Актёрских судеб, абсолютно разных и совершенно неповторимых, за многолетнюю историю театра сложилось множество. Это были и счастливые, и трагичные судьбы, усыпанные розами, и с большим количеством шипов. Кого-то Его Величество театр брал под своё покровительство и оберегал под сенью своей обители, некоторых испытывал на прочность, иные покидали его намоленные стены, не дождавшись своего часа, а кто-то терпеливо ждал и верил. В судьбе актрисы Райли КУРБАНГАЛЕЕВОЙ, которой 24 сентября исполнилось бы 70 лет, было немало испытаний, но она оставалась преданной своему единственному театру-дому, который искренне любила до конца своих дней.
Её театр начался с… вешалки
Родилась Райля Равильевна в нашем городе, в семье далёкой от театра. Но о театре начала мечтать с раннего детства, ведь о нём с восхищением рассказывала мама Мензифа Серажитдиевна. У Райли зародилась любовь к сцене, задолго до того, как уже сложившаяся актриса, пройдя сложный и очень извилистый путь, на неё ступила. Мечта, теплившаяся в сердце и душе молодой девчонки, в дальнейшем стала реальностью. Она занималась художественной гимнастикой, увлекалась художественным чтением, планерным спортом, посещала драмкружок в Доме пионеров. Ходила в шесть кружков одновременно. И представляла себя — актрисой, жаждала играть на театральных подмостках, пытаясь воплотить мечту своей мамы, постепенно сделав её своей. Сразу после окончания школы поехала на свою малую родину — поступать в Казанское театральное училище, но опоздала на вступительные экзамены. Курс был уже набран, времени терять не хотелось, нужно было устраиваться на работу. Если для людей, далеких от театра, афоризм «Театр начинается с вешалки» был знаком, то для Райли он стал неким пророчеством. Её театр в прямом и переносном смыслах начался с вешалки. Она была принята в Казанский театр юного зрителя гардеробщицей. Не пропускала ни одного спектакля, так сильно она мечтала о сцене. Начала играть в народном театре, вскоре познакомилась с молодым артистом, выпускником театрального училища Маратом Курбангалеевым. Судьба, давая знаки, постепенно связывала её с театром. Поженившись, у пары родился первый сын Данияр, и в марте 1970 года пара переезжает в Уральск.
Не получив специального образования, но искренне любя театр и имея огромное желание стать актрисой, Райля Равильевна была принята во вспомогательный состав театра и параллельно была помощником режиссёра. Конечно, это было счастьем и мечтой, попасть хоть и не в основной, но во вспомсостав труппы, лидером которой был талантливый Я. ПАНДЖАРИДИ. Первой ролью начинающей актрисы стала роль Маши в спектакле «Бедность не порок» А.Н. Островского. Как помощник режиссёра она вела вместе с Ниной НАУМЕНКО такие спектакли, как: «Мария» А. Салынского, «С повинной…» Л. Митрофанова, «Каракумская трагедия» О. Бодыкова, «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова, О. Табакова в нём же сыграла Ромашку, «Трибунал» М. Макаёнка, сыграв в нём Зину. Стала правой рукой многих режиссёров, помимо Панджариди, чьи спектакли вела: Ю. АВДЕЕВА, К. ХОТЯНОВСКОГО, В. ШАТИЛОВА, Е. ГОРЯИНОВА. Это и были её «институты», у них она училась, впитывала, получала те знания, которые порой, не всегда получишь в учебном заведении, знания, проверенные практикой. И училась у партнёров, артистов, которые составляли костяк труппы: Е. ВОЛОДАРСКАЯ, В. ПОПОВ, Г. ЧУМАК, К. ТАВЛИНСКАЯ, З. АКИМОВА, П. ПОДДУБНЫЙ, В. ШАТИЛОВ, П. СТРОГАНОВ, В. ДЬЯКОВ, В. НЕЧАЕВ, Р. КАПИТОНОВА и многие другие. Большой творческий путь актрисы связан с именем заслуженного артиста РСФСР П. Поддубного, с которым она бок о бок работала как помощник режиссёра и актриса в спектаклях: «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани (Цаго), «Валентин и Валентина» М. Рощина (Маша), «Дуэль» М. Байджиева, «Диктатор» Н. Анова, Ю. Померанцева (Ксанка), «Я всегда улыбаюсь» Э. Сегель (Нателла Бакрадзе), «Аленький цветочек» И. Карнауховой, Л. Браусевич (Капа) и многие другие. Конечно, это давало не только творческий рост, но и формировало мировоззрение, вкус и стало для актрисы своего рода «школой». Как помощник режиссёра она вела знаменитый спектакль «Без вины виноватые» А.Н. Островского в постановке Ю. Авдеева с Екатериной Володарской в заглавной роли, а её копилка пополнилась опытом работы с народным артистом РСФСР Олегом СТРИЖЕНОВЫМ, приглашённым на роль Незнамова. Постепенно Райлю Равильевну начали замечать режиссёры, доверяя ей роли не в массовых сценах, а второстепенные и даже основные роли. У заслуженного артиста КазССР П. Строганова она сыграла Валю в «Исповеди» Л. Горбашева, у В. Хлебникова Тансык в «Поэме о любви» Г. Мусрепова, у Л. Видавского Наташу в «Соломенной сторожке» Ю. Эдлиса, у заслуженного артиста РСФСР, народного артиста КомиАССР Н. Шамраева Галку в «Здравствуй, Крымов!» Ф. Назарова, доказав, что она не только хороший и ответственный помощник режиссёра, но и интересная, многоплановая, темпераментная актриса.
Ян ПАНДЖАРИДИ и Александр ИНОЗЕМЦЕВ — главный и очередной режиссёры театра, в 70-80-е годы работавшие в тесном тандеме. Среди них не было никакого соперничества, а наоборот была совместная работа, направленная на благо развития театра и поднятия его художественного уровня. Оба режиссёра занимали актрису в своих спектаклях. Если Панджариди был больше постановщиком, режиссёром со своим художественным видением и миром, то Иноземцев был режиссёром- педагогом, который прорабатывал с актёром каждый нюанс роли. От каждого из них Курбангалеева взяла для себя многое, но прежде всего опыт и роли, на которых она росла как актриса на пути профессионального становления. У Иноземцева она сыграла: Настю-кружевницу в «Сказке о злых лгунах и четырёх смельчаках» Ю. Проданова, Б. Бреева, Аллу в «Притворщиках» Э. Брагинского, Э. Рязанова, Надю в «Если» С. Алёшина, Дашу в «Светит, да не греет» А.Н. Островского, Фелису в «Деревья умирают стоя» А. Касона. У Панджариди была занята в таких спектаклях, как: «Васса Железнова» М. Горького (Людмила), «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика (Рита), «Святой и грешный» М.Ворфоломеева (Лиза), «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (Терезина) и др.
«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его?»
Эти строки знаменитого монолога В.Г. Белинского о театре были для неё не просто словами, которые она глубоко чувствовала, но стали своеобразным девизом по жизни. Потому что вся жизнь Р.Р. Курбангалеевой была околотеатральной. Если нет спектакля, а репетиция давно уже окончена, то её нельзя было застать ни дома, ни в театре. Она работала со зрителем, который ещё не успел полюбить театр так, как однажды и навсегда полюбила его она. Она совмещала должность актрисы с должностью уполномоченного администратора по распространению билетов. Делала она это блестяще. Наверное, весь секрет был в том, что она очень любила и свой театр, и артистов, служащих ему. Она могла сделать невозможное, собрать полный зал, привлечь зрителя, взахлёб и с упоением рассказывая о постановках, об артистах, о том, что наш театр — самый лучший. И зритель шёл. Её знали многие в городе: заведующие детских садов, завучи школ, лидеры профсоюзных организаций. И всегда успех в продаже билетов. Она отдавала себя работе всю без остатка.
Автор данной статьи в юношеском возрасте не пропускал ни одной театральной премьеры, часто посещая один и тот же спектакль несколько раз. Познакомившись с ней, завязалась крепкая и тесная дружба. Она как человек истинно театральный, увидела «своего», «заболевшего» театром. Поняв это, начала пропускать на все спектакли театра под тайным, кодовым секретным именем: «племянник». Это имя стало на долгие годы нарицательным и служило пропуском в театр. Конечно, это говорила о масштабе её личности, о том, что она была больше чем актриса. Есть такое понятие, как человек-оркестр, так вот Курбангалеева была «человек-театр».
Да, возможно, потенциал актрисы был раскрыт не на всю мощь, но она любила и горела свои делом. В 90-ые годы она работала с разными режиссёрами, с удовольствием репетировала те роли, которые они ей предлагали, будь то небольшая, но яркая запоминающаяся роль в вечернем спектакле, будь то роль в сказке. Сыграла: Фёклу – «Золотое перо» С. Прокофьевой, И. Токмаковой, Минну – «Ребро Адама» Л. Йотуни (у А.Тарасова), Гортензию – «Хрустальный башмачок» Т. Габбе (у Ю.Ковалёва), Бабу-Ягу – «Про Федота-стрельца» Л. Филатова (у В. Абрамяна), Бедину – «Мнимый больной» Ж. Мольера (у А. Урбановича), Тайку Горшкову – «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича (у Ю. Коненкина), Устинью Наумовну – «Свои люди — сочтёмся» А.Н. Островского (у А. Бибекина), Катю – «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова (у М. Курбангалеева), Мелиту – «Эзоп» Г. Фигейреду (у А. Царёвой), Мавру Денисовну — «Дикарка» А.Н. Островского (у Е. Абраамяна) и другие.
В 2000-ых годах сыграла драматическую роль Шарбану в «Импульсе» по С. Муканову, став Лауреатом премии XI Республиканского фестиваля театров Казахстана за лучшую роль второго плана. Из работ этого современного периода зрителям запомнились: авантюрная сваха Кабато — «Проделки Ханумы» А. Цагарели, пройдоха Кубыркина – «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба, гротесковая Шарлотта Ивановна – «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, проникновенная Лошадь Сестричка – «Очень простая история» М. Ладо, добрейшая и светлая Ксения Петровна – «Синий платочек» В. Катаева, яркая Баба-Яга – «До третьих петухов» В. Шукшина.
Последней работой актрисы была роль Софьи Ивановны в спектакле «Пока она умирала» Н. Птушкиной. Хочется верить, что название спектакля не стало роковым, это просто совпадение и случайность, в этом нет никакой мистической подоплеки, но роль для неё стала последней. Жизнь Райли Курбангалеевой трагически оборвалась. Но, в этом спектакле её работа была особой и отличной от её предыдущих работ. Она была как никогда и нигде интеллигентной и спокойной, мягкой и располагающей к себе, такой искренней и светлой. Такой Вы нам и запомнились, дорогая Райля Равильевна.