Быстрее только ветер: заправь бак правильным топливом! Адреса АЗС «Конденсат»: 1 - г. Уральск, трасса Уральск – Желаево, строение 22. 2 - Бурлинский район, г. Аксай, Промышленная зона, строение 1 А. 3 - г. Уральск, Саратовская трасса, строение 3. 4 - Бурлинский район, г. Аксай, ул. Иксанова, 172А. 5 - Зеленовский район, село Мичурино, ул. Придорожная, строение 4/9. 6 - г. Уральск, ул. Гагарина 2/6. 7 - г. Уральск, ул. Есенжанова,40 А.
1 C
Уральск
5.1 C
Аксай
Еще

    Больше чем актриса

    Актёрских судеб, абсолютно разных и совершенно неповторимых, за многолетнюю историю театра сложилось множество. Это были и счастливые, и трагичные судьбы, усыпанные розами, и с большим количеством шипов. Кого-то Его Величество театр брал под своё покровительство и оберегал под сенью своей обители, некоторых испытывал на прочность, иные покидали его намоленные стены, не дождавшись своего часа, а кто-то терпеливо ждал и верил. В судьбе актрисы Райли КУРБАНГАЛЕЕВОЙ, которой 24 сентября исполнилось бы 70 лет, было немало испытаний, но она оставалась преданной своему единственному театру-дому, который искренне любила до конца своих дней.

    Её театр начался с… вешалки
    Родилась Райля Равильевна в нашем городе, в семье далёкой от театра. Но о театре начала мечтать с раннего детства, ведь о нём с восхищением рассказывала мама Мензифа Серажитдиевна. У Райли зародилась любовь к сцене, задолго до того, как уже сложившаяся актриса, пройдя сложный и очень извилистый путь, на неё ступила. Мечта, теплившаяся в сердце и душе молодой девчонки, в дальнейшем стала реальностью. Она занималась художественной гимнастикой, увлекалась художественным чтением, планерным спортом, посещала драмкружок в Доме пионеров. Ходила в шесть кружков одновременно. И представляла себя — актрисой, жаждала играть на театральных подмостках, пытаясь воплотить мечту своей мамы, постепенно сделав её своей. Сразу после окончания школы поехала на свою малую родину — поступать в Казанское театральное училище, но опоздала на вступительные экзамены. Курс был уже набран, времени терять не хотелось, нужно было устраиваться на работу. Если для людей, далеких от театра, афоризм «Театр начинается с вешалки» был знаком, то для Райли он стал неким пророчеством. Её театр в прямом и переносном смыслах начался с вешалки. Она была принята в Казанский театр юного зрителя гардеробщицей. Не пропускала ни одного спектакля, так сильно она мечтала о сцене. Начала играть в народном театре, вскоре познакомилась с молодым артистом, выпускником театрального училища Маратом Курбангалеевым. Судьба, давая знаки, постепенно связывала её с театром. Поженившись, у пары родился первый сын Данияр, и в марте 1970 года пара переезжает в Уральск.
    Не получив специального образования, но искренне любя театр и имея огромное желание стать актрисой, Райля Равильевна была принята во вспомогательный состав театра и параллельно была помощником режиссёра. Конечно, это было счастьем и мечтой, попасть хоть и не в основной, но во вспомсостав труппы, лидером которой был талантливый Я. ПАНДЖАРИДИ. Первой ролью начинающей актрисы стала роль Маши в спектакле «Бедность не порок» А.Н. Островского. Как помощник режиссёра она вела вместе с Ниной НАУМЕНКО такие спектакли, как: «Мария» А. Салынского, «С повинной…» Л. Митрофанова, «Каракумская трагедия» О. Бодыкова, «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова, О. Табакова в нём же сыграла Ромашку, «Трибунал» М. Макаёнка, сыграв в нём Зину. Стала правой рукой многих режиссёров, помимо Панджариди, чьи спектакли вела: Ю. АВДЕЕВА, К. ХОТЯНОВСКОГО, В. ШАТИЛОВА, Е. ГОРЯИНОВА. Это и были её «институты», у них она училась, впитывала, получала те знания, которые порой, не всегда получишь в учебном заведении, знания, проверенные практикой. И училась у партнёров, артистов, которые составляли костяк труппы: Е. ВОЛОДАРСКАЯ, В. ПОПОВ, Г. ЧУМАК, К. ТАВЛИНСКАЯ, З. АКИМОВА, П. ПОДДУБНЫЙ, В. ШАТИЛОВ, П. СТРОГАНОВ, В. ДЬЯКОВ, В. НЕЧАЕВ, Р. КАПИТОНОВА и многие другие. Большой творческий путь актрисы связан с именем заслуженного артиста РСФСР П. Поддубного, с которым она бок о бок работала как помощник режиссёра и актриса в спектаклях: «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани (Цаго), «Валентин и Валентина» М. Рощина (Маша), «Дуэль» М. Байджиева, «Диктатор» Н. Анова, Ю. Померанцева (Ксанка), «Я всегда улыбаюсь» Э. Сегель (Нателла Бакрадзе), «Аленький цветочек» И. Карнауховой, Л. Браусевич (Капа) и многие другие. Конечно, это давало не только творческий рост, но и формировало мировоззрение, вкус и стало для актрисы своего рода «школой». Как помощник режиссёра она вела знаменитый спектакль «Без вины виноватые» А.Н. Островского в постановке Ю. Авдеева с Екатериной Володарской в заглавной роли, а её копилка пополнилась опытом работы с народным артистом РСФСР Олегом СТРИЖЕНОВЫМ, приглашённым на роль Незнамова. Постепенно Райлю Равильевну начали замечать режиссёры, доверяя ей роли не в массовых сценах, а второстепенные и даже основные роли. У заслуженного артиста КазССР П. Строганова она сыграла Валю в «Исповеди» Л. Горбашева, у В. Хлебникова Тансык в «Поэме о любви» Г. Мусрепова, у Л. Видавского Наташу в «Соломенной сторожке» Ю. Эдлиса, у заслуженного артиста РСФСР, народного артиста КомиАССР Н. Шамраева Галку в «Здравствуй, Крымов!» Ф. Назарова, доказав, что она не только хороший и ответственный помощник режиссёра, но и интересная, многоплановая, темпераментная актриса.
    Ян ПАНДЖАРИДИ и Александр ИНОЗЕМЦЕВ — главный и очередной режиссёры театра, в 70-80-е годы работавшие в тесном тандеме. Среди них не было никакого соперничества, а наоборот была совместная работа, направленная на благо развития театра и поднятия его художественного уровня. Оба режиссёра занимали актрису в своих спектаклях. Если Панджариди был больше постановщиком, режиссёром со своим художественным видением и миром, то Иноземцев был режиссёром- педагогом, который прорабатывал с актёром каждый нюанс роли. От каждого из них Курбангалеева взяла для себя многое, но прежде всего опыт и роли, на которых она росла как актриса на пути профессионального становления. У Иноземцева она сыграла: Настю-кружевницу в «Сказке о злых лгунах и четырёх смельчаках» Ю. Проданова, Б. Бреева, Аллу в «Притворщиках» Э. Брагинского, Э. Рязанова, Надю в «Если» С. Алёшина, Дашу в «Светит, да не греет» А.Н. Островского, Фелису в «Деревья умирают стоя» А. Касона. У Панджариди была занята в таких спектаклях, как: «Васса Железнова» М. Горького (Людмила), «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика (Рита), «Святой и грешный» М.Ворфоломеева (Лиза), «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (Терезина) и др.

    «Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его?»
    Эти строки знаменитого монолога В.Г. Белинского о театре были для неё не просто словами, которые она глубоко чувствовала, но стали своеобразным девизом по жизни. Потому что вся жизнь Р.Р. Курбангалеевой была околотеатральной. Если нет спектакля, а репетиция давно уже окончена, то её нельзя было застать ни дома, ни в театре. Она работала со зрителем, который ещё не успел полюбить театр так, как однажды и навсегда полюбила его она. Она совмещала должность актрисы с должностью уполномоченного администратора по распространению билетов. Делала она это блестяще. Наверное, весь секрет был в том, что она очень любила и свой театр, и артистов, служащих ему. Она могла сделать невозможное, собрать полный зал, привлечь зрителя, взахлёб и с упоением рассказывая о постановках, об артистах, о том, что наш театр — самый лучший. И зритель шёл. Её знали многие в городе: заведующие детских садов, завучи школ, лидеры профсоюзных организаций. И всегда успех в продаже билетов. Она отдавала себя работе всю без остатка.
    Автор данной статьи в юношеском возрасте не пропускал ни одной театральной премьеры, часто посещая один и тот же спектакль несколько раз. Познакомившись с ней, завязалась крепкая и тесная дружба. Она как человек истинно театральный, увидела «своего», «заболевшего» театром. Поняв это, начала пропускать на все спектакли театра под тайным, кодовым секретным именем: «племянник». Это имя стало на долгие годы нарицательным и служило пропуском в театр. Конечно, это говорила о масштабе её личности, о том, что она была больше чем актриса. Есть такое понятие, как человек-оркестр, так вот Курбангалеева была «человек-театр».
    Да, возможно, потенциал актрисы был раскрыт не на всю мощь, но она любила и горела свои делом. В 90-ые годы она работала с разными режиссёрами, с удовольствием репетировала те роли, которые они ей предлагали, будь то небольшая, но яркая запоминающаяся роль в вечернем спектакле, будь то роль в сказке. Сыграла: Фёклу – «Золотое перо» С. Прокофьевой, И. Токмаковой, Минну – «Ребро Адама» Л. Йотуни (у А.Тарасова), Гортензию – «Хрустальный башмачок» Т. Габбе (у Ю.Ковалёва), Бабу-Ягу – «Про Федота-стрельца» Л. Филатова (у В. Абрамяна), Бедину – «Мнимый больной» Ж. Мольера (у А. Урбановича), Тайку Горшкову – «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича (у Ю. Коненкина), Устинью Наумовну – «Свои люди — сочтёмся» А.Н. Островского (у А. Бибекина), Катю – «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова (у М. Курбангалеева), Мелиту – «Эзоп» Г. Фигейреду (у А. Царёвой), Мавру Денисовну — «Дикарка» А.Н. Островского (у Е. Абраамяна) и другие.
    В 2000-ых годах сыграла драматическую роль Шарбану в «Импульсе» по С. Муканову, став Лауреатом премии XI Республиканского фестиваля театров Казахстана за лучшую роль второго плана. Из работ этого современного периода зрителям запомнились: авантюрная сваха Кабато — «Проделки Ханумы» А. Цагарели, пройдоха Кубыркина – «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба, гротесковая Шарлотта Ивановна – «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, проникновенная Лошадь Сестричка – «Очень простая история» М. Ладо, добрейшая и светлая Ксения Петровна – «Синий платочек» В. Катаева, яркая Баба-Яга – «До третьих петухов» В. Шукшина.
    Последней работой актрисы была роль Софьи Ивановны в спектакле «Пока она умирала» Н. Птушкиной. Хочется верить, что название спектакля не стало роковым, это просто совпадение и случайность, в этом нет никакой мистической подоплеки, но роль для неё стала последней. Жизнь Райли Курбангалеевой трагически оборвалась. Но, в этом спектакле её работа была особой и отличной от её предыдущих работ. Она была как никогда и нигде интеллигентной и спокойной, мягкой и располагающей к себе, такой искренней и светлой. Такой Вы нам и запомнились, дорогая Райля Равильевна.


     

    Последние новости

    620 тысяч гектаров неиспользуемых земель ЗКО возвращено в госсобственность

    Об этом рассказал аким Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев на...

    «Я расскажу Тебе!…»

    В музее «Старый Уральскъ» прошел вечер памяти Татьяны Николаевны...

    Рекомендуем

    Спрос на сжиженный газ в ЗКО вырос на 10%

    На десять процентов вырос спрос на топливный газ в...

    Жители дач общества «Венера» в Уральске не могут добиться от властей домов взамен затопленных весенним паводком

    Несколько десятков жителей дачного общества «Венера» который месяц добиваются...

    Похожие материалы!
    Рекомендуем

    Стань нашим папарацци!

    Для отправки информации заполните эту форму, пожалуйста

    Вы можете загрузить до 5 файлов.
    Максимальный допустимый размер файла 10MB.
    Пожалуйста, опишите отправляемый файл