4 сентября в здании городского акимата прошла встреча заместителя акима г. Уральска Асхата Кульбаева с представителями гаражного кооператива «Мотор». Власти и горожане еще раз попытались прийти к компромиссу в вопросе процедуры изъятия гаражей на основании разработанного проекта обустройства на этом месте сквера. Владельцы изымаемой собственности не согласны ни с самим фактом, ни с суммой компенсации, предлагаемой акиматом. Асхат Кульбаев в свою очередь выразил готовность обсудить каждый случай индивидуально и, наконец, прийти к какому-то решению.
Роман ДРОЗДОВ
Фактически на территории гаражного кооператива «Мотор» расположено 104 гаража, из них, по словам Кульбаева, реальное право собственности имеет 85 владельцев. Остальные, в частности, металлические сооружения, возведены незаконно, и соответственно компенсация за них не предусмотрена. В любом случае, по заверению замакима, самовольно без надлежащей санкции суда сноситься ничего не будет. Вопрос компенсации законных гаражистов будет решаться на основании уже проведенной оценки.
С суммой, в которую была оценена собственность, владельцы гаражей также не согласны.
— Нам предлагают 1 млн 200 тыс. тенге. На эти деньги в ближайших местах гаражи мы не приобретем, потому что их сейчас продают по 4-4,5 млн тенге. Мы списывались со всеми председателями гаражных кооперативов и уточняли цены. До этого у нас были встречи, нам предлагали места для гаражей в 10 микрорайоне, но для нас это нереально, потому что добираться туда очень далеко, — говорит представитель ГК «Мотор» Юлианна Баталова.
Финансовый вопрос, подчеркнул Асхат Кульбаев, на данный момент является основным, отметив также, что стоимость оценки каждого гаража разная и варьируется от 1,2 до 2 млн тенге в зависимости от его состояния.
— Оценка производилась специализированной компанией, которая имеет соответствующие компетенции и опыт. Оценивали в основном исходя из внешнего состояния строения, а также с учетом тенденций рынка. После того, как акимат сделал объявление по вопросу изъятия гаражей, рыночная стоимость в прилегающих гаражных кооперативах резко подскочила. Это понятно, рынок реагирует на такие заявления. Вы имеете полное право не соглашаться со стоимостью оценки, оспаривать, доказывать, что стоимость иная. В любом случае по каждому несогласному владельцу будет отдельное решение суда. И на основании его будет приниматься решение о возмещении ущерба. В бюджете города деньги заложены, помимо самого строительства сквера ориентировочная сумма компенсации за изъятие гаражей составляет 150 млн тенге, — сказал Кульбаев.
Многие владельцы были не согласны с самим фактом изъятия. Учитывая дефицит парковочных мест в городе, восемьдесят машин, «выброшенных» на улицу, создадут дополнительные трудности с парковками.
— Мне не нужна компенсация. Я работаю в санавиации, и мне дается час, чтобы за 20 км добраться до аэропорта и вылететь на вызов. Я поэтому и купил гараж в шаговой доступности. Покупал я его за 1,5 млн тенге пять лет назад, сейчас мне предлагают 1,2 млн – это абсурд. Кроме того во дворах уже не то что проехать, пройти невозможно. Двор у нас маленький, построили три площадки, теперь даже аварийка не может проехать к нам, потому что все в машинах, – сетует один из владельцев.
Другие владельцы гаражей возмущены тем, что их просто поставили перед фактом. Освободить гараж с накопленным за многие годы имуществом в короткий срок, по их словам, просто невозможно. Некоторые используют гаражи не только для автомобилей, но и в качестве овощехранилищ и различных заготовок на зиму. По словам Юлианны Баталовой, среди владельцев гаражей большинство инвалиды и люди преклонного возраста, для которых погреб с картошкой и морковью у дома является жизненной необходимостью. Кроме того, продолжает женщина, большинство жильцов против строительства на этом месте сквера, так как он станет местом притяжения различных разгульных компаний.
