Вопросы экологии сегодня приобретают все более весомое значение: ухудшаются санитарные показатели воздуха и воды, а значит, растут риски ухудшения здоровья и жизни людей. Поэтому все более актуальными становятся экологические стандарты, в том числе регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей – они составляют около 90% объема загрязнителей воздуха и содержат порядка 200 химических соединений.
О том, какие шаги сегодня предпринимает западноказахстанский бизнес в популяризации передовых экологических стандартов, «Н» попросила рассказать директора ТОО «Конденсат-АЗС» Ирину ПОЛЫНЯНКИНУ.
Дария МАЛИКОВА
— Ирина Вячеславовна, что такое экологический стандарт ЕВРО 5?
— В начале 90-х годов XX века экологи европейских стран забили тревогу из-за высокой концентрации в атмосфере городов Европы вредных веществ, причиной чего был стремительно растущий поток автотранспорта. Для решения этих жизненных вопросов под эгидой ООН была создана комиссия по оценке воздействия благ цивилизации на дальнейшую жизнь и здоровье граждан. Выводы оказались неутешительными, поэтому в 1992 году введен в действие экологический стандарт ЕВРО, разработанный европейской экономической комиссией ООН. Экологический стандарт ЕВРО — это сертификат соответствия транспортного средства, который устанавливает ограничения на содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей. Первые стандарты – это ЕВРО 0, ЕВРО 1 и т.д.. Каждая цифра символизирует шаг на пути к экологически чистым моторам. Требования экологических стандартов со временем становятся все жестче. Я не буду останавливаться на требованиях, предъявляемым к автомобилям, так как основная проблема на сегодняшний день заключается даже не в них самих, а в качестве используемого топлива. Зачастую, автомобиль, соответствующий даже высоким экологическим стандартам, заправляют топливом более низкого качества, и это снижает эксплуатационные возможности транспортного средства.
— В чем еще преимущества топлива экологического класса К 5?
— Основное преимущество топлива ЕВРО 5 – снижение негативного воздействия на окружающую среду. Применение этого топлива уменьшает «дымность» отработанных газов автомобиля. В нем, благодаря высокой степени очистки, минимизировано количество содержания серы. Сера практически отсутствует и составляет не более 10 ppm. Кроме этого, как известно, бензол является сильным канцерогеном, провоцирующим раковые заболевания, и неполнота его сгорания при движении транспорта по городу наносит вред здоровью людей. А в топливе ЕВРО 5 его содержание минимально — объемная доля не более 1%. Таким образом, воздух, которым мы дышим, станет чище, лучше будет не только автомобилям, но и легче будет дышать всему городу. Ведь мы должны заботиться не только о себе, но и в целом задумываться: какой урон мы наносим окружающей среде?
Однако, главный вопрос для автомобилиста: как ЕВРО 5 влияет непосредственно на двигатель его автомобиля? Такое топливо имеет высокие эксплуатационные качества, за счет которых при сгорании значительно снижается вибрация и шум. Износ двигателя уменьшается. Улучшается процесс сгорания топлива, предотвращаются коррозийные процессы, минимизируется образование нагара. Кроме того, замечено, что уменьшается и расход топлива, облегчается запуск двигателя и продлевается срок службы оборудования.
— А какое именно топливо Вы реализуете на АЗС «Конденсат»?
— На данный момент мы имеем сеть из семи фирменных автозаправочных станций: две находятся в Аксае и пять АЗС — в Уральске. Реализуем на своих станциях четыре вида топлива — два вида высокооктанового бензина АИ-92 и АИ-95 экологического класса К5 и дизельное топливо летнее и зимнее К5. Мы являемся 100% дочерней компанией акционерного общества «Конденсат». Как известно, АО «Конденсат» — первый производитель топлива ЕВРО 5 в Казахстане. И нашей политикой является реализация на наших АЗС топлива только собственного производства. Каждая партия производимого топлива подтверждается паспортом качества. При этом наши цены не имеют большого разрыва с ценами на топливо классом ниже. Преимущества этого топлива неоспоримы. И хотя некоторые потенциальные клиенты все еще смотрят на цены, количество наших постоянных клиентов растет с каждым днем. Мы проводим жесткую работу по контролю качества ГСМ, используя сертифицированную лабораторию материнской компании.
— А что-то еще получают Ваши клиенты, кроме топлива лучшего качества?
— На наших АЗС есть минимаркеты, где автомобилисты могут приобрести все необходимое, выпить настоящий итальянский кофе, перекусить свежей выпечкой. У нас внедрена бонусная система — программа лояльности клиентов — «С нами выгодно!». Благодаря этой программе — при условии постоянной заправки автомобилей на наших АЗС, клиенты получают хорошие бонусы. Их можно потратить и на приобретение топлива, и на приобретение товаров. Недавно мы внедрили еще одно новшество — подарочные карты АЗС. Иногда мы думаем: что подарить родным и близким? Так вот, отличное решение подарка автолюбителю – подарочная карта АЗС. С ее помощью можно оплатить как топливо, так и товары не топливной группы. А владелец подарочной карты может самостоятельно выбрать себе подарок.
— Как вы добиваетесь высокого уровня работы на АЗС?
— Мы работаем в условиях жесткой конкуренции. Наверное, среди провинциальных городов такой конкуренции, как в Уральске, нет. Станции расположены недалеко друг от друга, разница в ценах минимальная, ассортимент сопутствующих товаров в минимаркетах схож. И как в этих условиях завоевать клиента? Только улучшением качества обслуживания. Мы разработали сервисную программу. У нас работает тайный покупатель, мы проводим ежемесячный аудит качества обслуживания. Наша сервисная программа предусматривает поощрение операторов – кассиров, выполняющих требования Стандарта обслуживания. Мы рады, когда клиенты оставляют записи в книге отзывов на АЗС, на нашей страничке в Инстаграм condensat_azs. Эти замечания и предложения помогают нам улучшить нашу работу.
Высокий уровень работы АЗС невозможен без квалифицированного персонала. К сожалению, в учебных заведениях не учат мастерству оператора – кассира автозаправочной станции, поэтому мы обучаем персонал сами, можно сказать, с нуля. Нужно освоить весь производственный цикл работы АЗС, работу с кассой, да и физику надо знать.
— А это зачем?
— Нефтепродукт — особый продукт. Нужно знать, что такое плотность продукта, как зависит объем от температуры, как перевести литры в килограммы. Это элементарные требования к работе оператора — кассира АЗС. Плюс знания по технике продаж, мерчендайзингу. У нас много работы ведется в этом направлении. Наши работники — лицо крупной компании-производителя АО «Конденсат». Поэтому ответственность большая. Очень много усилий вкладываем и сейчас начинаем получать результаты.
— Спасибо.