Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
-10 C
Уральск
6.1 C
Аксай
Еще

    20-летнее НИЧЕГОнеделание

    Река Урал находится на грани экологической катастрофы. Уровень воды в этом году достиг исторического минимума.

    Огромные отмели встречаются от берега до середины реки. Есть места, где ее можно, буквально, перейти пешком. Однако сохранение этой водной артерии до сих пор не входит в число приоритетов ни Западно-Казахстанской области, ни страны в целом. Для этого не находится ни средств, ни разумных решений. Складывается впечатление, что чиновники давно уже приобрели себе участки на другой планете и поэтому спокойно наблюдают за тем, как погибает природа их родины.
    Гибель Урала уже перестала быть чем-то отдаленным. Нынешняя весна дала понять, что река пересыхает быстрее, чем опасались даже самые пессимистично настроенные экологи. Половодье 2019 года, несмотря на огромные – в три раза больше нормы – снежные запасы, не сумело дать воды даже для того, чтобы Урал просто вошел в норму. Вся влага впиталась в обезвоженную почву по берегам.
    — На Урале есть несколько мест, куда на лодках можно попасть только в весенний разлив, — рассказывает турист Сергей КРАВЧЕНКО. – Пока вода стоит высоко, можно зайти на Сауркин Яр, есть место, которое называется «Сосны», Дарьинская поляна… Так вот в этом году воды было так мало, что никуда зайти не получилось. Последние несколько лет весенний сплав только называется «по большой воде». А на деле в этом году Урал даже в берега не поднялся.


