Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-22 C
Уральск
-1.9 C
Аксай
Еще

    COVID подрезал

    Довольных общественным транспортом горожан в Уральске мало. Грязные салоны, обшарпанные сидения и обгоняющие друг друга водители, а теперь еще и переполненные автобусы, несмотря на требования санврачей. Кто виноват и что делать, разбирался корреспондент «Надежды».
    Акмарал ШАЯХМЕТОВА
    Ездить страшно
    Жительница Уральска, Светлана Мукаева ежедневно пользуется общественным транспортом: едет с микрорайона «Строитель» до проспекта Нурсултана Назарбаева — там находится офис ее фирмы.
    «В нужном мне направлении едет много автобусов. Могу доехать на автобусе № 22, 5, 39, 35 и 1. Несмотря на карантин, все автобусы переполненные. И мне приходится садиться в полную маршрутку — смысла ждать, нет: другой автобус тоже будет переполненным. Люди стоят плотно прижавшись друг к другу. К тому же, большинство носят защитные маски только для видимости, на подбородках – чтобы избежать штрафов. Я не понимаю, почему акимат не следит за этим. К чему тогда все остальные ограничительные меры – закрытия ресторанов, рынков, школ, если в автобусах не могут обеспечить нормальное социальное дистанцирование?», — говорит Светлана.
    По словам Мукаевой, в целом, услугами общественных перевозок она недовольна – порой даже становится страшно за свою жизнь.
    «Водители автобусов всегда ездят на большой скорости. Особенно обгонами «страдают» водители 22 маршрута. К самим водителям у меня большие претензии – курят, хамят, включают громкую музыку, постоянно разговаривают по телефону, переписываются в Whatss App. Однажды была свидетелем такой картины: водитель «единички» курил, пил кофе, говорил по телефону и собирал за проезд одновременно. Когда ему было заниматься дорогой?», — женщина описала ситуации, с которыми сталкивается, пожалуй, каждый уралец .
    Пассажиров нет — одни убытки
    ТОО «Акжол-Авто» занимается перевозками на 8 маршрутах города, самые популярные из них – маршруты № 7, 6 и 35. В компании уверяют, что никаких переполненных автобусов у них не бывает, напротив – пассажиров даже не хватает.
    «В пандемию коронавируса мы понесли колоссальные убытки. Во время режима ЧП, мы не работали совсем, да и сейчас не в полную силу. Во-первых, есть ограничения по времени работы, во-вторых, в выходные дни не работаем. Количество автобусов, выпускаемых на линию, снизилось. К примеру, если маршрут № 7 раньше обслуживало 32 автобуса, сейчас их всего 24. 6-й маршрут – было 22 автобуса, осталось 16. Пассажиропоток снизился, примерно на 30% — нет студентов, школьников, людей старше 63 лет, многие люди ушли на удаленную работу. Да, к нам со стороны акимата и со стороны горожан периодически поступают претензии, но мы их отрабатываем. Многое зависит не от нас. Например, жалуются на грязь в автобусе. Но что мы сделаем, если не асфальтированы остановки? Проводим обработку два раза в день, установили санитайзеры, выдаем маски и перчатки персоналу – все это тоже добавляет расходов», — говорит заместитель руководителя ТОО «Акжол-Авто» Тулебай Саткулиев.
    Субсидии, которые получили перевозчики от государства, покрыли часть убытков, нанесенных простоями в работе, в связи пандемией коронавируса, однако полностью это не реабилитирует предприятие, уверяют они.
    «Рентабельность нашего автопарка снизилась на 40%. В прошлом году мы просили 1,6 миллиард тенге в качестве субсидий на покрытие наших убытков, но дали нам 1-2% от этой суммы. На следующий год будем просить 2 миллиарда тенге, на основании данных и расчетов этого года. Разумеется, нам никто не даст таких денег, но хоть в чем-то, наверное, помогут. На следующий год хотим закупить 15 новых автобусов марки «Вектор». Выживаем, как можем: сдаем наши гаражи, помещения в аренду под цеха, иногда бывает реклама в автобусах. Хуже пришлось нашим водителям – частникам, которые зарегистрированы в нашей компании. Мы вызываем их 1-2 раза в неделю, в остальное время работают автобусы, принадлежащие компании, а водители сидят без работы», — говорит Саткулиев.
    Полмиллиарда субсидий
    По словам заведующего сектором пассажирского транспорта отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Уральска, Алмаза Ахошева, автопарки получили 400 млн тенге на субсидирование убыточных маршрутов, еще около 100 млн тенге они получат ближе к новому году.
    «Автобусные парки действительно потеряли много средств. Во время ЧП был простой 100% — от каждого автопарка ездили 5-6 автобусов для медиков, сейчас пассажиропоток сократился на 40%. К тому же повысились цены на все – в том числе и на запчасти. Государство, по мере возможностей, оказывает помощь. В этом году выделено 400 млн тенге субсидий. Но они не связаны с пандемией коронавируса, это субсидии для убыточных маршрутов. К новому году перевозчики направят нам акты выполненных работ по этим маршрутам и на основании этих актов их потери будут возмещены. Их ориентировочная сумма — 100 млн тенге. Размеры субсидий для пассажироперевозчиков растут из года в год. В 2017 году, субсидии для автопарков составили 34 млн тенге, в 2018 –ом – 171 млн тенге, в 2019 году – 220 млн и в этом году почти полмиллиарда тенге. Мы регулярно встречаемся с руководством автопарка и обсуждаем меры дополнительной поддержки. Пассажироперевозчики предлагают свои решения – повысить стоимость билета для граждан, сделать частичные дотации на ГСМ, отменить налогообложение. Но пока эти меры не реализованы»,— рассказал нам Ахошев.
    Городской автопарк, по словам чиновника, находится в плачевном состоянии, средний «возраст» городских автобусов – 7-10 лет, последнее обновление — в 2017 году. Каждый из шести автопарков имеет кредиты. В городе функционирует 29 городских маршрутов, 6 пригородных и 10 дачных. До карантина было 420 автобусов, сейчас на линию выходит всего 300 автобусов. В 2017 году тут закупили 43 автобуса марки «Вектор», с тех пор городской автопарк не обновлялся.
    «Конечно, многое требует ремонта и полной замены. В следующем году планируем обновить автопарк, часть будут закупать перевозчики, часть за счет бюджетных средств. Но точное количество новых автобусов пока неизвестно.Жалоб на автобусы от жителей города поступает много. У нас не хватает водителей, никто не хочет за маленькую зарплату выполнять тяжелую работу с 6 утра до 12 ночи. Мужчинам проще ехать на вахту и за 15 дней зарабатывать гораздо больше, чем сидя весь день за баранкой. Кроме того, есть нарушения карантинного режима. Мы выезжаем вместе с мониторинговой группой и устраиваем проверки, за все время оштрафовали 23 водителя за нарушения масочного режима и повышенную заполняемость автобуса. И это не считая предупреждений. Ездим мы и на конечные остановки автобусов, чтобы следить за проведением полной обработки автобусов. К сожалению, наших специалистов на это не хватает, и поэтому мы не можем быть уверены, что предписания по санобработке выполняются каждый раз», — резюмирует он.

     

    Комментарий в тему //

    Алмас Чукин, экономист,
    г. Алматы:

     

    «Общественный внутригородской транспорт хоть в Уральске , хоть в Алматы – это всегда бизнес. Но еще это социальная услуга, которая должна оказываться качественно. Безусловно, качественно оказывать эту услугу не выгодно. Водителям неинтересно и экономически невыгодно колесить по городу, скажем, с 6 утра, когда пассажиров мало. Для этого и существует власть – контролировать эти процессы, где-то применять методы принуждения и четко ставить задачу пассажироперевозчикам. Хотите работать и зарабатывать в часы пик, работайте и тогда, когда пассажиров мало.
    Жители города также могут повлиять на ситуацию по повышению качества общественного транспорта – не заниматься попустительством, а фиксировать все случаи нарушения их потребительских прав и направлять их в акимат. У акима есть все рычаги влияния на владельцев автопарков, в конце концов, можно лишить лицензии на право занятия деятельностью.
    Что касается субсидий для автопарков, то я считаю, что их необходимо давать, потому, что это, можно сказать, стратегические предприятия, без них город может просто «встать». Но, давать субсидии следует с умом, четко высчитывая их реальные потери во время коронакризиса. Во-первых, понимая, что простой – это, безусловно, потеря. Но не такая потеря, когда автобусы работали бы вхолостую, без пассажиров. Во-вторых, следует учитывать их затраты на капитал автопарка, ведь у них наверняка есть кредиты – мало какое пассажирское предприятие сейчас может купить автобусы за наличку. Ну и последнее: необходимо делать четкие расчеты, чтобы возмещать автопаркам именно убытки, а не делать им прибыль».


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Оставьте ваш комментарий!
    Введите здесь свое имя

    Последние новости

    Резервисты: в Казахстане вводят новый вид воинской службы

    С 2025 года в Казахстане начнёт действовать воинская служба...

    Жители ЗКО с начала года отдали мошенникам 43 миллиона тенге

    В Западно-Казахстанской области за неполный месяц зарегистрировано уже более...

    Рекомендуем

    В автобусах Уральска отказываются от кондукторов

    С 1 февраля общественный транспорт по некоторым направлениям будет...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл