Уральские актеры взялись помочь в борьбе с терроризмом
На сцене казахского драматического театра имени Х. Букеевой прошла премьера спектакля «Жусан». Спектакль рассказывает о казахстанцах, уехавших воевать в Сирию, и максимально приближен к современным событиям Казахстана.
Алия Бекбулатова
Ищи внутри, а не вовне
Автор сценария — молодой поэт, лауреат литературной премии «Семсер» Марлен Гилымхан. Это его первое произведение в жанре драматургии. В этом году несколько раз в стране проводилась операция «Жусан», которая помогла свыше 100 казахстанцам и 156 детям вернуться на Родину. Молодой автор встречался и беседовал с ними, собирая информацию для своего произведения.
«Сейчас люди ищут смысл жизни не у себя на Родине, а в других странах. Поэтому мы выбрали эту тему, считаем ее актуальной. В пьесе вся гамма чувств героя — душевные терзания, заблуждения, сожаления. Мы говорим о проблеме многих людей, выбравших ошибочный путь», — сказал в комментариях режиссёр-постановщик Самал Абуов.
Его спектакль рассказывает о заблудшей молодежи, которая попала под влияние сомнительных организаций и не может разобраться в своих поступках, отрицая свою религию и традиции своего народа. Жизнь некоторых, закончилась трагично. А те, кто вернулся на Родину, оказались за решеткой. Это жители шести областей Казахстана.
«Есть прекрасные слова поэта Сабыр Адай: каждый казах — мой единственный. Поэтому мы хотим, чтобы они не страдали, не ошибались, чтобы не было таких печальных событий, а наоборот, чтобы люди жили счастливо и гордились своей страной. Посмотрев спектакль, я был поражён. Блестящая игра актёров, постановка превзошла мои ожидания», — говорит автор сценария, поэт Марлен Гилымхан.
Надо отметить: большая нагрузка легла и на плечи технического персонала: осветителя, звукорежиссёра, художника- постановщика. Осветителю Адильжану Байшашакову с помощью спецэффектов удалось передать состояние души главного героя.
Чтоб не остаться в полной темноте
«Я использовал в основном холодные цвета. Главная идея — актёр не должен оставаться в темноте. Зритель сейчас стал очень требовательный, и чтобы войти к нему в доверие нужно очень постараться», — рассказал осветитель Адильжан Байшашаков.
События развиваются вокруг молодого парня Жадигера, который находится в железной клетке. Художник Мурат Мамбетов говорит: не хотели использовать тяжёлые декорации и отказались от трафаретных идей.
«Художники часто используют арабскую вязь, изображение полумесяца, мечети. Как будто виновен ислам. Но ислам здесь не причём. Я считаю это ошибочное мнение. Здесь виноваты люди, которые насаждали лживые идеи. Поэтому я использовал человеческие чувства, разум. Хотел показать — человек будто зашёл в тёмную комнату и не нашёл оттуда выхода», — говорит художник-постановщик Мурат Мамбетов.
Еще одна героиня — женщина Каракат. Она тоже поехала за счастьем на чужбину. Но благодаря операции «Жусан» рада, что вернулась живой и хочет начать новую жизнь.
«Когда прочитала сценарий, поняла: судьба моей героини очень непростая. Она попадает в трудные ситуации. Муж её погиб, она потеряла ребёнка, её насиловали, пытали, несколько раз выдавали замуж. Я долго думала, как передать характер этой женщины. Надеюсь, это удалось», — говорит актриса, помощник режиссёра Жулдыз Мамедова.
Тема терроризма не случайно переходит в плоскость театрального творчества — она актуальна и несет воспитательные элементы. Артисты театра говорят — преследовали цель предостеречь соотечественников от заблуждений, помочь в правильном пути.
Жадигер стремился постигнуть правды жизни, но заблудился и обиделся сам на себя. И теперь испытывает горькое сожаление. Он хотел помочь своим братьям по вере и поехал в Сирию, но впоследствии пожалел. Его душа словно в клетке. Нет мужчине покоя ни днём, ни ночью. Ему слышатся взрывы снарядов и свист пуль….
Фото https://www.instagram.com/khadishatheatre/