Осень – не только унылая пора, но и время для театралов. Как известно, в эту пору открывается очередной театральный сезон. Это самое волнительное и ожидаемое время не только для любителей и почитателей театрального искусства, но и для служителей Мельпомены и всей театральной братии.
Режиссерская лаборатория
Как правило, артисты и весь театральный коллектив начинают свою деятельность задолго до открытия театрального сезона. Работы много: это и репетиции новых постановок, и подготовка к очередным осенним гастролям, и восстановление тех спектаклей, которые давно не игрались, и выездные спектакли. Но главным событием в культурной жизни области в целом и театральной в частности стала режиссёрская лаборатория Союза театральных деятелей России и центра поддержки русского театра за рубежом, которая проходила на базе нашего театра с 26 по 31 августа.
Союз театральных деятелей, которым руководит народный артист СССР Александр Калягин, на конкурсной основе рассмотрел заявку для участия в данном проекте и направил в театр трёх молодых российских режиссёров. Фактически за четыре дня с группой артистов они ставят три разных эскиза спектаклей, объединённых общей темой, заявленной театром как «Зарубежная драма XX века». После проводится итоговый показ на зрителей, и театр вправе выбрать один из понравившихся эскизов в качестве будущей постановки. Режиссёрская лаборатория – это всегда вызов, как для принимающей стороны, так и для самих режиссёров. На сцене, в фойе, буфете, репетиционном зале с утра до вечера кипела жизнь, в буквальном смысле в каждом уголке. Эти несколько дней кропотливой работы и как итог — показанные эскизы — подарили настоящий театральный праздник. Помимо режиссерского десанта в наш город прибыл куратор проекта и главный специалист Центра поддержки русского театра за рубежом Алексей Валиев-Корнилов, который вёл всю подготовительную работу. И впервые за историю лаборатории побывал молодой критик — Анна Жук, которая провела открытую беседу с экспресс-анализом.
Одним из самых неоднозначных и сложных стал эскиз по пьесе английского драматурга Т.Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», представленный выпускником режиссерского факультета Государственного института театральных искусств мастерской Сергея Женовача — Вячеславом Ямбором. Режиссёр выбрал сложное пространство: буфет, парадное и зрительское фойе театра, где звук «летал», порой мешая сосредоточению, необходимому для этого «интеллектуального» текста, а само действие перемещалось и плавно перетекало из одного пространства в другое. Да и драматургия Стоппарда оказалась непосильна и непостижима в столь сжатые сроки, потому что основной чертой этого автора и его пьес является интеллектуальность, наполненность глубинным смыслом, подчас неразличимым в условиях постоянной игры словами. И сама пьеса, и автор относятся к практике постмодернизма, это своего рода «кроссворд» для ума, для восприятия, и для данной пьесы нужна была режиссёрская расшифровка. Тем не менее, это был интересный опыт и для артистов, и для тех, кто увидел данную работу.
Выпускница ВТУ им. М.Щепкина и Высших курсов сценаристов и режиссёров Мария Павловская представила эскиз пьесы американского драматурга Р. Нэша «Продавец дождя» — очень внятную мелодраматическую историю американской семьи. Чувствовалась общая стилистика: и в световом решении, и в музыкальном ряде, и в оформлении пространства, и в костюмах героев. На суд зрителей был представлен один акт из пьесы, сделанный довольно слаженно, чётко и крепко, особенно если учесть сроки, за которые он был поставлен.
Ну, и наконец, третий эскиз представила выпускница режиссёрского отделения Уфимской академии искусств Алсу Галина. Это была пьеса итальянского драматурга У. Бетти «Козий остров». Из всех эскизов это был настоящий эксперимент и лаборатория, ведь занятые в нём артисты предстали «иными», раскрыли новые грани и свой потенциал под другим углом зрения, а сценическое пространство наполнилось иным звучанием. Метафоричный, метафизический язык режиссёра, наполненный смыслами и символами, которые в зрительном зале считывались и разгадывались, «попадая» в зрителей.
Но по условиям лаборатории, театр вправе выбрать один эскиз, который в 2020 году будет представлен на нашей сцене при финансовой поддержке СТД. И художественным советом принято решение взять «Продавец дождя», близкий театру по эстетическим взглядам и по режиссерскому направлению.