— Эти гаражи стоят уже около 60 лет, и нас вполне устраивает наш район, он опрятный, чистый, никто не хулиганит. Нам объясняли, что многие родители опасаются за своих детей, которые ходят мимо гаражей в школу. Я сама здесь выросла, тоже ходила в школу через эти гаражи, и все прекрасно, не было никаких инцидентов. Мы следим за своими гаражами, периодически проводим уборку. У нас было освещение, но его убрали, ходила полиция, их тоже сейчас нет. С чем это связано, непонятно. Нам сказали, что вместо гаражей построят сквер. Мы наблюдали за этими скверами вдоль ближайших пятиэтажек, там беспорядок, везде мусор, жильцы особенно первых этажей жалуются на шум. Нам это не нужно, и мы будем до последнего стоять, чтобы наши гаражи оставили, — заявила Юлианна Баталова.
По словам Кульбаева, строительство сквера – вопрос решенный, проект прошел госэкспертизу и включен в генеральный план города. Что касается социально незащищенных категорий граждан, то акимат готов проработать этот вопрос дополнительно.
— Дело в том, что у нас больше 15 гаражных кооперативов, из которых восемь очень крупные. Согласно генплану они все подлежат сносу. Город растет, развивается, и всегда найдутся те, кому что-то не нравится. Ваш кооператив в центре города, рядом две школы и я знаю, что многие городские жители двумя руками за строительство этого сквера. Мы сейчас движемся четко в правовом поле, если кто-то хочет это опровергнуть, пожалуйста. Если потребуется увеличить бюджет на выкуп гаражей, мы и к этому готовы, морально, по крайней мере. Ваше право отстаивать свою собственность, но у нас есть обязанности в части развития города и мы их будем выполнять, — парировал замакима.
Некоторые из присутствующих также озвучили подозрения, что якобы акимат идет навстречу уральскому бизнесмену, который намерен построить в этом районе гостиницу, и облагораживание территории является частью его задумки. Гаражный кооператив занимает всего 0,4 га, каждый гараж – 21-22 кв. м. И почему вдруг эти 0,4 га понадобились именно теперь, вопрос интересный, деликатно заметил один из ветеранов гаражного кооператива. Но не все были настолько тактичными, эмоции некоторых превышали градус запала, от чего в адрес акимата летели прямые обвинения в покровительстве городских властей известному в городе предпринимателю.
— О том, что акимат каким-либо образом поддерживает кого-то из бизнесменов, опровергаю категорически. Просто, может быть, многих нюансов вы не знаете, но это однозначно отдельный проект (проект сквера – прим. автора) и ни к какому бизнесмену он отношения не имеет. Если при таком количестве заинтересованных лиц, изъять территорию и передать ее кому-то в частную собственность, то это явное коррупционное преступление. Под таким пристальным вниманием даже планировать такие вещи глупость. Поэтому все эти выдумки и версии попрошу оставить в стороне, — ответил Кульбаев.
Юрист, представляющий интересы гаражного кооператива «Мотор», Малик Куспанов в свою очередь указал на тот факт, что постановление об изъятии гаражей было вынесено 14 февраля этого года, затем отменено, и снова вынесено уже в мае. Асхат Кульбаев признал, что со стороны акимата были допущены некоторые нарушения.
— Были совершены ошибки в процедуре с нашей стороны, поэтому мы откатились назад и начали сначала. В первую очередь важно соблюдение законности при принятии решения. Тот факт, что мы первое постановление отменили и выпустили второе, как раз говорит о том, что мы не могли двигаться вперед даже с незначительными нарушениями. На сегодняшний день все формальности в принципе соблюдены. И перед нами стоит задача еще раз озвучить позицию акимата. Постановление принято, оценочная стоимость определена, проведено оповещение владельцев. Еще раз хочу напомнить, что в случае несогласия каждый имеет право оспорить стоимость своего имущества. Если мы где-то ошиблись, я всегда это признаю, и не буду доказывать обратное, — сказал замакима.
Стоит отметить, что строительство данного сквера обойдется бюджету города в 120 млн тенге.
Фото и видео автора