Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-0 C
Уральск
3.1 C
Аксай
Еще

    Иконописцы

    Уральская семья освоила редкое мастерство — иконописи и реставрации икон
    Уникальное мастерство освоила семья уральского художника, профессионального архитектора-дизайнера, реставратора, резчика по дереву Дмитрия Волкогонова.  В тандеме с дочерью Марией и супругой Екатериной Марковой они реставрируют святые образы – иконы. Как мастерство семьи Волкогоновых-Марковых дает старинным иконам новую жизнь,  узнавала наш корреспондент.
    Галина САМОЙЛОВА
    По стопам Андрея Рублева
    Профессиональной реставрацией икон творческая семья Дмитрия Волкогонова занимается порядка двух лет. А началось все с желания дочери Марии написать икону.
    «Иконопись это творчество, но в первую очередь —  служение. Иконы — это радары божественной энергии, через них идет благодать Божья, а чтобы она снисходила на икону, пишут ее бесплатно — эта работа не может продаваться. Икона должна быть чисто, честной, и как все что дается от Бога, должна быть даровой. Тогда она будет иметь стопроцентный отклик по духу, без искажений. Мария пишет все иконы бесплатно. Заказчик может оплатить только расходные материалы», — говорит Дмитрий об иконописи дочери.
    В реставрировании икон семья за это время продвинулись, в плане знаний в редкое мастерство, достаточно глубоко. Сам Дмитрий  окончил реставрационное училище в Санкт-Петербурге, получил специальность реставратора и резчика по дереву. А дочь Мария — профильное образование получает в Самаре и ее специальность связана с реставрацией и реконструкцией.
    «Я училась в Самаре в архитектурном лицее, продолжила обучение в университете, сейчас оканчиваю четвертый курс. В вузе разделения по содержанию как такового нет, несмотря на различные названия факультетов. С моей профессией получилось интересно – вначале ты учишься писать иконы, говоря простым языком, понимаешь все нюансы процесса иконописи и только после этого уже можно попытаться восстановить какую-либо утраченную икону», – объясняет Мария Волкогонова.
    Выполняя курсовое задание по теме творчества знаменитого русского иконописца Андрея Рублева, девушка задумала сама создать икону. Вдохновила на это ее икона «Звенигородский чин», которую называют «Рублевским Спасом».  На сегодняшний день большая часть изображений иконы утрачена, но она по-прежнему притягательна в духовном плане и ценна, как произведение искусства.
    «Первая моя мысль – красивая икона, хотя время ее не пощадило. Если представить себе живопись, в которой было бы столько утрат, она выглядела бы совсем по-другому, не была так притягательна. Это открытие меня вдохновило написать икону с использованием современных материалов. Я делала теоретический доклад о том, как подготовить доску, какие выбрать краски и параллельно осуществляла это на практике, – рассказывает девушка. – Сейчас эта икона в Санкт-Петербурге. Я подарила ее человеку, который меня поддержал. А потом мы с папой решили попробовать отреставрировать икону».
     Духовность и реставрация
    Сегодня семья Волкогоновых принимает участие в реставрации икон храмовых и икон частных коллекций. Одним из первых, кто доверил художникам икону для реставрации, стал настоятель старообрядческого храма Покрова Пресвятой Богородицы, священноиерей Константин (Гаранин).
    «Мы консультировались со многими реставраторами России, просили совета, спрашивали, как нам лучше отреставрировать икону своими силами. В большинстве случаев натыкались на отказ и недоверие – профессионалы считали, что своей «самодеятельностью» мы только испортим старинные образы, – вспоминает Дмитрий Волкогонов. – Но, в конечном итоге один из реставраторов поверил в нас, стал нас обучать и направлять. Мы освоили современные технологии, помогающие сохранить икону, чем дописывать, если произошла утрата, и т.д. У нас нет как таковой школы иконописцев и реставраторов икон, поэтому многому приходится учиться по крупицам. Но, насколько я знаю, в Уральске есть люди, которые занимаются реставрацией икон, – это художницы Елена Строкова и Ирина Гилёва. Их технология реставрации в некотором роде отличается».
    Семья Волкогоновых помогает в восстановлении старинных икон Собору Архангела Михаила и народному музею «Старый Уральскъ».
    «У каждой иконы – своя история и свой характер. Не бывает двух одинаковых икон, – отмечает художник.– И у каждой свой срок реставрации. Для старинных икон срок реставрации длится, примерно, год. Это небольшой срок, учитывая весь объем работ и процессов, которые требуются для восстановления. История знает случаи, когда иконы не раз переписывались. В этом случае при раскрытии иконы обнаруживается несколько слоев икон разных времен. Мы с таким пока не сталкивались, обычно это свидетельствует о древности иконы, например, что эта икона 16-го века. Из тех икон, которые нам довелось реставрировать, самая старинная – икона 18-го века, написанная в середине 1700-х годов. Это икона Шуйской-Смоленской Божьей матери. С ней настоятель кафедрального Собора Архангела Михаила архимандрит Феодосий облетал город во время эпидемии коронавируса, чтобы чудотворная сила иконы отвела от людей смертельную угроз».
    Примечательно, что икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери была написана в городе Шуе для избавления от эпидемии чумы. Икона является одной из наиболее почитаемых в православии. С XVII века было создано множество списков иконы, некоторые из которых тоже прославились чудотворениями. Один из таких списков находится в Уральске, в Соборе Михаила Архангела. Оригинал был утерян в 1930-х годах. Уральский список иконы также реставрировала семья Волкогоновых.
    Особое искусство
    Реставрация икон – процесс сложный, кропотливый и высокоточный. Тут требуется полное закрепление всех слоев, существующих в иконе, расчистка от старого лака (чтобы икона не была темной), укрепление левкаса – мелового слоя, на который непосредственно наносится рисунок. Перед созданием иконы на доску наклеивается хлопчатобумажная ткань – паволока, на нее наносится грунт, и уже на грунте мастер создает рисунок. Поэтому чаще всего старинные иконы – многослойные и реставратору важно поработать с каждым слоем, особенно, если на иконе есть утраты.  Важный процесс также – раскрытие иконы, когда нужно удалить повреждения, старый лак. Дмитрий и Мария Волкогоновы показывают старинную икону, изображающую Архангела Михаила – крылья ангела на иконе были коричневого цвета, а после раскрытия буквально засияли белизной. Художникам предстоит большая работа в восстановлении образа, значимая часть которого утрачена.
    «Какой самый сложный этап реставрационной работы, сказать сложно.  Иконы разные, и сложности, которые могут возникать, тоже разные, –  говорит Мария Волкогонова. – В одной иконе тяжело открывается лак, в другой есть вздутие и трещины, которые тяжело укрепить, в какой-то много утрат и при этом высокий уровень письма».
    Реставрация ликов – это особое искусство. Если они утрачены, их нужно дописывать в манере, соответствующей времени появления этой иконы. Если много маленьких ликов – это тоже сложно для художника, особенно при высокоточном письме. Это большое душевное напряжение и большая ответственность».
    Укреплением икон и расчисткой от старого лака в семье занимается супруга Дмитрия —   Екатерина Маркова. У каждого в семье свой определенный фронт работ. Глава семейства  – мастер по всему, что связано с деревом для икон: рамкам, киотам, восстановлению деревянной основы. Мария Волкогонова дописывает изображения, Екатерина Маркова укрепляет. У каждого своя специализация, каждый профи в своем деле. Тем не менее,  в планах у реставраторов  учиться нюансам мастерства друг у друга, чтобы быть взаимозаменяемыми. Это откроет больше возможностей для новых реставрационных работ.
    Почему так мало иконописцев
    Реставрация икон – важный процесс, говорит девушка, он важен для сохранения историко-культурного и духовного наследия. Даже если на обывательский взгляд икона пришла в негодность и не имеет материальной ценности, в первую очередь это культурная и духовная святыня, которую необходимо восстановить для  потомков. Поэтому иконы, даже с большим количеством утрат, достойнее всего отдать в храм.
    «По старинным иконам можно изучать не только историю, но и искусство, живопись, культуру. И важный фактор во всем этом — духовность, так называемая «намоленность», – объясняет Дмитрий Волкогонов. – Нам довелось реставрировать многие иконы, доводилось работать с современными иконами из Софрино. Несмотря на то, что школа иконописи одна, каждый художник привносит в нее что-то свое. Тем не менее, в старинных иконах есть общность духовности, чувствуется, что икона написана с молитвой и духовным пониманием предназначения – помогать людям. Иногда, но реже, так бывает и с современными иконами – вроде новодел, а есть какое-то светлое чувство, одухотворение, желание помолиться».
    Тема русской иконописи стоит особняком в мире изобразительного искусства, говорит мастер. Аналогов ей нет ни в Западной, ни в Восточной художественной культуре. Представители Запада и Востока не могут прийти к соглашению – это графика, живопись, абстракция или нечто иное. Как объясняет Волкогонов, люди, не молящиеся, не понимают природы духа икон, а непонятное отпугивает. Как отпугивает и некоторых художников, желающих, но не решающихся попробовать себя в иконописи. Возможно, поэтому в наше время так мало иконописцев.
    «Спаси, Господи, люди твоя»
    Не только реставрацией старинных образов занимается семья Волкогоновых-Марковых – они создают и новые иконы. Бывает, с их созданием связаны такие удивительные факты, которые, если собрать воедино, знаменуют собой явственное присутствие необъяснимого. Становится понятно – здесь не обошлось без Божьего Промысла.
    Одна из таких – икона Иисуса Христа. Интересна и техника, в которой она исполнена – мозаика наподобие алмазной вышивки, которая сейчас столь популярна у молодежи. Для создания иконы размером 120 на 200 см, использовалось 72 тысячи деревянных квадратиков, выпиленных лазером из деревянной фанеры, основа у иконы также деревянная.  Отец и дочь Волкогоновы создавали ее в течение года, и каждый кусочек мозаики в полотне набирался, как и положено, с молитвой.
    Однако процесс создания иконы Спасителя дался отнюдь нелегко.
    «Мы встречали немало сопротивления, которое случайным не назовешь. Были и болезни, и нечеловеческая усталость, ощущение болей в теле. Тяжело было и людям, которые пытались нам помогать. То есть враг рода человеческого препятствовал появлению этой иконы, – рассказывает Дмитрий Волкогонов. – После завершения нашей работы мы поняли, почему так происходило. Икона стала наподобие духовной «Катюши». После окончания работы над ней мы почувствовали необычайный прилив сил. И сейчас  чувствуем ее энергию, которая направлена не только на нас, но и на весь город, всех наших жителей, нашу страну. Что характерно, чувствуют тепло и силу, идущую от иконы, и другие люди, икона словно светится и сияет своим внутренним светом».

    Примечательно, что икона создавалась с особым молитвенным правилом – это молитва «Отче наш», повторяемая 1200 раз, то есть в течение порядка 4-5 часов на одно чтение.
    «При таком количестве молитв удается не только нейтрализовать ущерб, который наносят человеку темные силы, но и направить энергию в созидательное, положительное русло. И молитва так сильна, что отражается не только на нашей семье, но и на близких и друзьях. Если меньше, то и эффект слабее. Сразу видно: кто-то болеет, где-то дела не ладятся. На нас произвело большое впечатление, когда мы узнали об образе жизни Афонских монахов из документального фильма. Один из монахов сказал: они молятся, чтобы человечество существовало и не погибло под тяжестью своих грехов. Мирские люди не понимают значимость молитвы, они думают — это они такие молодцы, что в жизни все  хорошо складывается. А на самом деле все происходит по воле Бога и по чьим-то молитвам», – уверена Мария Волкогонова.
    Фото автора

     

     


     

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Более 1 млрд кубов воды было забрано в водохранилища ЗКО в период паводка

    Это позволило залить 146 тыс. га земель лиманного орошения...

    Чиновник погранслужбы ЗКО управлял автомобилем без водительских прав

    В пресс-службе областного суда сообщили, что начальник отдела департамента...

    Рекомендуем

    В Уральске горел магазин «Жайык»

    Из жилого дома эвакуировано 50 человек. Роман ДРОЗДОВ Сообщение о сильном...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл