Второй год жители небольшого села Аксуат, что в менее, чем 30 км от Уральска, борются за сохранение пойменного леса около своего населённого пункта. Сельчане всех 360 домов настроены категорично: разработку песчаных карьеров они не потерпят. Их поддерживает бывший лесничий, который «дошел» до Министерства экологии РК и заручился там поддержкой. Разработчики же карьеров уверены, что не нарушают законов, и намерены приступить к добыче песка как можно скорее.
Малика УАХИТОВА
«Здесь ничего не останется»
Аксуат — село в Теректинском районе, расположенное буквально в 30 минутах езды от Уральска у живописных пойменных лесов реки Урал. С одной стороны от трассы до Аксуата простираются широкие степи, где местные жители пасут свой скот. За селом начинаются леса, наполненные сочной травой и пеньем птиц. Одна часть леса, дорога через который ведет к главной артерии области, Уралу, засажена соснами. Сосновый бор находится как раз на территории участка, который выдали предпринимателю для добычи тут песка.
Планируется, что именно здесь в скором времени начнут копать огромный карьер, песок из которого станут вывозить для нужд строительства. Чтобы добывать песчано-гравийную смесь, предприниматель вырубит часть деревьев. По закону, губить сосны запрещено, но жители Аксуата не согласны с любым вмешательством в лесной фонд.
— Сегодня у нас много вопросов, на которые чаще всего нет ответов. Оказывается, на территории нашей области 68 (песчаных) карьеров, часть из них заброшена. Этого вполне хватит, чтобы до Америки построить дорогу. А то, что они хотят здесь делать, это какой-то круг интересов определенной категории людей, — говорит житель Аксуата, аксакал Яков Кенжебаев.
Жители поселка уверены, что разработка карьера, как только она начнется, принесет большой урон экологии не только в этой местности, но и в регионе в целом. Пострадает не только лес, уверены сельчане, но и жители Аксуата, так как на месте будет работать спецтехника, а грузовики будут вывозить песок и загрязнять все вокруг.
— Начнут ездить КАМАЗы большегрузные, тут будет пыль столбом стоять, это будет бесконечный поток. Здесь практически ничего не останется. Все, что останется (в лесу) эвакуируется и сбежит. Или погибнет. А нам здесь жить, — уверен Яков Кенжебаев.
Лес сохранит реку
Тяжелое положение Урала не первый год заботит не только экологов, общественников и ученых-гидрологов, но и рядовых жителей Западно-Казахстанской области. Несколько лет подряд уровень воды в реке становился критически низким, а из-за обмеления русла реки воды не хватало, чтобы подавать ее в дома горожан. Встревожены этим и жители районов области. Это породило массу инициатив по сохранению Урала, в том числе экологи стали активнее говорить о необходимости реанимировать пойменные леса вдоль русла. Леса сохраняют воду в почве, без них обмеление реки может стать катастрофическим.
Такой же точки зрения придерживается бывший директор Уральского лесхоза Артур Мергенов. В прошлом году лесник дошел до министра экологии, тогда этот пост занимал Сериккали Брекешев. Мергенов уверен — в пойме Урала необходимо создать природный резерват, который сохранит деревья. По словам Артура Мергенова, его идею поддержал осенью 2022 года и министр экологии РК.
— Министр прямо во время встречи с населением и экоактивистами поручил местным исполнительным органам создать резерват «Жайык орманы» в пойменных лесах вдоль Урала с целью сохранения лесного фонда. Местные чиновники заявили, что у них в планах есть создание резервата в пойме Урала. На сегодня, можно сказать, что лед тронулся, — поделился достижениями в одном из интервью Артур Мергенов.
Согласно нормам действующего законодательства, в частности Лесного кодекса РК, в природных резерватах, территориях, где все природные богатства находятся под особой охраной Правительства, запрещено производить любую деятельность по добыче. Это подтверждает и директор Уральского коммунального хозяйства по охране лесов и животного мира Кайрат Есенгалиев.
— В данном месте на сегодняшний день три частных предпринимателя получили все разрешительные документы на добычу ПГС. Согласно нормам Лесного кодекса, недропользование осуществляется при положительном заключении экологической экспертизы и согласии уполномоченного органа. Если вдоль реки Урал будут создавать резерват, тогда добыча ПГС будет категорически запрещена. Если разработка будет начата, то вопрос будут решать юристы, — комментирует Кайрат Есенгалиев.
Помимо этого, глава уральского лесхоза уверен, что рубить лес в пойме реки — губительно для природы.
— Я, как лесовод, против, чтобы на территории лесного фонда добывали ПГС. Обращался с этим вопросом к министру экологии Брекешеву, чтобы Министерство способствовало внесению соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан, или ввели анализ и учет, есть ли необходимость дополнительного создания таких карьеров. Возможно, этого и не требуется. Такие вопросы нужно решать на уровне Правительства, — уверен Есенгалиев.
«Будет еще один водоем»
По словам заместителя директора компании-разработчика будущего карьера песка и гравия Тимура Днишева, все необходимые документы на добычу ПГС компания ТОО «АВУАР company» получила. При этом он отмечает, что в деятельности фирмы для сельчан нет отрицательных сторон. Наоборот, в перспективе только положительные.
— У нас есть положительное заключение государственной экологической экспертизы, то есть специалисты подтвердили, что данный вид деятельности в данном месте, по этим координатам экологического ущерба не нанесет. Возможный ущерб, который будет нанесен, будет компенсирован денежными выплатами в соответствии с нормами законодательства Республики Казахстан. Какое-то субъективное мнение, что это как-то ухудшит их жизнь… не знаю, кому от этого плохо. Там уже есть один водоем, через несколько лет будет другой, люди приезжают туда, отдыхают, — говорит Тимур Днишев.
Жители Аксуата же продолжают отстаивать свою позицию: они против карьера и вывоза песка.
— Интересы населения, как, впрочем, и в других сферах, и в других вопросах, никто никогда не учитывал и учитывать не собирается. Сегодня принимаются такие законы, которые позволяют вот это все сделать без всякого наказания, в том числе уголовного или какого-либо другого. Потом, когда надо будет что-то сделать другое, примут такие же законы, опять же не в интересах народа и жителей, — говорит аксакал Яков Кенжебаев.
Фото Нурлыбека Рахманова