    Из-за обмеления Урала насосные агрегаты ТЭЦ, качающие воду для Уральска, к концу лета оказались выше уровня забора воды. Двое суток уральцы были отключены от водоснабжения, так как эти насосы углубляли, а затем заново подключали. Огромные отмели, которые видны с железнодорожного и нового автомобильного путепроводов, просто ужасают. Песчаные наносы доходят местами дальше середины реки. Фактически, в этом месте Урал уже поменял русло, сузившись вдвое!
    Однако все эти вопросы беспокоят только рядовых жителей региона и гражданских активистов. В областном акимате словно не замечают всей серьезности ситуации. На республиканском уровне о ней то ли не знают вовсе, то ли не осознают, что еще немного и будет пройдена точка невозврата.
    — В этом году уровень воды в Урале достиг своего исторического минимума. На большей части течения в районе Уральска высота воды едва достигает 60 сантиметров, — говорит председатель экологического общественного объединения «Таза Булак» Арман БЕКТЕНОВ. – За все время, с того момента, как за рекой начали вести какие-то наблюдения, так низко этот уровень еще не опускался. Если обмеление пойдет такими темпами, то момент невозврата, вполне вероятно, будет пройден уже в следующем году. Если вода опустится еще хотя бы сантиметров на 20, восстановить реку будет невозможно в принципе.
    Опасения независимых экологов обоснованны. Научные исследования Урала были начаты около века назад. Показатели тех лет утверждают, что глубина реки еще в 70-х годах прошлого века в среднем составляла 4-5 метров. И это, отметим, не самые глубокие места, а только средние показатели по всему течению. Сейчас сложно поверить в то, что еще 20 лет назад Урал был одной из самых серьезных водных артерий Евразии. По реке ходили большегрузные баржи и теплоходы. Водой перевозили грузы и пассажиров. Сегодняшний уровень воды – снизившийся в 10 раз – не позволяет в иных местах пройти даже лодке, не говоря о речном транспорте.
    При всей эпичности ситуации, проблемами реки никто не занимается. Средства, которые выделяют в регионе на решение проблемы Урала, не только мизерны, но еще и расходуются на мероприятия, по большому счету никак не связанные с решением вопроса. Попытки подсчитать количество бюджетных денег, которые тратятся под предлогом спасения реки, успехом не увенчались. Дело в том, что проблема имеет отношение к нескольким госдепартаментам и управлениям. Средства выделяются в рамках различных программ и бюджетных статей. Понятно только, что речь идет о десятках миллионов. Для серьезной экологической работы этого крайне мало. Зато вполне хватает для создания ее видимости. На эти средства проводится огромное количество различных совещаний, семинаров, псевдонаучных экспедиций и конференций. В прошлом году было подписано международное соглашение о сохранении и восстановлении реки Урал: почти двадцать лет Казахстан и Россия тратили огромные бюджетные средства, собирая чиновников разных рангов, чтобы в итоге подписать документ, по сути не меняющий ничего. Все, что участники комиссии прописали в качестве новых мероприятий, оказалось перечнем их обычных рабочих функций.
    — Все мероприятия — это то, что управления и министерства и так должны делать в рамках своей повседневной работы, — говорит директор Института степи академик РАН Александр ЧИБИЛЕВ. — Ученые столько лет бились за подписание этого соглашения. А по факту получили очередную бюрократическую машину. В комиссии сидят чиновники, понятия не имеющие о реальном положении дел. Ученых там, кроме меня и еще пары человек — нет. А наши замечания просто пропускают мимо ушей. Во время встреч кивают, а по факту даже не заносят в протокол собрания!
    Если прочесть пункты плана мероприятий по улучшению экосистемы бассейна и предотвращению трансграничного загрязнения реки Урал, становится ясно, что практически ничего нового комиссия, созданная в рамках межгосударственного соглашения, предложить не смогла. Кроме того, непонятно, каким образом будут финансироваться все эти «нововведения». Во всяком случае, у акимата Западно-Казахстанской области, как показывает опыт предыдущих лет, на сохранение реки средств никак не находится. Максимум, на что выделяют бюджетные деньги, — это ПСД различных экологических проектов, которые мертвым грузом оседают в столах чиновников, так как нет денег на их реализацию, а также экспедиция «Жайык-Урал», во время которой госслужащие двух стран за государственный счет проходят на лодках по реке. Считается, что это привлекает внимание общественности к проблемам Урала. В общем, по факту за все последние 20 лет для спасения уникальной реки не было сделано НИЧЕГО.
    — Дело в том, что денег, которые выделяют на решение проблемы так мало, что лучше бы их вообще не выделяли, — говорит Арман БЕКТЕНОВ. – Получается, что работа вроде бы какая-то планируется и ведется. Но на деле выходит, что это работа для работы и не более. Ну сделают очередные техобоснование и ПСД на углубление или расчистку, проведут еще одну конференцию… Кому это нужно? На конференцию съедутся чиновники, иногда вообще не имеющие отношения к Уралу, потусуются, и разъедутся. ПСД осядет мертвым грузом в столе какого-нибудь чиновника. Потому что на ее реализацию, во-первых, нет денег, а во-вторых, и это самое главное, эта документация не выдерживает никакой критики. Ведь она основана на данных 50-летней давности. И вот все эти данные берут, чуть-чуть меняют ТО или ПСД, написанные в позапрошлом году, или пять лет назад и пожалуйста: готова новая документация. Зачем вообще выделять деньги на эти вещи? Чтобы их распилили и положили в карманы чиновники?
    По словам эколога, в Казахстане в принципе нет грамотных специалистов, способных даже произвести правильные замеры, не говоря уже о поиске решения проблемы. С казахстанским коллегой согласны и российские ученые.
    — Чиновники и различные официальные лица, кто входит в состав комиссии, практически не владеют ситуацией по реке, — утверждает академик Александр Чибилев. — Они не владеют терминологией, потому что среди них нет специалистов. Кроме того, на сегодня просто нет актуальных данных по этой реке. Последние более-менее серьезные исследования Урала проводились порядка 60 лет назад. С тех пор много воды утекло! На мой взгляд, прежде всего нужно получить последние данные, провести комплексное исследование бассейна реки, проанализировать ситуацию и только потом предпринимать какие-то решающие шаги. К тому же если мы говорим об экосистеме, то речь должна идти не только о самом Урале. Ведь понятие «экосистема» включает в себя не только воду реки. Это поголовье осетровых, леса, луга, весь бассейн, включая озера и притоки, водосборы, Каспийское море и еще множество других факторов. И я, как специалист, могу с уверенностью сказать, что, например, дноуглубительные работы, которые намереваются проводить в рамках программы, не только не принесут пользы, но и станут губительными для уральской экосистемы. Любое вмешательство извне губительно для нее!
    По мнению ученого и его коллег из Института степи — едва ли не единственного учреждения, профессионально занимающегося изучением проблем степного края, главное в сохранении экосистемы — не вбухивание миллионов в какие-то работы, а придание реке специального заповедного статуса с последующим жестким контролем.
    Однако пока о более щадящем режиме использования речных ресурсов не приходится даже мечтать. Ибо все чиновники, с кем приходилось говорить по поводу сложившейся ситуации, сетуют лишь на, что воды не хватает для хозяйственной деятельности. О том, что река находится на грани гибели, задумываются, прямо скажем, немногие. Учитывая сегодняшний подход государства к проблемам Урала, слова именитого ученого о сокращении присутствия человека в его бассейне кажутся едва ли не бредом. Понятно, что сдвинуть с места бюрократически-коррупционную махину, которая кормится на варварском использовании реки, практически невозможно. Однако сейчас ситуация обострилась настолько, что ее игнорирование можно назвать настоящим преступлением против будущего. Если не решить вопрос сегодня, завтра для этой величайшей реки просто не наступит.

    Светлана СОКОЛОВА


     
    Редакцияhttps://nadezhda.kz/
    Творческий коллектив газеты "Надежда"

    Последние новости

    Как повысить доверие к функционированию системы ОСМС

    18 декабря 2024 года филиалом Фонда была проведена разъяснительная...

    Рекомендуем

    Более 56 км дорог было отремонтировано в этом году в Уральске 

    В акимате города начали подводить итоги уходящего года. На...

    Сотрудник таможенной службы ЗКО получил 10 лет колонии за взяточничество

    Приговор в отношении бывшего служащего департамента государственных доходов огласили...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл