Фигурное катание считается не только одним из самых красивых, но и травмоопасных и дорогостоящих видов спорта. За завораживающими выступлениями спортсменов стоят не только талант, упорство, изнурительные тренировки, но и тяжелый тренерский труд.
Об этом наш разговор с самым молодым 22-летним тренером по фигурному катанию в Уральске алматинцем Данияром Адыловом. Уже шесть лет он тренируют спортсменов и не понаслышке знает — каково это быть чемпионом?
Оксана НАУМОВА
— Данияр, как Вы стали тренером по фигурному катанию?
— Спортивную карьеру я закончил в 2016 году после Чемпионата Мира среди юниоров. Тренерскую карьеру начал в 16 лет, меня приглашали в разные страны для проведения различных сборов, подкаток (мастер-классов). Успел поработать в России, Турции, Болгарии, постоянно принимаю участие в международных стартах по Казахстану. Около трех лет на постоянной основе организовывал различные сборы в Турции. Сейчас почти год тренирую детей в Уральске.
— Можете перечислить свои регалии?
— Я трехкратный чемпион Казахстана в мужском одиночном катании, участвовал в различных Гран-при, участник Чемпионата Мира. Участник многих соревнований — перечислять их придется долго.
— А почему именно детский тренер?
— Во-первых, я не совсем детский тренер. Им стал, когда переехал в Уральск. До этого я не работал с маленькими категориями и разрядами. У моих учеников были разряды от первого спортивного до КМС и МС. Сейчас я тренирую третий юношеский разряд. Для меня это немного тяжело, но ничего, привыкаю.
— В чем главная трудность работы с детьми?
— Дети постарше схватывают, конечно, быстрее, у них уже есть минимальная база, а вот малышам эту базу необходимо закладывать с нуля.
— Наверняка в Вашей работе есть какие-то свои специфические особенности?
— Плюс в том, что базу малышам я даю сразу ту, которая необходима для дальнейшей карьеры на льду. Сейчас в фигурном катание существует две школы старая (СССР) и новая. И важно кто именно дает ребенку необходимую базу, потому что, если это старая школа и человек хочет продвигаться дальше, ему в дальнейшем будет намного тяжелее, и придется все равно переучиваться под новую школу. Те, кто уже понимают значимость новой школы, её ценность, соответственно выберут её, так как на данный момент она более прогрессивная и это учитываются на различных чемпионатах и соревнованиях соответственно.
— В идеале ребенок со скольких лет должен начинать заниматься фигурным катанием, чтобы построить карьеру профессионального спортсмена?
— Неважно во сколько ребенок будет начинать заниматься фигурным катанием, главное, как начать и с каким тренером. Лично я начал кататься с пяти лет, но в большой спорт я попал только в одиннадцать, когда меня на соревнованиях заметил московский тренер и пригласил на свои сборы, и с них я начал уже интенсивно работать.
— Кого Вы считаете своим главным наставником в спорте?
— На моем спортивном пути было много хороших педагогов, и каждый внес ценный вклад в мое развитие, по кирпичику выстраивал мою карьеру. Они все для меня очень значимые люди, хотелось бы особенно выделить и поблагодарить Куралай Узуроу, Галину Маслюк, Игоря Пашкевич, Этери Тутберидзе и Сергея Дудакова.
— Многие считают, что в фигурное катание нужно отдавать ребенка дааже в три года…
— Привести трехлетнего ребенка на каток и отдать в фигурное катание, конечно, можно, но ждать от него каких-то результатов бессмысленно. Потому что тренера сами не смогут понять по такому маленькому ребенку, как будет развиваться его тело, его навыки, физические возможности и потенциал. А также мы не можем заглянуть в будущее и увидеть каким будет его телосложение через пять или десять лет.
— В Уральске как можно попасть в фигурное катание, во сколько лет, платно или бесплатно ?
— В платную группу сбор детей идет с 4 до 20 лет. Можно ходить просто для себя, для своего здоровья и развития. Мы приветствуем всех. Если в платной группе мы замечаем ребенка с талантом или потенциалом в развитии, есть результат или прогресс, то переведем его в бесплатную группу начальной подготовки, зачисляем в спортивную школу. Эти дети уже защищают разряды, участвует в соревнованиях.
— У нас есть парное катание в городе?
— Нет, только одиночники.
— Бытует мнение, что парное катание слабо развито в Казахстане…
— Это ошибочное мнение, хорошо развито. У нас есть несколько сильных пар, которые представляют нашу страну на мировом уровне.
— Тренировать пару сложнее, это занимает много времени и сил?
— Да, в этом случае тренер несет ответственность сразу за двух спортсменов — за их результат. Конечно с ними тяжелее работать, — у каждого своего характера, они должны и притереться друг к другу, скататься, чтобы завоевать победу должны быть единым целом. Здесь много факторов.
— А характер каким должен быть у спортсмена? Есть стереотип, что все они очень амбициозны…
— Скорее не спортсмены, а их родители, которые хотят, чтобы их ребенок чего-то достиг в жизни. Но не всегда получается именно так, как они хотят. Если ребенок талантлив, он будет идти дальше, а если нет, то будет топтаться на месте. Никому этого не нужно. Это пустая трата времени. Поэтому если мы видим, что ребенок не развивается, мы советуем попробовать себя в другом виде спорта, где больше возможностей, возможно.
— И как реагируют родители и дети на такие советы?
— По-разному. Кто-то кричит и скандалит, другие с пониманием, благодарят, следуют совету. Все зависит от людей.
— С родителями сложно выстраивать взаимоотношения?
— Это бывает сложно, приходится быть и тренером, и психологом, и дипломатом в одном лице. Но на самом деле с родителями очень быстрый и короткий разговор, главное чтобы они не вмешивались в тренировочный процесс, тогда будет больше результатов. Когда мамы и папы постоянно хотят все контролировать и все знать, нам, тренерам, тяжело так работать, а ребенку тяжело морально и психологически. Ребенок ведь не может прыгнуть выше своей головы. К каждому своему ученику нахожу индивидуальный подход, потому что они разные. Если с одним ребенком можно поговорить строго и он все поймет, сделает, то другой может зажаться и уйти в себя. Третьему может вообще все не понравится от подобранных слов до тона, с которым они были сказаны и он начнет плакать. Поэтому для результата — к каждому отдельный подход. Я тренер строгий, но справедливый.