Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-5 C
Уральск
-4.9 C
Аксай
Еще

    Код номада: кочевники на стиле

    Мода – это про вещи и формы. Стиль – про характер и содержание. Но есть этнос — это генетическая память и история. И там где этно-стиль диктует моду, возрождается культура.

    30  и 31 октября в Уральске впервые состоялся международный фестиваль моды «AQJAIYQ FASHION FESTIVAL», в котором наряду с местными модельерами свои бренды презентовали гости из Татарстана и Кыргызстана. Уникальность проекта заключается в том, что дизайнеры обратились к истокам и затронули крайне важную тему – историю этноса. На подиуме оживали образы красавиц из древности, чтоб еще раз доказать – у одежды есть свой язык и национальность.

    Мирослава Шоналова

    Западу нужен бренд

    В рамках фестиваля, который состоял из нескольких частей, прошел конкурс «Кыз Жибек», на котором модельеры из Алматы, Астаны, Туркестана, Актобе, Атырау, Актау, Костаная и Уральска представили авторские модели в современном, креативном образе «Кыз Жибек» с сохранением традиций, особенностей национального стиля. Весь вечер зритель мог лицезреть, как на подиуме расцветают невероятной красоты произведения, переплетая в себе тенденции мировой моды и забытый образ кочевников. Другим впечатляющим моментом мероприятия стал показ мод, на котором казахстанские и зарубежные дизайнеры представили свои самые успешные, новейшие коллекции. Цель фестиваля — развитие индустрии моды в Акжайыкском регионе, формирование современного этно-стиля в стране и содействие развитию отечественных брендов.

    Одежда имеет сакральное значение и ее роль необычайно велика. В ней сокрыта идеология, борьба за души и мысли людей.

    «У наших соседей – в Актау, Атырау, Актобе — очень сильно развита местная индустрия. Алматинцы вообще вышли на мировой рынок, у них есть классные бренды, о которых знает весь Казахстан. Возьмем, к примеру, «TARBIYA BREND» или «Маржан Маршалл» — это сформированные грамотные бренды, которые продвигаются на весь мир. У нас в регионе с этим проблемы. И мы задались целью, пригласить сильных экспертов, чтобы они поделились информацией, опытом и своей историей. Ну, и так как это самое первое открытие фестиваля моды «Акжайык», первую тему мы связали с энто. У нас как делают этномоду, чапаны нашили и продают, никакой смысловой нагрузки! Вот для этого мы пригласили Муслима Жумабаева, он классный специалист своего дела, профессор, который делает костюмы для «Казахфильма». Он может нам показать в каком правильном направлении нам надо работать», — рассказал дизайнер, владелец бренда «Меко» и по совместительству модератор Мендібек Нургалиев.

    Также, на фестиваль был приглашен еще один важный эксперт из Актау, который смог бы рассказать местным дизайнерам про цифровизацию легкой промышленности. Так как цифровизация — это новое слово в индустрии моды, которую в Уральске еще не освоили.

    «Представьте, мы берем ваши мерки, заносим их в программу, рисуем модель, вводим структуру ткани, фактуру и компьютерная 3D программа выдает конечный  результат. Это в разы сэкономит время», — отмечает Нургалиев.

    В формате этого фестиваля у Ассоциации дизайнеров ЗКО много задач – помочь сформировать бренд другим участникам, обучиться стратегическому маркетингу, то есть понять, как реализовывать, упаковывать и выводить на рынок свой продукт. По словам Нургалиева, эта тема очень значима для нашего региона.

    «Мы хотели провести не просто шоу, этот фестиваль имеет глубокий смысл и значение для развития региона», — подытожил свою речь Мендібек Нургалиев.

    В казахских национальных узорах и одежде, в этих сокровенных и сакральных формах, цветах и изгибах, запрограммирован священный код.