Гастроли: успех и признание
По традиции осенью коллектив выезжает на гастроли. На это раз после почти 9-летнего перерыва театр поехал покорять Актобе. Мы решили показать актюбинским зрителям все свои «хиты», проверенные временем и зрительской любовью. Театр в гастрольной афише представил: зимнюю, снежную и совершенно невероятную «Женитьбу» Н.В. Гоголя, игровую, хулиганскую, но очень изящную «Двенадцатую ночь» У. Шекспира, темпераментную, музыкальную и динамичную «Трактирщицу» К. Гольдони, чёрно-белую, словно немое кино, но до жути смешную и ироничную историю «Цианистый калий…с молоком или без?» Х. Мильяна. То есть спектакли «всех времён и народов», на любой вкус и на любые зрительские предпочтения. Ну и детская аудитория не была обделена вниманием. Для детей на сцене ожили герои известных с детства сказок Фунтик и его цирковая компания, Муха-Цокотуха с Комаром, Пауком и прочими насекомыми, ну и русские Красавица и Чудовище с историей об аленьком цветочке.
Актюбинский зритель был в полном восторге, начиная от актёрской игры и режиссёрского решения, заканчивая костюмами, декорациями и музыкальным оформлением спектаклей. «Добротная труппа! В самом хорошем понимании этого слова. Голоса! Пластика! Дикция, наконец! Уху приятно, глаз радуют декорации, костюмы! До чего ж прелестная сказка «Муха-Цокотуха»! Действительно, как всё серьёзно! Академическая постановочная культура!…Браво, Уральск!», — писали зрители в соцсетях. А вот небольшая часть отзыва о «Цианистом калии…»: «Вчера режиссёр О. Малуша показала нам тонкую, я бы даже сказала ранимую работу. Она заставила зал смеяться там, где хочется плакать. А смеёмся мы от безысходности происходящего, там, где реально страшно. Грим актёров подчёркнуто тяжёл, утрированно мрачен, нелепые парики добавляют комичность персонажам. Голоса и язык исковерканы, жесты, движения тел, особенно в сценах с любовниками Мартой и Энрике. Смотришь и морщишься. Этакий цирк, клоунада, но ведь мы все понимаем, что клоун и шут в своих париках и колпаках не смешны, они страшны и опасны. Мы смотрим первый акт, заливаясь от смеха, потому что знаем, во втором, аккурат в финальной сцене, герои снимут с себя маски, голоса станут человеческими и смех зрителя умолкнет». Это лишь небольшая часть огромного количества зрительских отзывов и признаний в любви, а это значит, что театром взят очередной рубеж и он доказывает своей работой, что нужен публике. Ведь проверка на «чужом» зрителе — всегда самая важная.
В ожидании премьеры
2 ноября театр распахнёт свои двери, откроется занавес, и зрители смогут насладиться лёгкой, как морской бриз итальянской курортной комедией «Человек и джентльмен, или в любой непонятной ситуации — танцуй!» по мотивам пьесы Эдуардо де Филиппо. В декабре в канун дня Независимости увидят премьеру спектакля по пьесе местного драматурга Ж. Акбая «Хан Жангир», некий этюд в исторических тонах, уроки истории в постановке главного режиссёра театра О. Малуша. А маленький зритель сможет насладиться представлением у ёлки, где перед ними оживут самые добрые герои советских мультфильмов, а после детки смогут посмотреть волшебный новогодний спектакль с Дедом Морозом, Снегурочкой и лесными персонажами. В 2020 году зрителей ждёт премьера сказки о любви для взрослых «Снегурочка» А.Н. Островского в постановке режиссёра из Самары А. Мальцева. Для детей в 161 театральном сезоне Р. Джумахметов подготовит такие музыкальные сказки, как «Маленькая Баба-Яга» по мотивам О. Пройслера и «Конёк-Горбунок» по мотивам П. Ершова. К 75-летию Победы О. Малуша обратится к пьесе Виктора Розова «Вечно живые», известной всем по экранизации фильма «Летят журавли». Также в планах главного режиссёра обращение к чеховским «Трём сестрам». Ну и под финал сезона ожидается приезд режиссёра М. Павловской, знакомой труппе театра по режиссёрской лаборатории, для выпуска спектакля «Продавец дождя» Р. Нэша.
Театральный сезон стартует, а это значит, что артисты и все работники театра ждут встречи со своими поклонниками, преданными зрителями и просто ценителями театрального искусства.
Руслан ДЖУМАХМЕТОВ,
артист театра