Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-8 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Как поделили бюджетный пирог 2020

    Свежий бюджет города и области вновь можно смело назвать «социальным». Деньги налогоплательщиков в первую очередь направят на развитие социальной сферы. Эта статья составляет почти треть всего бюджетного пирога ЗКО — более 51 млрд тенге.

    Депутаты маслихатов ЗКО и Уральска уже разверстали и утвердили бюджеты области и города на 2020-2022 годы. В этом году они составят 192,7 и 55,4 млрд тенге соответственно. Для сравнения в 2019 году -142,5 и 39,1 млрд тенге.
    Только на сферы здравоохранения и образования требуется порядка 45 млрд тенге. На социальную помощь и соцобеспечение жителей депутаты облмаслихата заложили более 8 млрд тенге. Почти на 300 млн тенге просубсидируют автоперевозчиков.
    Акцент при кройке бюджета 2020, например, город сделал на развитие системы водоснабжения и водоотведения и освещение улиц – на эти цели выделено почти по миллиарду тенге на каждую статью. Хотя и этих денег для решения такого рода городских проблем, понятно, недостаточно. В коридорах власти нередко можно услышать: в региональных бюджетах не первый год дефицит бюджетных средств.
    Как депутаты распределили деньги налогоплательщиков, покажем в инфографиках.

    Прогноз эксперта:

    «Поплавок тот же, а якоря потяжелели»

    Председатель казахстанской Ассоциации «Прозрачный тариф» Петр Своик, которого «Н» попросила прокомментировать региональные бюджеты 2020 года, предлагает задуматься: почему при многомиллиардных проектах в регионах и центре в бюджетах не хватает денег, и эта проблема вовсе не становится меньше?

    «Любой бюджет имеет основу — все остальное наращивается, как мышцы на скелет. Этот стержень — внешнеэкономические параметры: экспорт, импорт и ВВП. От этого и пляшем, считая, сколько валюты получит страна через экспорт и, соответственно, сколько накапает в бюджет и Национальный фонд, и наоборот: сколько валюты придется отдать через импорт и соответственно – кто будет расставаться с этими деньгами.
    На мой взгляд, самое важное в этом вопросе, что в бюджет 2020 года заложены параметры 2010-го — и по экспорту, и по импорту. Если мы, к примеру, посмотрим основы бюджета и тот объем ВВП в тенге, который закладывается в бюджет, переведем с учетом нынешнего курса в доллары, то получим данные 2010 года.


    Это говорит о том, что по главным внешнеэкономическим показателям наша экономика топчется на месте, хотя в тенге-то она растет и достаточно бойко. В 2010-м среднегодовой курс тенге к доллару был примерно на уровне 147, а в минувшем — в районе 382. В бюджет этого года заложен курс — 380. То есть если сравнивать 2010 и 2020 годы, то экспорт, импорт, ВВП, примерно, одинаковые.
    Но рассчитывать, что в 2020 году средний курс доллара будет на уровне 380, не приходится. Дай Бог, чтоб он не перевалил за 400. А что тенге не будет укрепляться – совершенно очевидно.
    Так что правы те депутаты, которые сейчас рассказывают жалобные истории о том, что денег в казне не хватает. Да и с чего бы их хватало, если там заложены внешнеэкономические параметры 2010-го?
    Еще один важный момент. Поскольку у нас нет национального кредита, практически нет национальных инвестиций — вся ставка сделана на внешние займы и на инвестиции. Причем, это не секрет: каждый год наше правительство бьется именно за иностранные инвестиции. Соответственно, каждый год растут два параметра: объем внешнего долга и стоимость обслуживания этого долга, а также накопленные иностранные инвестиции и вывоз инвесторами доходов на них. И если сравнить 2010-й с 2020-м, то он будет явно не в пользу нынешнего. Объем накопленного внешнего долга существенно вырос, стоимость обслуживания и объем доходов от него – тоже.


    К примеру, в 2010 году сальдо платежного баланса, который как раз и подводит итог всего (и экспорта, и импорта, и приход новых денег через займы инвестиции, и отток через их обслуживание), в целом по году был сведен в районе 1,7 млрд долларов с плюсом. То есть у нас все-таки был плюсовой баланс. А вот в 2019 году (3-й квартал) он уже составил 4,7 млрд долларов , но со знаком «минус». По году, видимо, и того больше.
    То есть мы не просто топчемся на месте, а погружаемся ниже ватерлинии (линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна, — авт.).
    Наш поплавок – это экспорт, а чем он больше, тем лучше плавучесть корабля под названием «Экономика Казахстана». А якорями на этом поплавке висят импорт, обслуживание внешнего долга и вывоз доходов иностранными инвесторами. По сравнению в 2010 годом, все три якоря сейчас увеличиваются в размерах, и соответственно, экономика наша притапливается — денег становится все меньше.
    Бюджет — прямое следствие всего того, что сказано выше. Его поддержка осуществляется все больше за счет трансфертов из Национального фонда. И первый, и второй Президенты страны ежегодно и строго говорят Правительству — уменьшайте расходы Нацфонда. Но эти расходы все равно растут: с 2014 года Нацфонд с накопительного режима переведен в расходный — ежегодно он уменьшается. Туда вкладывают меньше, чем берут.
    Подведем итог. Такая внешнеориентированная экспортная модель еще не утонула, но мы погружаемся все глубже, наша плавучесть все хуже и ресурсов на поддержание внутренней экономики и «социалки» объективно становится все меньше.
    Поэтому бюджет 2020 года в зеркале 2010-го выглядит гораздо менее оптимистично. Это означает, нужно пересматривать модель — в рамках существующей уже ничего не поправить. Иностранным инвесторам не скажешь: «Ребята, за все, что вы вложили, большое спасибо, но теперь мы все это национализируем и ничего вам платить не будем». Или нельзя сказать иностранным кредиторам: «Большое спасибо, что вы нам дали в общей сложности больше 160 млрд долларов, но мы вам эти долги прощаем и платить по ним больше не будем».


    То есть поплавок у нас все тот же, как и 10 лет назад, а якоря стали существенно тяжелее. И правительству, конечно, нужно задуматься над вопросом: «В какую сторону менять модель?». Есть подсказка: в евразийскую. Но прежде чем рассуждать об евразийстве, нужно объективно посмотреть на параметры нынешней модели и признать: если мы так и дальше будем держаться на этом поплавке, то якоря потихоньку нас утащат на дно.
    К сожалению, пока попыток все это осмыслить и признать, что бюджет 2020 года получается хуже, чем бюджет 2010, нет. Мы только поем жалобную песню, что нам не хватает денег, а почему их не хватает – никто почему-то не задумывается».

    Подготовила
    Галина КАРЕНСКИХ

    Инфографика
    Георгия СЕМЕНОВА


     
    Предыдущая статьяСобачий лот
    Следующая статья«Черные» менялы возвращаются?
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    В Уральске не будет церемонии зажжения ёлки

    В этом году в Уральске, как и в других...

    1900 км электрических сетей было отремонтировано в ЗКО в этом году

    Однако это позволило сократить количество изношенных линий лишь на...

    Рекомендуем

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    7,2 млрд тенге на три года просит ТОО «Зап-Каз РЭК» для уменьшения износа сетей в Уральске

    Такая цифра была озвучена руководством Городских электрических сетей на...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл