Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Берите из прошлого огонь, а не пепел

    премьера спектакля «Хан Жангир» прошла с аншлагом

    В канун Дня Независимости в русском драматическом театре прошла премьера спектакля «Хан Жангир» в постановке режиссера Оксаны Малуша по произведению уральского писателя и краеведа Жайсана Акбая.

    Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
    артист театра

    Автор на сцене — Руслан ДЖУМАХМЕТОВ.//

    Колесо истории
    Спектакль о пути последнего хана казахов и великого реформатора, опережавшего своё время – Хане Жангире, начинается с появления автора. Зритель видит то ли отстранённого повествователя истории, то ли прототипа драматурга, то ли связующего звена между прошлым и настоящим (артист Р.Джумахметов). Проходя по залу, среди зрителей, он поднимается на сцену, не спеша достаёт документы, доверительно обращаясь к залу: история среди нас. Читает слова великого Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Эти же слова, закольцевав историю, он произнесёт и в конце спектакля.
    История Жангира начинается задолго до его рождения. Действие происходит в Царской палате Екатерины II. Орда охвачена дерзостью. Собрание киргиз-кайсацких бунтарей возглавляет Сырым батыр. Султан Бокей (артист М.Ларин), отец будущего хана просит великую императрицу разрешения вернуть казахам землю между реками Едиль и Жайык. Колесо истории закрутится.
    Хочется отдельно сказать о художественном решении спектакля и о «говорящих» художественных образах, коих немало в спектакле (сценография М.Будаева, художник по свету О.Лясина). Свет и оформление здесь играют далеко не последнюю роль.

    Концепция и стиль
    Перед нами в самом начале спектакля видна огромная карта земель казахских кочевий, то ли от времени обветшавшая, то ли истлевшая, то ли испепелённая, сквозь неё мы заглядываем в историю, как сквозь призму человеческих судеб. За ней же возникают тени султанов и биев, а за центральной её частью — образ хана Жангира, восседающего на троне.
    Образ огромной колесницы времени, телеги-арбы, с колесами-жерновами, под которые попадает простой народ, словно колесо истории беспощадно движется, не останавливаясь не перед чем. Ещё один читаемый и ключевой образ — то ли держава, которая довлеет над головами народа, словно дамоклов меч, раскачивающая из стороны в сторону и висящая на огромных цепях, то ли маятник времени, который тоже движется в своём собственном ритме, то ли огромное ядро — напоминание, что в любой момент может разразиться война.
    Сцена собрания биев и аксакалов, на которой присутствуют Исатай (артист Н.Мамедов) и Махамбет (артист А.Юшко), тоже решена необычно: все показаны в тенях – словно это тени истории, которые канули в лету, только Жангир, как центральная фигура спектакля возвышается на троне и виден сквозь карту.
    Сцена коронации хана — эпическая и масштабная, на огромном полотне, которое вздымается вверх, возвышается Жангир, словно на облаке. А сцена бала, на котором присутствовала Фатима — эстетическое наслаждение: люстры разных форм, вальсирующие девушки в бальных платьях, что-то между сном и реальностью, передающее лишь некое ощущение Фатимы от бала у Императора. И отдельно хочется сказать о проекции на огромную карту: то скачущие тени коней, то тени воинов, что создаёт дополнительный объём всему визуальному ряду спектакля.
    Надо отметить, спектакль решён в одной цветовой гамме — это читается и в сценографии, и в костюмах героев. Получились не достоверно исторические костюмы, а стилизованные и вписывающиеся в общую концепцию всего спектакля.

    Образы героев и ткань спектакля
    Если говорить о персонажах, то, конечно, особо хочется выделить исполнителя роли Жангира (артист А.Громов). Жангир получился очень живым и настоящим, артист наполнил его внутренней силой и мощью. Думающий, переживающий, честный и искренний в своих порывах, вот каких представил своего героя исполнитель, и прежде всего это история человека, а потом история великого хана. Помимо всего прочего есть некое угадываемое портретное сходство между артистом и персонажем.
    Образ Фатимы (артистка Н.Копеечкина) — мягкий, женственный. Это настоящая верная жена, которая вместе с ханом переживает и разделяет все его чаяния и думы. В сцене собрания, в момент эмоционального напряжения, мы видим, как Фатима слышит все нападки на Жангира, безмолвно проходит, но в глазах её видна вся боль и душевные переживания.
    Ещё одна ключевая фигура — Екатерина II (артистка С.Романова). Мощная и статная императрица, державнейшая государыня, слово которой — закон. Мы это понимаем по одной интонации, по одному лишь жесту, по тому, какой поступью она спускается с высокой лестницы. Безупречный найденный актрисой тон не вызывает никаких сомнений – перед нами сама Императрица.
    Хочется сказать об образе Акына (художник театра С.Жангазиев), который получился очень колоритным и убедительным — и по внешнему рисунку образа и по его внутреннему содержанию. Он вписался в ткань спектакля и стал его неотъемлемой частью.

    Жангир — Анатолий ГРОМОВ, Фатима — Наталья КОПЕЕЧКИНА.//

    «Спектакль грандиозный!»
    Пьеса поставлена в рамках программы «Рухани Жаңғыру», при поддержке акимата ЗКО, посвящена дню Независимости РК и 750-летию Золотой Орды. Премьера заинтересовала акима области Гали Искалиева, акима города Абата Шыныбекова, руководителя управления культуры ЗКО Кадырболата Мусагалиева, — после премьеры они поделились мнением,что были впечатлены постановкой.
    «Это история. Абсолютно ничего не придумано. Всё документально правдиво. Склоняю свою седую голову перед творческим коллективом нашего старейшего театра. Вы сегодня сделали меня драматургом. Спасибо!», — сказал после спектакля автор пьесы Жайсан Акбай.
    Оценку спектаклю зрители давали позже и в социальных сетях.
    «Очень сильный спектакль, тронул до глубины души! Окунулась в мир истории. Сидя в зале, я чувствовала сопричастность происходящему. Спектакль начинается с важного, на мой взгляд, момента: актёр заходит в зал так, как и обыкновенный зритель, проходит на сцену и начинается действие. Ничего в жизни бесследно не проходит, время скоротечно и мы сами творим историю…Спектакль грандиозный, масштабный, яркий! Эта постановка, показ исторических моментов, вызвали во мне гордость за мою страну, за мою Родину», — написала на своей странице в соцсетях Анна Соломахина.
    Оксана МАЛУША вместе с постановочной командой благодаря выразительным средствам: сценография, свет, пластическое рисунки, мизансцены, смогли вдохнуть жизнь в почти документальный текст, построенный не по законам драматургии. Создался единый художественный строй спектакля, непрерывная жизнь и линия сценического действия.
    Спектакль заканчивается тем же, с чего и начался — словами Пушкина и текстом автора: «Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел». Две эпохи – историческое прошлое (Жангир) и настоящее (Автор), встречаются и стоят лицом друг к другу. А колесо истории крутится, провозя всех тех, кто стал вольными или невольными участниками водоворота исторических событий.

    Фото Ирины ПОНОМАРЁВОЙ


     
    Предыдущая статьяДень эвакуации
    Следующая статьяОткрой для себя ВОРКАУТ!
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Пряник вместо кнута: Автопарк Уральска стимулирует интерес пассажиров оплачивать проезд

    Западно-Казахстанский автобусный парк, обслуживающий популярные городские маршруты, объявил об...

    Жители дач общества «Венера» в Уральске не могут добиться от властей домов взамен затопленных весенним паводком

    Несколько десятков жителей дачного общества «Венера» который месяц добиваются...

    Рекомендуем

    Жители дач общества «Венера» в Уральске не могут добиться от властей домов взамен затопленных весенним паводком

    Несколько десятков жителей дачного общества «Венера» который месяц добиваются...

    Как и где в новом году уральцы будут платить за свет?

    В июле этого года были внесены изменения в законодательные...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл