Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-16 C
Уральск
0.1 C
Аксай
Еще

    Зеленая пятилетка

    Почему экологи считают, что в будущем ЗКО превратится в пустыню

    Неожиданный прогноз экологов мы получили, готовя статью об озеленении Западно-Казахстанской области. 56 миллионов саженцев в течение пяти лет запланировано высадить на территории ЗКО. На реализацию «зеленой пятилетки» власти дают 2,2 млрд тенге. Но огромная цифра в 56 миллионов на деле может оказаться «каплей в море» — саженцы и растущие деревья будут гибнуть из-за отсутствия воды. Как с этой проблемой связаны проблемы Урала, чистого воздуха, пыли и опустынивания территорий области, выясняла наш корреспондент.

    Акмарал ШАЯХМЕТОВА

    50% саженцев погибнет
    О том, что в Западно-Казахстанской области принята пятилетняя программа восстановления лесов, согласно которой на территории гослесфонда высадят 56 миллионов саженцев деревьев, мы сообщали читателям в номере от 14 марта.
    «Выделено 978 миллионов тенге на саженцы и 1,3 миллиарда тенге на технику. С 2021 по 2025 год мы покроем 15 тысяч гектаров земель саженцами – всего 56 миллионов молодых саженцев. Помимо этого, 15 тысяч саженцев посадим в Уральске, в рамках восстановления зеленых зон в городской черте», — заявил и. о. руководителя управления природопользования и природных ресурсов Западно-Казахстанской области Бисенгалий Хайруллин, на совещании в управлении экологии по проблемам реализации дорожной карты экологии 6 апреля.
    Доклад чиновника тут же раскритиковал руководитель эколого-географического общества Уральска Дархан Сариев: прежде, чем засаживать город и область новыми саженцами, неплохо было бы «отшлифовать» законодательную базу по приемке и уходу за растениями, без этого все миллиардные траты это «деньги на ветер».
    «У нас парк Кирова наполовину в частных руках, наполовину в аренду. А между тем, это историко-культурный комплекс, памятник. В области нет биологов, которые бы объяснили, как нужно сажать деревья и как за ними ухаживать. Если мы не выработаем правила по посадке и уходу за деревьями, воз будет «и ныне там», — заявил Дархан Сариев.
    Мы обратились в управление природопользования и природных ресурсов ЗКО, чтобы прояснить: так 56 000 саженцев – это много или мало? В лесных дебрях нам помогла разобраться специалист лесного отдела Наталья Максимова. Она объяснила — ЗКО имеет небольшой процент лесистости — 0,6 %. Лесов у нас всего 216 851 гектар. Методом нехитрых подсчетов можно догадаться, что при условии 100% выживаемости всех посаженных деревьев, площадь лесов увеличиться меньше чем на 10%. Это немного, хотя не самое худшее. 100% приживаемости деревьев не будет. Максимум 60%.
    «У нас средний процент приживаемости саженцев – 50%. Так было всего. Каждый год мы засеваем по 500 гектаров лесопосадок. В этом году будем сажать 900 гектаров каждый год, увеличивая площади и к 2025 году покроем 15 тысяч гектаров леса. Почему выживаем только 50% саженцев? Первое – природно-климатические условия и почва, второе – скотина выламывает саженцы или съедает их», — сказала Наталья Максимова.

    Как поджигают поля
    Леса в Западно-Казахстанской области делятся на естественные – вдоль поймы Урала, и на искусственные — придорожные лесопосадки. Последние засаживали еще в 70-х годах, во времена СССР. По словам Максимовой, защитить посадки от выломки скота нереально. Ограждать саженцы забором – на это денег не дают. Заставить сельчан следить за своей скотиной — фактически бесполезно.
    «Сложно узнать, чье животное сломало саженцы. Хотя мы проводим регулярно профилактические беседы, но воз и ныне там. Сознательности у людей нет. Что касается полива деревьев, то по большому счету, он не нужен — дерево достает корнями до грунтовых вод», — говорит эколог.
    Другая беда лесов – пожары. Только в 2020 году в области сгорело 4 494 гектара леса — 2% всего лесного фонда, сообщила эколог. Поджигают и поля. Делают это сельчане.
    «Сотрудники лесхоза добросовестно предпринимают противопожарные меры. Устраивают минерализованные полосы — насыпи, барьеры. Несмотря на это, пожары все равно происходят. Реже – из-за того, что отдыхающие в лесу оставляют стеклотару, которая выступает в роли «лупы» — через нее происходит самовозгорание травы. Чаще пожары лесов происходят из-за неконтролируемого отжига полей. Это значит, что фермеры, у которых земля прилегают к лесу, просто поджигают свои поля, чтобы не убирать прошлогоднюю траву и оставляют гореть. Это бесконтрольное явление перебирается на лес. Тушить такие степные пожары очень не просто», — говорит Наталья Максимова.
    Как технически обеспечены в работе лесники, оказалось, также, напрямую влияет на профилактику пожаров. Один лесник обслуживает тысячи гектаров леса, редко – на старом «уазике», чаще – на лошади.
    «Нашим лесникам не просто: за небольшую зарплату в 60-80 тысяч тенге в месяц, они обслуживают огромные лесные территории. А за допущение пожаров их привлекают к дисциплинарной ответственности. Это отягощается еще и тем, что на технику толком не выделяют денег. У нас на весь лесхоз — 11 пожарных машин, из которых 7 подлежит списанию, 24 «УАЗа» для патрулирования и 20 мотоциклов. Некоторые лесники передвигаются на лошадях. Амортизация техники 100%. Но все же главная проблема это несознательность граждан», — считает специалист.

    Чалкар нельзя спасать за счет Урала
    Неожиданный прогноз в перспективе получить новые леса дал нам эколог и общественный деятель, занимающийся климатом Западно-Казахстанской области Арман Бектенов. В области начались изменения климата и почв, из-за чего идет опустынивание и обезвоживание, которое может привести к глобальным последствиям.
    Он согласен с Дарханом Сариевым и тоже считает, что посадками саженцев проблему не решить.
    «Каждый год наше управление высаживает примерно по 18 миллионов саженцев и отчитывается за них, а по факту, выживает меньше половины. Так и сейчас: в статистику можно будет вписать 56 миллионов, но сколько из них реально выживет, неизвестно. То, что они не привьются, указывает тот факт, что у нас сейчас идет маловодный период, соответственно корни деревьев не найдут воды и погибнут», — говорит Арман Бектенов.
    По словам Бектенова, для того, чтобы лес рос, нужно проводить комплексные рекреационные работы: чистить русла местных малых рек, чтобы хотя бы восстановить в них прежний уровень воды.
    Бектенов не обходит тему восстановления Урала – поскольку это не быстрый процесс.
    «За последние 10-15 лет в области не было ни одного рекреационного мероприятия, зато много потребителей воды. Последнее – это восстановление «Жайык-Шалкарского канала», на которое выделено 2,7 миллиарда тенге. Путем закачивания воды из Урала у нас пытаются реанимировать озеро Чалкар. А это огромное озеро, на него нужно ежемесячно 15 тысяч кубов воды. Безусловно, Чалкар нужно реанимировать, потому что если озеро высохнет, весь песок с солью будет нести в города и села. В области начнется еще большее опустынивание и увеличится число заболеваний легких, бронхов и онкологии. Но опасно это делать путем откачки и без того маловодного Урала», — считает Арман Бектенов.

    Если очень захотеть
    Эколог утверждает, что государственные экологи неправильно решают вопрос с обеспечением города водой, делая упор на подземные воды. В предыдущих номерах мы сообщали о том, что Каменский групповой водопровод отдают на нужды микрорайона Зачаганск и Акжайык, а воду будут брать в Серебряковском подземном месторождении.
    Такой вариант, по мнению эколога, также может иметь негативные последствия.
    «Пойдет осушение объема грунтовых вод и начнется гибель леса, ведь деревья питаются водой в земле. Причем деревья будут гибнуть взрослые. Плюс ко всему, погода меняется не в лучшую сторону, короткая весна, морозная осень, большой перепад температур, а наш лес лиственный, он не приспособлен к таким погодным условиям, и начнет гибнуть. Это будет происходить быстрей, чем мы будем высаживать саженцы. Так что эти 56 млн саженцев — капля в море», — говорит эколог.
    Арман Бектенов, убежден, что восстановление экологии области можно начать с небольших финансовых трат — делая упор на организационные моменты в работе.
    «Можно начать с чистки небольших рек: Чаган, Деркул, Ембулатовка, Быковка, Большой и Малый Чижи. Эти реки уже пересохли, а ведь когда-то они были полноводными. Там вопрос в заиливании подземных источников, из которых они питались. Если их почистить, то реки придут в правильный баланс, а также будут способствовать водообороту Урала. И лес будет лучше расти. В финансовом плане сделать это не дорого, если правильно организовать работу. Местные сельские акиматы округов, где находятся малые реки, должны привлекать волонтеров или студентов по программе
    «Жасыл ел» для очистки речного дна. Это не дорого. Для чистки русел нужна пароходная техника, но вся она имеется у нас в «Казводхозе». Нужно просто найти способы привлечь их к этой работе», — объясняет Бектенов.


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    В миннауки прокомментировали ситуацию с грантами для пострадавших от паводков

    Вице-министр науки и высшего образования Дархан Ахмед-Заки заявил, что...

    Серьезные недочеты в формировании предельных цен на лекарства выявили в Казахстане

    Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ на...

    Рекомендуем

    В автобусах Уральска отказываются от кондукторов

    С 1 февраля общественный транспорт по некоторым направлениям будет...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл