Еще один проблемный вопрос обсудили в Палате предпринимателей собравшиеся фермеры, а именно выделение дизельного топлива для проведения весенне-полевых работ в ЗКО. Растениеводов возмутил тот факт, что им было выделено 6,5 тысяч тонн дизтоплива, тогда как фермеры, занимающиеся уборкой сена, получают 7 тысяч ровно, хотя, по мнению первых, в таком количестве не нуждаются. Если раньше, вспоминают фермеры, не было проблем с соляркой, и выдавали её даже с излишком, то сейчас на фоне дефицита то и дело возникают споры даже по поводу лишнего литра.
Мирослава ШОНАЛОВА
Недобросовестный фермер
Представитель крестьянского хозяйства, руководитель КТ «Орал» Айбек Кажмухамбетов считает, что, прежде чем распределять дизтопливо среди аграриев, нужно было поговорить напрямую с ними. Ведь процесс работы у тех же растениеводов обширен — это и боронование, и пахота, и посев, культивация и обработка химией, заканчивая уборкой урожая. Соответственно, и топлива для работы им необходимо больше. Сенозаготовщики же, напротив, никогда не нуждались в таких объемах дизтоплива.
— У фермеров-растениеводов каждый год наблюдается нехватка дизельного топлива, которое они докупают по рыночной цене. Технология растениеводства с каждым годом развивается, увеличивается количество операций, а значит, увеличиваются расходы, — поясняет Кажмухамбетов.
Руководитель Оперативного управления Департамента экономических расследований по ЗКО Эльдар Распаев пояснил, что их ведомство на протяжении нескольких лет анализирует ситуацию с выделяемым дизтопливом. И, как выяснилось, у Минсельхоза и Министерства энергетики нет никаких нормативных документов по выделению данных средств. И даже сегодня отсутствует алгоритм или механизм расчетов.
— Вот фермер сказал, что ему не хватает ГСМ. Вы говорите, что запросили 13,5 тысяч на 2023 год. Почему не 15,5, почему не 7,5? Потому что нет расчетов! Я вижу здесь добросовестных предпринимателей, но есть и недобросовестные. Вот, например, какое-то КХ запросило себе пять тысяч тонн дизтоплива, при этом у них только один сломанный трактор и поле, которое не засеивается. При этом у него есть пять тысяч тонн топлива, но что он с ним будет делать? Он будет накручивать процент и продавать транзитникам, — считает Распаев.
По мнению руководителя департамента, одной из причин повышения цен на ГСМ является вымывание средств из-за его продажи в Россию и в другие регионы. В том числе и перепродажа дизтоплива, с которой их ведомство часто сталкивается.
— Поэтому я и задаю вопрос: как производится расчет, что какому-то крестьянину выделяется пять тысяч тонн, а для кого-то всего три тонны? Как вы все это рассчитали — с их слов, с их потребностей? Я знаю, что Отдел сельского хозяйства мониторит эту информацию, потом отправляет в область, та, в свою очередь отправляет в Минсельхоз, далее в Министерство энергетики, те собирают ресурсосодержателей, которые делают распределение — какие заводы и какие объемы будут забирать. Если фермеры могут предоставить рабочий план, статистику, отчеты за прошлые годы, то можно вычислить реальные объемы, для какого крестьянина и какой объем будет нужен. Мы этим занимаемся уже не первый год, и видим, что объемы увеличиваются. С чем это связано? — спрашивает Распаев.
Заместитель руководителя Управления сельского хозяйства по ЗКО Денис Умашев ответил, что регулирующих правил у них действительно до сих пор нет, но работа в этом направлении ведется. Минсельхозом на сегодняшний день разработан проект правил, который согласовывается с госорганами.
— Мы на весну свои расчеты показали, у нас есть предложения. Теперь мы еще раз будем собираться на осенне-полевые работы и совместно решать. Минсельхоз обещает до осенне-полевых работ утвердить правила выделения ГСМ, и оно будет распределяться в соответствии с этими правилами. Сейчас проект в разработке, — отметил Умашев.
Тем не менее, квоты в размере 13,5 тыс. тонн уже утверждены министерством. Как сейчас быть фермерам, если дизтоплива, по их подсчетам, в этом году у них будет меньше, чем в прошлом году, на 40%?
— Если кто-то такие вещи бессовестные делает — сажайте их, штрафуйте их, — говорит представитель ТОО «АгроСервисБатыс» Армат Бисенов, имея в виду перепродажу дизтоплива недобросовестными фермерами. — Почему из-за них должны все остальные страдать? Я, например, докупаю дизтопливо по сверхцене, а кто-то зарабатывает на этом. Вы его не можете ни осудить, ни вычислить, и всех нас наказываете. Мы даже не знаем, кто это, покажите пальцем! У нас в группе сидят 300 фермеров, вот как в советское время было – доска почета и доска преступников, мы его туда поместим!
— Раз человеку выделили, а он не посеял, надо выявить его и наказать, привлечь к уголовной ответственности, – поддержал Голоухов.
Коррупционные риски
Айбек Кажмухамбетов в ходе спора и вовсе заявил, что видит очень большие коррупционные риски. Об объяснил, что каждый год в области выделяется оператор на весенние и осенние работы, который перераспределяет ГСМ и хранит его на своих нефтебазах. Но все, что не забирается фермерами до определённого момента, остается у оператора по той же льготной цене. Коррупционная составляющая в том, что объем работ по уборке сена сложно рассчитать.
— С растениеводством все понятно, у нас зафиксированные поля и объемы. Каждый год мы докладываем, что будем делать. Я запрашивал в прошлом году 15-16 тонн на эту весну, а мне одобрили 12. Сенозаготовщики, которые находятся за 20-30 км от заправки, не будут ради этого заезжать в город, он по пути захватит 200 литров и поедет. Сколько трактор тратит на 1 га – 10 литров? С утра до вечера — 40 литров. Косари столько не заберут топлива, зато все, что не заберут, останется оператору. По факту, из этих 13,5 тысяч тонн они заберут всего две тысячи, то пять тысяч останется оператору, — предполагает Кажмухамбетов.
Умашев подчеркнул, что с прошлого года перед оператором поставили четкие условия – мартовский объем дизтоплива можно забрать только после 30 июня. То есть фермеру дается время на его освоение.
— В прошлом году весной из 11,5 тыс. выделенного дизтоплива было освоено 11,368 тысяч. Таким образом, оператору осталось только 132 тонны. В этом году — такие же условия, — отметил он.
Дискуссия продолжалась еще какое-то время, после чего было принято единогласное решение составить общее письмо и попросить власти перераспределить по справедливости уже выделенный объем ГСМ.