметрам она относится к 3-й категории и рассчитана на 3 500 автомобилей в сутки. Однако поток автомобилей на ней составляет около 8 500 в сутки. Такое количество транспорта согласно нормативам, должно передвигаться по дорогам 1-й категории с 4-х полосным движением. На сегодняшний день ПСД по реконструкции трассы разработано на 60%. Прошу обратить внимание всех уполномоченных органов, в том числе акимата области, и донести до разработчиков все имеющиеся недостатки, связанные с безопасностью дорожного движения. Такую же работу необходимо начать и по другой загородной трассе «Самара-Шымкент». На этой дороге также происходит большое количество аварий со смертельным исходом. На днях, на этой дороге произошло жуткое ДТП, где погибла целая семья. Понятно, что для реконструкции или строительства дорог требуются значительные средства. Но такую высокую цену, как жизни людей мы не можем позволить, когда в ДТП гибнут целыми семьями. Органам дорожной службы необходимо повысить качество превентивных мер, – сказал Умаргалиев.
Зампрокурора предложил использовать дроны,ч тобы решить проблему дефицита патрульных экипажей, и охватить большую территорию для контроля за дорогой. Согласился с доводами прокурора первый заместитель начальника департамента полиции полковник полиции Жанболат Жаншин, который отметил, что количество автомобилей увеличивается с каждым годом, но между тем штат и технического обеспечение инспекторов патрульной полиции остается прежним. Кроме того, несмотря на проводимую департаментом работу по выявлению аварийнопасных участков автомагистралей и выдаваемые держателям дорог предписаний, меры по их исполнению не принимаются. Организации ответственные за содержание дорог не исполняют возложенные на них обязательства и продлевают контракты с подрядчиками, технические возможности, которых не соответствуют требованиям. Касательно загородных трасс полковник Жаншин обратил внимание, что предложение о переводе дорог в первую категорию, с установлением разделительной полосы между транспортными потоками было вынесено полицией еще в 2019 году и если бы эта мера была реализована, то многих трагедий удалось бы избежать:
— Дорожная инфраструктура устарела, а автопарк области за последние пять лет вырос в 2,7 раза с 66 704 единиц до 181 612 единиц, транзитные транспортные потоки — в несколько раз. Столкновение автомобилей, происходит из-за отсутствия светофорного регулирования на перекрестках, таймеров обратного отсчета времени на светофорных объектах и отсутствия автоматических систем контроля перекрестков. Наезды на пешеходов, происходят из-за отсутствия ограждений, регулируемых пешеходных переходов, дополнительного освещения зон нерегулируемых пешеходных переходов, ненадлежащего оснащения остановочных пунктов общественного транспорта, отсутствия освещения на асфальтированных улицах. Из 12-ти мероприятий, предусмотренных Дорожной картой «По повышению безопасности дорожного движения на 2019-2021 годы», разработанных на основе анализа дорожно-транспортных происшествий, утвержденной акимом области в 2019 году, выполнено только 4. Не освещены улицы населенных пунктов Махамбет, Мичурино Байтерекского района, сел Подстепное, Барбастау и Новая жизнь Теректинского района. После реконструкции улицы Шолохова, места пересечения транспортных и пешеходных потоков, не уменьшилось, а увеличились в несколько раз. Это вызывает, недовольство горожан в социальных сетях, и эти протесты уместны. В рамках реагирования в акимат города были направлены соответствующие предложения, однако мер не принято.
Как правило, количество аварий увеличивается с наступлением зимы. За ненадлежащее содержание дорог подрядные организации привлекались к административной ответственности 25 раз, но и эта мера не дала никаких результатов. Подрядчиков не хватает техники, ГСМ, ПГС, противогололедных реагентов. Все это показывает неготовность подрядчиков к данной работе, но несмотря на это сними все равно заключаются договора. Управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог области выдано 19 предписаний, в отношении руководства возбуждено 5 административных дел по части 3 статьи 462 КоАП, в настоящее время указанные административные дела рассматриваются в суде.
В свою очередь заместитель акима области Тлепберген Каюпов сообщил, что в текущем году в области на ремонт дорог выделено 81,5 млрд тенге:
–981 км. дорог республиканского значения находится в хорошем и удовлетворительном состоянии. На содержание республиканских дорог в текущем году выделено 1,4 млрд тенге. Протяженность автомобильных дорог областного и районного значения составляет 4762 км, из них в хорошем и удовлетворительном состоянии 2210 км или 46%. Для проведения работ по текущему ремонту и содержанию 1620 км автодорог областного значения выделено 14 участков, данные работы осуществляют 9 подрядных организаций. В текущем году на содержание дорог задействовано 436 человек и 240 единиц техники. При этом, наблюдается нехватка спецтехники для содержания дорог в зимний период. На содержание дорог районного значения заключены контракты с 25 подрядными организациями, на содержание 3142 км. дорог по всей области выделено 562,7 млн тенге. Кроме того, на сегодняшний день в целях развития автодорожной отрасли области выделены значительные средства, реализуются многие проекты.
Фото автора