В дальнейшем подорожании АИ-92 уверены казахстанские эксперты
Даже малейшие колебания бензиновых цен на 1-2 тенге сильно возмущают казахстанцев, а тут ценники резко подскочили в среднем на 20 тенге. Чем объясняется скачок цен, произошедший на прошлой неделе – в стране дефицит топлива, курс тенге не тот или мы стали добывать меньше нефти? И насколько цены поднимутся в ближайшее время? Ответы искал Azattyq Rýhy
Ромина МАКАРИМОВА
«Запас топлива – комфортный!»
Еще несколько дней назад жители столицы заправлялись самой ходовой маркой АИ-92 по 150 тенге за литр. Сейчас на заправках ее отпускают по 170 тенге. Это самая максимальная цена по стране. В Петропавловске стоимость популярной марки близка к столичной – 169 тенге. В Алматы скачок был не такой существенный – цены поднялись на 13 тенге. Сейчас АИ-92 стоит 163 тенге за литр. В остальных регионах цены тоже подскочили до 10 тенге, по данным Агентства по защите и развитию конкуренции.
Опыт прошлых лет показывает, что бензин в Казахстане может лишь дорожать. Вопрос только в том, насколько быстро. И это, надо заметить, без оглядки на нефтяные котировки, которые в последние месяцы стабильно растут. Люди как раз этого и не могут понять – почему бензин дорожает, если цены на нефть поднимаются? И почему в стране, добывающей сырье, приходится переплачивать за ГСМ?
«Никто не разъясняет, что, черт возьми, происходит с ценами на продукты, топливо, жилье и все остальное… Народ ждет объяснения», – пишет пользователь соцсети Тамара.
«Как так получается, что бензин, который производится в Павлодаре, стоит дороже на 8 тг, чем в Актобе, находящемся за тысячу километров?! Как так получается, что зимой картошка, которая выращивается повсеместно в Казахстане, стоит дороже импортных бананов, а наши помидоры с огурцами стоят дороже кокосов и ананасов?!», – недоумевает Тахир Уалиев.
После волны возмущения в Министерстве энергетики поспешили внести ясность. Объяснить, почему казахстанцам теперь придется больше тратиться на бензин, там так и не смогли, но подчеркнули, что запасы топлива в стране находятся «на достаточно комфортном уровне».
«На сегодняшний день насчитывается 254 тысячи тонн остатков бензина на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах. Этого достаточно для покрытия 25-дневной суточной потребности. По дизельному топливу – около 330 тысяч тонн», – сказал вице-министр энергетики Асет Магауов.
За разъяснениями о том, что будет дальше и почему, собственно, дорожает топливо, мы обратились к экспертам.
«Цены растут по объективным причинам»