С введением нового закона о гуманном отношении к животным проблема с бродячими собаками обострилась. Люди поделились на два лагеря – гуманистов и сторонников старых методов, которые считают: нет собаки – нет проблем. Однако в развитых странах давно поняли, что насилие в итоге порождает насилие, и, если мы хотим жить в цивилизованном обществе, нужны другие меры. В нашей стране пришли к этому в 2019 году, отстрел собак был запрещен. Но что делать с теми «бродягами», которые уже есть на улицах, и армия которых пополняется новыми рекрутами из-за безответственности некоторых граждан? Решение этой проблемы требует комплексного подхода, и на нее, вероятно, потребуется не один год. Необходимо стерилизовать тех животных, что уже есть на улицах, а также работать с населением и учить людей ответственности за своих питомцев, считает заведующий учебно-научно-производственным центром «Жардем-Вет» Бекжасар Сидихов.
Роман ДРОЗДОВ
Виноваты люди
Здесь, в научном центре, функционирующем на базе ЗКАТУ им. Жангир хана, занимаются не столько теоретической наукой, сколько практической работой по стерилизации и лечению хвостатых. В день хирурги проводят в среднем по 10-15 операций, кроме того, животные прививаются от опасных болезней и лечатся от уже имеющихся хворей. В самый пиковый зимний период в вольерах клиники содержится до 200 собак.
Именно для решения проблемы с бродячими животными в 2019 году центром «Жардем-Вет» разработана программа государственно-частного партнерства с акиматом ЗКО и Управлением ветеринарии по стерилизации и вакцинации безнадзорных собак и кошек города, а также их регистрации и учету. Цель проекта – регулирование численности уличных «бродяжек» на основе гуманных методов. Одной из основных задач центра является учет и мониторинг безнадзорных животных путем их чипирования и регистрации в областной информационной системе. И вот здесь необходим научный подход. С 2019 по 2022 годы по городу Уральску было стерилизовано 5212 бездомных животных. С начала этого года по сегодняшний день это количество увеличилось еще на 720 голов. В планах центра – до конца года довести этот показатель до 2040.
— В конце 2019 года мы в рамках госзаказа начали работать по данной программе. В 2020 году утвердили бизнес-план. Это скрупулезная научная работа. Мы каждый год мониторим ситуацию, но на сегодня, можно сказать, резких изменений пока не видим, поголовье бродячих собак не уменьшается из-за безответственного отношения самого населения. Особое внимание нужно обратить на жителей частного сектора, которые держат собак во дворе, не стерилизуют их, не чипируют и не ставят на учет. Вот ощенилась собака, принесла десять щенят, одного оставляют, остальных девять выбрасывают на улицу. И пока мы не учтем всех животных частного сектора, наша работа, к сожалению, не будет видна, — говорит Бекжасар Сидихов.
Пополняющие армию хвостатых беспризорников, и без того немалочисленную, создают дополнительные проблемы по учету уже имеющихся собак на улицах города. В 2018-2019 годах их численность составляла порядка 20 тысяч голов. Сегодня этот показатель уменьшился лишь незначительно.
— Но никто не может знать точное их количество, потому что каждый год поголовье бродячих собак растет. С восьми месяцев собака считается половозрелой, одна сука может приносить потомство два раза в год, в среднем по семь щенков, самок – около 60% от общего числа. Таким образом, из 17 тысяч вычитаем 40% простерилизованных собак, остается около 10 тысяч, из них около 6 тысяч самок. 30% из них, по статистике, погибают по разным причинам. Остается более 4 тысяч здоровых самок, способных принести потомство два раза в год. Выходят внушительные цифры, — рассуждает заведующий центром.
Программа по стерилизации безнадзорных животных в рамках ГЧП рассчитана до 2025 года. Если, по словам Бекжасара Сидихова, за это время удастся охватить учетом хотя бы 60-70% собак, то их размножение можно будет существенно замедлить. И тогда результаты работы центра «Жардем-Вет» по городу будут видны.
— Но с частным сектором надо поработать. Чтобы закон действовал, нужно всех жителей убедить ответственно относиться к своим питомцам, нужно информировать население о том, какие болезни распространяются от бродячих собак, прививать гуманное отношение к животным, нерадивых владельцев привлекать к ответственности. Но для этого нужна комплексная работа совместно с ветеринарными инспекциями. Я сам преподаю в университете уже почти 20 лет и прививаю ответственное отношение к животным своим студентам. Наши жители, в конце концов, должны осознанно прийти к культуре содержания собак, как в Европе или Израиле, у них есть порядок. И мы должны к этому стремиться. Вот главная цель нашей команды. И, я думаю, потихонечку мы все же к этому придем, — надеется Сидихов.
Детки в клетке
Да, многие, к сожалению, не понимают, что проблема бродячих собак образовалась не на пустом месте. Они прилетели к нам не из далеких планет, когда-то у них были хозяева. И в том, что сегодня происходит, виноваты сами люди.
При первом посещении центра «Жардем-Вет» у меня сложилось тяжелое впечатление. На всем здесь лежал дух казенности, и, казалось, что на месте этих несчастных животных, запертых в тесных клетках, я бы сам завыл и заскулил от тоски и страха. Некоторые собаки при моем приближении боялись и прижимались к противоположной стороне клетки, некоторые в надежде виляли хвостом, другие просто равнодушно лежали на месте, а их глаза – потухшие огоньки – выражали боль и отчаяние. В клетке слева от входа в огромный бокс, тесно прижавшись друг к другу, лежали сразу несколько собак, одна из них при виде телефона, на который я их фотографировал, стала жалобно скулить, прогибаясь на передние лапки, будто моля о пощаде. Очень печальное зрелище.
Но заведующий центром Бекжасар Сидихов полностью развеял мои опасения. По ходу беседы с ним я убедился – здесь любят животных, здесь о них заботятся, их лечат и не оставляют без внимания. Кроме того, центр активно сотрудничает с волонтерскими общественными объединениями, такими как «Доброе сердце», «Хатико», «Мяу-Гав», «Я за жизнь», «Я хочу жить», а также с частными клиниками города, которые помогают в лечении животных в тяжелых случаях.
— Всех привезенных к нам собак я фотографирую и отправляю волонтерам, которые выставляют посты в Инстаграме, чтобы найти владельцев потеряшек. Затем, если кто увидит свою собаку, приходят к нам и забирают. Мы записываем данные владельца и регистрируем животное. В основном это собаки, сбежавшие из частного сектора. В первый раз владельцу беглеца дается предупреждение, если эта же собака попадает к нам второй раз, мы отдаем ее в ветеринарную станцию, где хозяину выписывается штраф, потому что штрафовать мы не имеем права, у нас нет таких полномочий, — рассказывает заведующий центром.
Бекжасар Мустакапович не только рассказал, но и показал все этапы их нелегкой работы. В день, как уже было сказано, здесь стерилизуют около 15 животных. Так, к моему приходу на операционном столе лежала собачка, ей только что сделали операцию. Заведующий показал оборудование клиники, где есть даже аппарат УЗИ.
— В основном у нас, конечно, собаки, кошек мало привозят. Многие жители сами обращаются к нам, чтобы мы стерилизовали животное, которое живет во дворе или на даче, также многих к нам привозят волонтеры. Кстати, сегодня придет житель района Мясокомбината, чтобы забрать кошку, которую мы прооперировали, — говорит Бекжасар Сидихов.
В клинике в настоящий момент на реабилитации после процедуры либо на лечении находятся три кошки. Содержатся они в отдельной комнате. Как только мы открыли дверь и вошли в помещение, одна кошка, которая недавно родила, вознамерилась ретироваться, мол, свое дело я уже сделала. В коробке между тем находились ее совсем крохотные котята. Другая бедолага лежала у батареи с раной на задней лапке, ее покусали собаки, началась гангрена, сейчас она в заботливых руках ветеринаров. Третьего пушистика вчера стерилизовали. Её должна забрать хозяйка.
Всех на учет
После этого заведующий центром продемонстрировал, как проводится регистрация животных. Все собаки и кошки, прошедшие процедуру стерилизации, вакцинации и дегельминтизации, заносятся в общую базу данных. Делается запись в журнале со штрих-кодом для каждого животного, который считывается специальным аппаратом. В компьютерную базу заносится вся информация о «бродяжках»: пол, окрас, внешние приметы, вес, примерный возраст, дата проведения всех ветеринарных процедур и фотография.
— Если собака попадает к нам из частного сектора, мы сообщаем в ветеринарную станцию, они их ставят на учет. Если хозяин не находится, собака отпускается в любом случае в то место, где она была поймана. Некоторые понимают, что будут нести ответственность за то, что их собака оказалась на улице, поэтому они молчат, не сообщают, и просто ждут, когда собаку выпустят и она сама вернется домой. Таких очень трудно выявить, — сетует Бекжасар Сидихов.
Одни лечат, другие калечат
Зимой собаки содержатся в теплом помещении, сейчас здесь временно размещают тех, кого недавно прооперировали. В помещении с клетками на 75 мест иной раз могут содержать до 200 собак, обычно это происходит в зимнее время. В данный момент содержится 35 собак.
Ухаживать за животными помогают студенты ветеринарного факультета ЗКАТУ, где преподает Бекжасар Мустакапович. Они кормят питомцев и даже выводят погулять. Здесь польза и для хвостатых, и для ветеринаров клиники, и также для самих студентов, которые учатся взаимодействовать с животными. В штате клиники работают четыре хирурга, один кинолог, два лаборанта и один ветеринарный врач.
— Всех животных, которые к нам попадают, мы стараемся пристроить через волонтеров. Берут люди в основном породистых собак. Общественные объединения, с которыми мы контактируем, тщательно проверяют кандидатов, потому что бывает, что некоторые преследуют какие-то корыстные цели или могут взять животное из садистских побуждений. Не все люди хорошие, — рассказывает заведующий центром.
Про дела нехороших людей я своими глазами смог увидеть уже после интервью, когда собирался уходить. Бекжасар Мустакапович разговаривал по телефону, договариваясь по поводу лечения спаниеля, который поступил к ним вчера. Собаку привезли совсем больную, у нее был подбит глаз и порез на мордочке, возможно, ее избили. Хозяин отказался от пса, в ветклинику не повез, а просто вызвал отловщиков, чтобы его усыпили. В ветстанции отказались эвтанизировать животное и привезли в центр «Жардем-Вет». Здесь ветеринары осмотрели бедолагу, оказали первичную помощь, обработали рану, но для полного обследования животного принято решение отвезти его в городскую частную клинику, так как в центре для проведения необходимых анализов не хватает реагентов.
На вопрос о нехватках средств заведующий центром ответил, что цены сейчас совсем другие, а деньги с 2020 года выделяются те же самые.
— Нам выделяют 17 млн тенге в год. Этого сегодня хватает совсем впритык, и, если цены будут расти, я думаю, нам придется дополнительно запросить увеличить бюджет. Например, когда мы только начали работать по данной программе, наркоз можно было купить за 2000 тенге, сейчас покупаем по 5000, мешок корма обходился нам в 12000, сейчас – в 24000, чип стоил 500 тенге, сейчас приобретаем по 750 тенге за штуку. Мы тратим на самцов 5500 тенге, на самку – 11000. Сюда входят вакцинация, дегельминтизация, чипирование, стерилизация, содержание и питание. Да, иногда действительно мы нуждаемся в деньгах, — говорит Бекжасар Сидихов.