    Национальный код

    Художник-дизайнер, заведующий кафедрой «Мода дизайн костюма», художественный руководитель театра национальных костюмов «Арлан Жете» Муслим Жумагалиев был приглашен на фестиваль в качестве члена жюри и лектора. Потомственный дизайнер, чьи предки в течение четырех веков создавали доспехи, оружие, в роду которого были и батыры, и бии, создает национальные костюмы с 1991 года. К слову, родом он из села Чапаево. Муслим Жумагалиев уверен, что до того, как костюмами занялся он, в театрах и кино царила исторически неправдоподобная картина одежды, более похожая на эклектику. Такая ситуация сложилась из-за того, что о ней всегда было мало информации. Муслим же, прадеды которого всегда создавали костюмы, владел информацией из первых уст и поставил себе цель — пропагандировать казахские костюмы и культуру. Тогда родился первый уникальный театр, который исколесил 95 стран мира, популяризируя историю  казахского костюма. Своей миссией модельер считает обучение студентов созданию этно-костюмов. Это необходимо, чтобы весь мир мог узнать, что есть такая страна с самобытной историей. Мэтр моды, попав на фестиваль в Уральск, хотел бы встретиться со студентами и школьниками, чтобы рассказать им о национальных достояниях и традициях.

    «В моем опыте было много случаев, когда человек, узнав историю народа, начинал менять представление о себе и своем мире. Я хотел бы встретиться со школьниками и учащимися колледжей. С собой привез два костюма, специально подобрал их, это костюмы северо-западных казахов в разных образах. Плюс ко всему я бы мог провести лекцию и рассказать о женском головном уборе, который очень разнится в зависимости от региона», — говорит Жумагалиев.

    Потомственный дизайнер считает, что в современном мире обязательно нужно возрождать этно-стиль, потому что национальный код нужно демонстрировать, рассказывать об истории через костюм, песню, музыку.

    «Например, Димаш, который стал визитной карточкой Казахстана, широко разрекламировал нашу страну. Есть группа каскадеров «Номад», через нее все киностудии мира знают, что есть такие профессионалы, через «Astana Ballet» видят высокий уровень танца. Чем больше мы о себе заявляем, тем больше народов проявит к нам интерес. Все мы носим штаны и пиджаки, а это придумали не европейцы, это придумали мы в свое время – саки, скифы. Мы придумали штаны, каблуки, распашные рукава, фраки. И это нужно показать – что мы не второй, ни третий мир, и доказать, что для нас нет такого понятие как расовое разделение. Жеты ата – вот как мы понимаем генетику. Если как таковая наука генетика появилась в 1948 году, то протюрки, проказахи, саки, генетикой занялись 36 веков назад. Институт семьи, нации очень строго соблюдался. Казахскому ханству не 500 лет, этнос формировался семь тысяч лет, поэтапно. Поэтому нужно возрождать свою культуру, свои ценности», — говорит модельер.

    Брутальный образ кочевника должны были подчеркивать высокий рост, широкие плечи, твердая походка, важная осанка и прямой взгляд. А да, еще конь.

    По словам Муслима Жумагалиева, у казахов даже культура общения была уникальная, и то, что мы ее теряем — ужасно. Ужасно и то, что 30 лет в стране велась совершенно неправильная политика, похоронившая  идеологию, которую до сих пор не возродили. «Нация должна гордиться собой. В 2000 году я встречался с бывшим президентом Сингапура, и он сказал: «Вы, казахи, баловни судьбы. У вас есть огромная земля, богатый потенциал, хорошие люди. Это самое дорогое, что только может быть. И если вам рассказать вашу историю, вашу культуру и традиции вы будете впереди планеты всей. Обладая мощным потенциалом, вы этим не пользуетесь». Я хочу, чтоб мы воспользовались этим потенциалом, у нас еще есть шанс поднять свою нацию,  достаточно знать, что за нашей спиной семитысячелетняя история», — отметил мэтр.

    Надевая, хотя бы раз в году национальную одежду, мы будим в себе и в друг друге забытые ощущения своей причастности к великому народу, к своей истории, к своей культуре.

