Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-11 C
Уральск
4.1 C
Аксай
Еще

    Аграрии ЗКО не могут реализовать хороший урожай масличных культур 

    По словам глав крестьянских хозяйств, единственный в области маслозавод закупает сырье по очень низкой цене, которая не оправдывает затрат, а на экспорт свою продукцию они сдать не могут, так как из-за введения экспортной пошлины данный товар не востребован у трейдеров. Растениеводы подумывают продать технику для погашения кредитов и заняться другим видом деятельности, более прибыльным и менее затратным.

    Жанна МАХАМБЕТОВА

    Как оказалось, экспортная пошлина на семена подсолнуха не самая большая беда растениеводов: недостаточное субсидирование, дороговизна даже льготного дизтоплива и запасных частей, низкая цена, которую предлагают элеваторы за зерно, делают растениеводство убыточным.

    – Государство не контролирует цены на запасные части, на технику, тогда почему контролирует цены на сельскохозяйственную продукцию? Солярка дорогая и всегда дорожает перед уборкой. Как нам работать, себе в убыток?  Ну бросим мы все, не будем сажать и тогда что, к чему придем? Ведь развитие и благополучие сельского хозяйства – это стратегически важный вопрос продовольственной безопасности страны, – жалуются главы КХ.

    Они также отметили, что в этом году, уже снизили площади посевных под масличные культуры с 62 тыс. га до 46 тыс. га., и если ситуация не изменится, то на следующий год сажать подсолнух они не планируют вовсе. Бросив все свои дела во время уборочной компании, аграрии в очередной раз пришли в управление сельского хозяйства ЗКО, чтобы решить острые проблемы.

    В феврале этого года в силу вступил приказ Министерства торговли и интеграции РК о введении госпошлины на семена подсолнуха в размер 20% за тонну, на сегодняшний день это 100 евро. Это было сделано для того, чтобы снизить вывоз сырья за рубеж, загрузить отечественные маслозаводы дешевым сырьем местного производства, что должно было бы снизить стоимость растительного масла для конечного потребителя. Но данное решение, как оказалось, возымело обратное действие: масло не подешевело, а крестьянские хозяйства, выращивающие масличные культуры, грозятся и вовсе перестать сажать подсолнух и сафлор. Раньше фермеры могли реализовать подсолнечник по 240-260 тыс. тенге за тонну, сейчас же цена снизилась более чем в два раза, что сделало производство масличных культур нерентабельным.

     – Сколько бы мы ни писали в Минсельхоз, ситуация не меняется, наше управление только планерки проводит, а наши проблемы не решает никто. Мы считаем, что здесь монопольный сговор маслозаводов. В прошлом году собрали 1 млн 300 тыс. тонн подсолнуха, из которого можно было произвести 600 тысяч тонн масла. Но между тем дешевого масла в магазинах нет. Посмотрите на прилавках, сколько там казахстанского масла – всего 10-15%, остальное все российское. Куда тогда идет наше сырье? Им выгодна такая ситуация, они продают масло из нашего дешевого сырья на экспорт. Они в прибыли, а мы в убытках. Масло в среднем поставляют по 750 тыс. за тонну, плюс жмых – отход переработки. На всех производствах обычно 70-80% стоит сырье, ну возьмем даже 50%, то тонна семян должна стоить не меньше 250-260 тыс. тенге за тонну. Сейчас же они нам озвучивают цену в 120-130 тыс. тенге. Это несерьезно, ниже себестоимости. Мы купили дорогостоящую технику, семена, пестициды, надо платить заработную плату людям, а нам не с чего. Зарплаты мы каждый год индексируем с учетом инфляции, а теперь, получается, наша продукция подешевела, а как нам это людям объяснить, как выживать? Трейдеров от нас отсекли с вводом этих пошлин. Продукцию некуда сдавать, сейчас по всем хозяйствам у нас скопилось свыше 15 тыс. тон подсолнечника. Еще не все собрали. С каждым годом растениеводство становится все убыточнее с  учетом увеличения стоимости техники. Последний комбайн мы брали за 85 миллионов тенге при том, что цена пшеницы 65 тенге, получается в среднем 1300 тон стоит один комбайн, а раньше цена одного комбайна составляла около 60-70 тон. Как при таком несоответствии цен заниматься земледелием? – говорит руководитель КХ «Хоминское» Александр Лихачев.

    По словам аграриев, нужно было вводить экспортные ограничения не на сырье (то есть не на семена), а на конечный продукт (масло), тогда бы маслозаводы вынуждено снизили цену на растительное масло, и торговым точкам выгоднее было бы закупать у них, а не у российских поставщиков. Наши крестьяне не могут конкурировать с соседями, у которых климат более мягкий, чаще идут дожди, почва плодороднее, соответственно, и посевных площадей гораздо больше, тогда как в нашем регионе всего несколько районов благоприятны для земледелия. Западноказахстанским аграриям приходятся много вкладывать в удобрения, технику, различные пестициды, чтобы вырастить хороший урожай. Местный маслозавод не обладает такими мощностями, чтобы переработать весь собранный фермерами ЗКО урожай. К тому же он имеет свои собственные площади, где выращивает подсолнух. Поэтому и цену за сырье предлагает небольшую. А везти семена в другие регионы невыгодно из-за дорогой логистики. Трейдеры, которые до введения госпошлин являлись основными покупателями семян подсолнуха, теперь его не приобретают, поскольку им это стало не выгодно из-за пошлины.

    – Сама по себе агротехника для выращивания масличных культур очень дорогая. Необходимо специальное оборудования – сеялки, жатки. Все это берем в кредит. Опять же людям платить зарплату надо, стимулировать рабочих ! Если будут низкие зарплаты, никто не захочет работать в сельском хозяйстве, некому будет сеять и убирать. Сейчас ситуация такая же, как была с пшеницей несколько лет назад – цена на зерно повысилась, цены на хлеб подняли, потом цена вдвое снизилась и уже год держится, а хлеб как был дорогой, так и остался. У нас зона рискованного земледелия, сначала нам говорили: «Сажайте побольше подсолнуха – это стратегически важная культура», давали субсидии. Мы и увеличили площади, а выращивание масличных – дело трудное и затратное, после этого земля долго восстанавливается, нужны удобрения. Теперь наше сырье фактически никому не нужно, склады забиты. Что нам делать? На следующий год не будем сажать подсолнух, если ситуация в корне не изменится, – говорит руководитель КХ «Алтын Бидай» Бекболат Мухашев.

    Заместитель руководителя управления сельского хозяйства ЗКО Денис Умашев ответил, что данный вопрос неоднократно поднимался на уровне Министерства сельского хозяйства РК, но пока все осталось без изменений.

    – Мы заходили к министру и к вице-министру сельского хозяйства, там этот вопрос поднимали, нам объяснили, что его решает специальная межведомственная комиссия, созданная при Министерстве торговли. Со своей стороны  в МСХ РК  мы подали свои предложения, на сегодняшний день вопрос находится на рассмотрении. Последнее письмо в МСХ РК мы отправили 14 июля этого года,  – сказал Умашев.

    Еще один вопрос, волнующий аграриев, высокая цена на ГСМ даже с учетом субсидирования. Фермеры открыто говорят, что здесь тоже присутствует ценовой сговор, и обвиняют управление сельского хозяйства в бездействии.

    – Почему во время посевной цена на солярку ниже, а как уборочная, так цена топливо сразу вырастает в цене? Потому, что вы знаете, что даже при высокой цене на ГСМ мы все равно уберем свой урожай, влезем в кредиты, как-то выкрутимся, но на полях урожай не оставим. А как и по какой цене нам его потом реализовывать с учетом дороговизны топлива, никого не волнует, – возмутились растениеводы.

    По словам аграриев, льготная цена на солярку слишком высокая, выделяемых объемов недостаточно, а сами условия поставщика, определенного тендерной комиссией, кабальны.

    – Согласно правилам, выигрывает тендер та компания, которая даст самую низкую стоимость дизельного топлива. В этом году победителем тендера, согласно ценовому предложению, стала компания «Нефтэк», кроме того они имеют АЗС практически в каждом районе области, что удобно для СХТП.  Другие компании не располагают такой сетью, не имеют АЗС в районах, – объяснил Денис Умашев.

    Но так как представители компании, выигравшей тендер по поставке льготного дизеля, на собрание не пришли, этот вопрос остался без какой-либо конкретики.

    Фото и видео автора


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Пропавшего пастуха нашли в ЗКО с помощью дрона

    Мужчина выехал на лошади на поиски пропавшего скота, но...

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл