Как известно, ежегодно из-за аварий и ремонта сетей водоснабжения и водоотведения население постоянно остается без воды, либо подача воды осуществляется в ограниченном режиме. Это острая социальная ситуация связана с недостатком финансирования коммунальных хозяйств. 8 декабря в антикоррупционной службе ЗКО прошло совещание по теме проблем водоснабжения и водоотведения в Уральске и в регионе в целом, на которой обсудили результаты антикоррупционного мониторинга в части неэффективного расходования средств.
Мирослава ШОНАЛОВА
Главный специалист управления Превенции Антикоррупционной службы по ЗКО Ерканат Ерланулы, рассказал, что агентством проанализированы приговоры судов по всей республике (по коррупционным и должностным преступлениям), связанные с преступлениями в сфере водоснабжения и КОС. Как выяснилось, за прошедшие три года судами Республики Казахстан вынесено шесть обвинительных приговоров. Анализ выявленных преступлений показал, что большая часть из них связана с хищением бюджетных средств (касательно строительства водопроводных сетей и получения субсидий), а также получения взятки путем перечисления на карточные счета за проведение и согласование работ канализационных и водопроводных сетей. Общая сумма ущерба по уголовным делам по Республике составляет – 187 млн. тенге. Коррупционные риски также касались необоснованно полученных субсидий на питьевую воду. Одним из крупных социально-значимых направлений является субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды (далее – субсидирование).
— В ходе изучения административной и уголовной практики, были отмечены нарушения в части необоснованных выплат субсидий. Полагаем, что коррупционные риски возникли ввиду недоработки законодательства и отсутствия ведомственного контроля: ежемесячно вододатель представляет в Управление ЖКХ сводный реестр с указанием оказанных услуг по подаче питьевой воды. На практике же вододатель сдаёт данные сводного реестра ответственным специалистам ЖКХ, таким образом, возникает коррупционный риск прямого контакта, — отметил он.
По словам Ерқаната Ерланулы, у сотрудника ЖКХ имеются дискреционные полномочия в процессе принятия или утверждения сводных реестров, что способствует возникновению коррупционных рисков. Проверить реальное потребление питьевой воды по каждому абоненту является затруднительным, так как сведения, заполненные вододателями в реестрах, никак не перепроверяются.
— Но сегодня уже ведется работа по цифровизации процесса субсидирования подачи воды, что исключит затраты на командировочные расходы вододателей и прямой контакт, с внедрением реального потребления питьевой воды, — отметил он.
В ходе мониторинга установлено, что жители 12-ти сел ЗКО с населением 17 тыс. человек платят за водоснабжение по завышенным тарифам — 260 тенге за 1 кубический метр, тогда как в соседних селах тариф составляет 90 тенге. Антикор полагет, что причиной высокого тарифа на воду в отдельных районах области послужило отсутствие субсидирования со стороны Управления ЖКХ. А те, в свою очередь, не производили субсидирование по причине того, что по объектам водопровода не была обеспечена полнота документов, необходимых для оформления субсидий.
— Подрядчиками, осуществлявшими ремонт (реконструкцию) водопроводов, документы были переданы не в полном объеме, и районными акиматами, в лице отделов строительства эти объекты были приняты. Сложившаяся ситуация говорит о ненадлежащем отношении к своим служебным обязанностям представителей акимата, из-за чего пострадало порядка 17 тысяч жителей отдельных районов области, — сказал Ерланулы.
Заместитель руководителя отдела ЖКХ, ПТ и АДВ Канат Умралиев, в свою очередь рассказал, что в поселках в 2022 году свыше одного миллиарда субсидий выделено на сдерживание тарифа на воду, чтобы стоимость кубометра не превышала 840 тенге. С июля месяца жители сел должны были ставить приборы учета. В таком случае их тариф за воду будет 90 тенге за куб, если его нет, то по 200 тенге. Остальные расходы выплачиваются из бюджета. На сегодняшний день субсидируется 249 сел. Еще 11 поселков подали заявления и в 2023 году они также начнут получать субсидии.
— С 1 апреля 2022 года мы запустим программу, которая сможет рассчитать, сколько воды тратится в каждом доме и правильно ли распределяются выплаты. У контролеров будут приложения по автоматизации показаний. Программа поможет нам сэкономить до 70 млн тенге. Сейчас 72 поселка не могут получить субсидии, так как акимы села, во время их распределения не предоставили нужные документы, — говорит Умралиев.
На территории города Уральск функции водоотведения и водоснабжения осуществляется ТОО «Батыс Су арнасы» (далее – БСА). Ежегодно контрольными органами отмечаются нарушения в административно-хозяйственной деятельности предприятия, а убытки предприятия составляют 923 млн. тенге. Также установлено, что в период доверительного управления БСА в 2019 году закуплен комплект насосов за 43 млн. тенге. Примечательно и то, что техспецификация закупа была изначально подобрана под насосные станции потенциального поставщика ТОО, выигравшего закупки.
— Но поставленная насосная станция ТОО не функционирует, ввиду необеспечения потока перекачиваемой жидкости для насосного агрегата. Исходя из этого полагаем, что доверительными управляющими предприятия неэффективно затрачены финансовые средства на закуп насосной станции, а представленный пример является образцом возможного лоббирования интересов ТОО, — подчеркнул Ерланулы.
Но дело сделано, а Отдел ЖКХ и Отдел финансов дистанцировались от проблемы, связанной с неэффективным закупом, а также других фактов нарушения закона, поскольку сдача отчетности об управлении БСА доверительными управляющими осуществлялась формально. При изучении отчетности сведения, указанные в них, Отделом финансов никаким образом не перепроверялись.
— Одной из причин, приведшей к фактам закупа некачественной насосной станции по завышенной цене, явилось отсутствие координации со стороны учредителя в лице Отдела финансов. При изучении инвентаризационной описи запасов БСА 2021 года установлена недостача товароматериальных запасов (далее – ТМЗ) на общую сумму более 6,5 млн. тенге (зубья, набивка сальниковая, авторезины разных диаметров). Полагаем, что недостача ТМЗ и закуп зубьев по завышенной стоимости говорит об определенных коррупционных рисках, что в свою очередь повлекло как следствие нерациональные траты бюджета, — отметил специалист антикора.
Директор ТОО «Батыс су арнасы» Ануар Аркенов признал, что проблемы есть и это проблемы не одного года. С его слов, он сам проводил инвентаризацию и выявил коррупционные риски в размере 6,5 млн тенге. После обращения в Департамент внутреннего государственного аудита и антикор, компании было выдано предписание на устранение этих недостач. В ДВГА и Департаменте полиции ему посоветовали обращаться в Департамент экономических расследований области.
— Я подал в суд, есть решение, в котором мне отказали, ссылаясь, что я не доказал вину двух человек (завсклада и начальника отдела госзакупок). Вопрос — кто это должен возмещать? На лицо лоббирование чьих-то интересов! Более того, оказалось что начальник госзакупок ранее был судим за хищение в РЭКе металлопроката и кабелей. Вот такой человек возглавлял более трех лет отдел госзакупок, — рассказал Аркенов. — В то время когда предприятием управляли доверительные управляющие, был произведен закуп оборудования, который сейчас стоит на складе, не работает, но в связи с тем, что сейчас большой объем стоков особенно в период паводков, мы планируем его задействовать на КНС-1.
В целом по предприятию — износ по водопроводным сетям свыше 61%, по зданиям и сооружением 90-100%. Комплекс водоочистных сооружений построен в 1963 году. Ремонт там ни разу не делался, технология очистки устарела. Здание очистных сооружений находятся в аварийном состоянии. Такая же ситуация по всем КНС — их 36 штук. По Уральску, ежегодно, нужно менять от 30 до 40 км водопроводных и канализационных сетей, своими силами коммунальное предприятие заменяет только два- три км. По мнению Аркенова, это все результат того, что 20 лет в системе водоснабжения (так по всей стране) капитальных вложений не было. Собственными силами и то в аварийном режиме что-то да менялось.
— Канализация выполняет функции ливневки, а наше насосное оборудование выполняет функции канализации. Культуры пользования центральной канализацией нет — кидают средства личной гигиены, памперсы. В октябре кто-то закинул четырех щенков, — жалуется Аркенов.
Финансовое положение компании не завидное — порядка 1,3 млрд кредиторской задолженности за три года. По словам Аркенова, тариф не сбалансирован и не позволяет платить зарплату, электричество, налоги, а говорить о ремонтах и вовсе не предоставляется возможным. Коммунальщики не могут позволить себе предупредительного ремонта последние пять лет. В штате нехватка 80 человек, потому что зарплаты не выше 118 тысяч тенге.
Тем не менее, директор ТОО видит самое легкое решение проблемы — поднять тариф за воду и ее отведение:
— Надо решать вопрос с тарифом, 40 тенге за тонну воды и 44 за отведение – катастрофически маленькая цена. А у нас по республике самый низкий тариф. Понимаю, что это не популярная мера. Если хотят получать воду стабильно, за это надо платить. Последнее повышение было в 2016 году, с тех пор ни на копейку не повышалось.
Тем не менее, Первый замруководителя Департамента по противодействию коррупции по ЗКО Амантай Рашкалиев сделал замечание Ануару Аркенову, с призывом меньше жаловаться и больше делать.
— Вас пригласили в Уральск как кризисного менеджера, чтобы вытащить предприятие, а вы говорите о проблемах. Простого потребителя это не волнует,все хотят, чтобы канализация работала и была вода. Вы должны решать эти проблемы, с которыми мы все знакомы. Вы говорите финансирования нет, оплата низкая, но и у населения ограниченные возможности и маленькие зарплаты и пенсии. Решать эти вопросы нужно не с нами, а с учредителями. Какие конкретные решения? Что делается, чтобы поправить положение?- задал вопрос Рашкалиев.
С другой стороны, по мнению председателя Ассоциации деловых женщин Западно-Казахстанской области Жансулу Торемуратовой, тарифы – это расчет с природой, за ее эксплуатацию, и с ней нужно расплачиваться. Впрочем, мало кто с этим не согласится, лишь бы деньги народа шли в нужное русло.
Заместитель акима Уральска Мирас Мулкай, сообщил, что в рамках комплексного плана, первое, что планируется — это реконструкция подземного водозабора Уральска, его скважин и расширение месторождения. Второе — сделать подземный водозабор и водоочистные сооружения. Для этих целей выделяется 30 миллиардов.
По мнению чиновника, выделяемые суммы — приличные, за три года можно добиться снижения количества изношенных сетей. Но, в процессе реализации ремонта могут возникнуть трудности с поставками оборудования, в связи с санкциями в отношении России и поэтому дорогостоящие агрегаты порой доставляют на самолетах, что не делает их дешевле.
— У нас есть табу на тему повышения тарифов. Все говорят, что это самый простой способ для монополиста. Но давайте заглянем в корень. Взять ситуацию в селах — есть тариф, а есть и субсидии для того, чтобы сдерживать тарифы. В год это 1,3 миллиарда — немаленькая сумма. Но вопрос — откуда она берется? Ответ — из бюджета, соответственно это деньги населения. По факту берутся деньги из одного кармана и перекладываются в другой. То же самое касается и модернизаций, и ремонтов — деньги берутся из республики, значит у людей. Вместе с тем есть конкретные подсчеты, которые доказывают, что повышение тарифа для населения будет дешевле, чем его субсидирование из бюджета. При том, что адресно, конкретным категориям нуждающимся будет оказываться помощь, — подчеркнул Мирас Мулкай.