    Одежда — демонстрация рода

    У каждого региона есть свои традиции, свои костюмы и кухня. У народа по всей стране есть что-то общее, но много и отличий. И молодежь, по мнению художника-дизайнера должна определять по одежде своих земляков, а не только по роду. Ведь на каждой территории жили соседи из другого этноса, со своей культурой, которую, так или иначе, перенимали друг у друга. Что касается Западного Казахстана, то они не были крайними землями, как сейчас принято считать.

    «Если взять Западный Казахстан, то нельзя сказать что границы были проведены здесь. Границы нашего народа это Кунашыр (Курильские острова) — те острова, за которые Россия и Япония ведут спор. Камшат (Камчатка), Байкал, Озера на Аляске, Омбы, Томбы, Орынбор – я могу с уверенностью сказать, даже Крым принадлежал крымским татарам, а кто такие крымские татары – это семь родов киреев и девять родов найманов и до 1928 года все улицы имели казахские названия. Я так же не считаю, что казахи должны делиться на жузы – это всего лишь административно-географическая территория», — рассуждает Жумагалиев.

    Когда девушки начнут отращивать косы, чтобы вплести в них звенящие шолпы и шашбау, обретут они степную стать и величие.

    По словам Муслима Жумагалиева, казахи впитывали все хорошее, что есть у соседей, взять, к примеру, регион Жетысу, там очень большое влияние на этнос оказали китайцы, уйгуры, киргизы. На юге заметно влияние узбеков, таджиков. В Актау – туркменов, Уральске и Актобе – татаров, булгаров. Петропавловск, Костанай  — башкиров. В Усть-Каменногорске ощутимо влияние алтайцев. Более-менее сохранил свою традиционность, в том числе и в стиле, центр Казахстана.

    «У западноказахстанцев есть определенные различия в орнаментике. Ткани они предпочитали маргиланские, узбекские. Но главная особенность в головных уборах, в кимещеках и в ювилирных изделиях. Это влияние шло с гуннского периода. Массивные серебряные вещи — веяние, которое сохранил запад, встречаются также и в Индии, и на Ближнем Востоке. По саукеле и украшениям можно было узнать род женщины. На западе у саукеле была особая форма, высокая, которая сохранилась с царских времен. Кимещек, жаулык, кундык отличались от южных тем, что имели золотую канитель», — рассказывает дизайнер.

    С тем, что свою историю и традиции важно сохранять, согласна и председатель филиала республиканского общественного объединения «Қазақ аналары – дәстүрге жол», певица областной филармонии имени Гарифуллы Курмангалиева Куляш Куанышкалиева. Певица уже давно занимается пропагандой казахского языка, культуры, одежды, работает над возрождением забытых традиций, слов, песен.

    «Эта работа должна проводиться, иначе мы рискуем упустить молодежь, которая готова перенять культуру другой страны. Сейчас это наглядно видно по тому, что казашки покрывают лица черным покрывалом. Наша собственная культура куда богаче, у нас есть разные головные уборы — кемешек, саукеле, орамал. Нас никто не принуждает закрывать лица. Наоборот пусть любуются статью, чеканными скулами, миндалевидными глазами наших девочек», – говорит Куляш Куанышкалиева.

    поклонники готовы переплачивать не за бренд, а за перо мастера (в данном случае иглу)

     


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Новогодний волан пролетел над Уральском

    27 декабря в Уральске состоялся традиционный детский турнир «Новогодний...

    Для спорта ЗКО год был удачным

    Об этом свидетельствуют декабрьские победы западноказахстанских спортсменов на мировых...

    Рекомендуем

    Когда выйдет следующий номер газеты «Надежда»

    Редакция газеты «Надежда» поздравляет дорогих читателей с наступающим Новым...

    Шик, блеск и змеиный принт: В каких цветах встречать Новый 2025 год?

    Заранее продуманный наряд на Новый год не только придаст...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл