В городе значительно ухудшилась ситуация с выходом общественного транспорта на линии, об этом в интервью корреспонденту «Надежды» сообщил заместитель акима Уральска Асхат Кульбаев. По его словам, это связано с вводом дифтарифа и переходом на электронную оплату проезда, из-за которых «частники» отказываются работать. Предприятия пассажироперевозчики вновь заявляют об остром кадровом дефиците, из-за которого техника попросту простаивает. На маршрутные автобусы массово жалуются и горожане, им приходится ждать некоторые из них чуть ли не по часу, автобусы сходят с линии раньше времени, да и в салонах, особенно в час пик, тесно до невозможности.
Оксана НАУМОВА
Жители обратили внимание на то, что после перехода на электронную оплату проезда в автобусе и введение дифференцированного тарифа на оплату наличными ситуация с общественным транспортом стала в разы хуже, хотя чиновники утверждали обратное. Однако, по словам замакима города Асхата Кульбаева, жителям необходимо проявить терпение, ведь не все сразу и первые итоги подводить еще рано. Чиновник признает, ситуация с выходом общественного транспорта стала хуже.
«Это связано с тем, что прекратился поток наличных денег и пропала заинтересованность у частных автовладельцев и у некоторых водителей, которые, не понимая ситуации, не хотят принимать те изменения, которые происходят. Они либо саботируют, либо уходят с работы. Перед всеми перевозчиками было поставлено условие, чтобы они фактически людям возмещали те же деньги, которые они якобы потеряют сейчас. Если это частные транспортные средства, то должны быть оплачены аренда, деньги за выход, обслуживание техники и так далее — все эти пункты перевозчики должны брать на себя, то есть нужно предложить более удобные условия для частных владельцев автобусов», — рассказал Кульбаев.
По данным замакима, на данный момент количество техники выходящей на линии упала на 50 единиц или на 20%. В связи с этим наблюдается увеличение интервала, не соблюдение графиков и ранний уход автобусов с маршрутов. Наиболее критическая обстановка сложилась по маршрутам №2, 4, 33, 3, 35, 7, везде наблюдается существенное снижение обусловленного договором количества графиков, к перевозчикам применяются санкции.
«В этом направлении мы работаем, то есть каждый перевозчик сейчас занимается тем, что, подбирает штат водителей, потому что вся необходимая техника есть в полном объеме, но какая-то часть из-за дефицита кадров простаивает. Я надеюсь, что люди, которые ушли, все-таки вернутся, потому что это стабильный гарантированный доход, это нормальный соцпакет, это налоги и пенсионные накопления. Те преференции, которые у них были в виде ежедневной налички на руках, в виде звенящей меди, это просто все трансформируется в ежемесячную заработную плату, практически того же размера. На сегодняшний день наши перевозчики предлагают водителям большеразмерных автобусов около 300 тысяч, а водителям автобусов среднего класса и «Газелей» — где-то 250 тысяч тенге, это хорошие зарплаты с учетом того, что люди работают 15 дней», — говорит заместитель акима.
В акимате заверили, что работа в данном направлении идет, улучшение горожане увидят в ближайшее время, но необходимо проявить терпение.
«Пассажиропоток в сентябре увеличится за счет школьников и студентов и нагрузка на общественный транспорт возрастет. Поэтому сейчас очень жесткие условия поставлены перед перевозчиками, и они эти задачи решают»,- подвел итог Кульбаев.
«Частники» в свою очередь заявляют, что работать они отказываются, так как уверены, им не правильно начисляется оплата за их услуги, а в целом они пока еще не делают поспешных выводов и ждут первых результатов нововведений. Сами предприятия пассажироперевозчики никогда и не скрывали дефицита кадров, особенно водителей, однако никак не связывают это с введением дифтарифа и переходом на электронные платежи.
«Дефицит водителей действительно есть, техника действительно частично простаивает. В связи с дифтарифом пока такого большого оттока водителей не было, все ждут, когда будет первая зарплата, посмотрят, проверят. Много шума было, много водителей возмущались, с каждым маршрутом отдельно проводили собрание, разговаривали, объясняли. Люди привыкли много-много лет работать по одной системе, у них ежедневно была наличка, а теперь они не могут привыкнуть, что деньги должны идти в базу и за это должна идти заработная плата»,- говорит руководитель ТОО «Батыс Дилижанс» Владимир Юркевич.
«Батыс Дилижанс» обслуживает такие городские маршруты как № 39, 1, 33 и 49. В основном автобусный парк предприятия состоит из среднего и малого класса. Заработная плата водителей, в зависимости от выработки часов, составляет от 230 до 250 тысяч тенге.
«Полный месяц будет 10 сентября и поэтому мы еще сами не видели, сколько по итогу сотрудник получит на руки. В целом по маршруту №39 у нас проблем нет, машины выходят на линии, на 49-м маршруте всего один автобус, так как это социальный маршрут. А вот с 33 и 1 есть проблемы по не выходу транспорта на линии. Машины есть, стоят в базе заправленные даже, но с водителями напряженка. В общем, если примерно посчитать на нашем предприятии не хватает около 20 человек», — говорит Юркевич.
О дефиците кадров на своем предприятии рассказал и генеральный директор ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Диас Джанибеков. Однако и он не связывает это с дифтарифом и электронной оплатой проезда. По его словам проблема эта системная из-за нехватки кадров на самом рынке труда. К слову, предприятие обслуживает такие маршруты как №2, 22, 4, 19, 30Д и им требуется порядка 30 водителей на 5-6 автобусов.
«Некоторые автобусные парки при нехватке техники привлекали частный транспорт, из-за того, что введен дифтариф частникам не интересно работать, но это я могу только предполагать, наверняка, я не знаю. У нас дефицит водителей есть, но он связан не с тем что дифтариф ввели, а с тем, что есть недостаток на рынке труда в ЗКО. Многие водители с категорией «Д» уходят работать на месторождения, кто-то водит грузовики. У данной проблемы есть два пути решения. Законодательством сейчас предусмотрено наличие определенного стажа для водителей категории «Д» и по возрасту тоже есть ограничения, плюс он должен отъездить три года на транспорте, который не является автобусом, и только после 3 лет он может получить следующую категорию, которая дает ему право управлять автобусом. Все это делается для безопасности, ответственности, так как сфера пассажироперевозок связана с жизнью и здоровьем людей. Конечно, это усложняет человеку получение данной категории, так как наверняка мало людей, которые мечтают всю жизнь водить автобусы и перевозить людей. Это системная проблема, которую мы совместно и с ассоциацией автоперевозчиков, и с палатой предпринимателей «Атамекен» поднимаем, и эти поправки рассматриваются на уровне МВД, совместно с Министерством индустрии РК. Если говорить о частной проблеме, то да, дефицит есть, потому что увеличивается количество подвижного состава во всех автопарках города, увеличивается в целом спрос на работу водителей и это связано с развитием бизнеса», — считает Джанибеков.
К слову, зарплата водителей на предприятии варьируется от 250 до 300 тыс. тенге и зависит от количества отработанных смен.
Компании пассажироперевозчики единодушно заявляют, что много в их работе зависит от полноразмерных и своевременных субсидий от государства.
«Пассажирские перевозки по себестоимости выше, дорожает топливо, запасные части, растут зарплаты сотрудников, и 80 тенге это намного ниже себестомости. Однозначно нельзя ответить, сколько на сегодняшний день должен быть тариф. У каждого вида транспорта свои расходы, все зависит от того, какой маршрут и каким транспортом обслуживается. Поэтому государством применяется субсидирование убытков перевозчиков, и если акимат будет субсидировать полноценно и своевременно, то наша сфера будет развиваться, все будет прозрачно и официально, и, соответственно, можно будет ставить вопрос об обновлении парка. Если нет субсидий, то необходимо говорить о повышении тарифа», — рассуждает Джанибеков.
«У нас единственное переживание — субсидирование, если оно будет не во время, то мы не сможем заплатить зарплату, вот тогда будет еще хуже и точно будет еще больший отток водителей», — соглашается с коллегой Юркевич.
Стоит отметить, что уральским компаниям в этом году до июля уже было выплачено почти 2,4 млрд тенге, на остаток года планируется выплатить сумму порядка 1,5 млрд тенге. 4